Введение.Задача обеспечения дальнейшего развития транспорта, деятельность которого сопровождается крупномасштабным загрязнением окружающей среды, как никогда актуальна сейчас для человечества [1], и поэтому большинство мировых компаний направили основной вектор развития техники, которая соответствует экологическим нормативам. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) подвергаются нормативным проверкам под стандарты выброса вредных веществ, таких как углекислый газ, угарный газ, углеводороды. В случае дизельного двигателя нормируются также выбросы твёрдых фракций сажи. При эксплуатации электромобиля выбросов загрязняющих веществ напрямую не происходит, поэтому его считают экологически безопасным в использовании.
На сегодняшний день большинство главных автомобильных концернов заявляют, что к 2030 году полностью остановят производство автотранспортных средств с ДВС и перейдут на безконкурентное производство электромобилей.
Цель данной работы: на основе информации, содержащейся в открытых источниках, рассмотреть вопрос, насколько переход от автомобилей с ДВС на электромобили отвечает задаче устойчивого развития.
Основная часть. Электромобили являются потребителями электроэнергии, сами её вырабатывать они не способны. Это означает, что такой автомобиль сначала должен получить энергию извне, накопить её и уже впоследствии израсходовать на движение. На сегодняшний день тепловые электростанции являются лидерами по выработке электроэнергии, они работают на нефтепродуктах, преобразуют тепловую энергию горения в электрическую [2]. Выбросы таких станций аналогичны выбросам ДВС, но объёмы образующихся вредных веществ тут колоссальны, так как они работают постоянно, питая электроэнергией целые города и страны, которые нуждаются в энергии ежесекундно. Немаловажной проблемой эксплуатации электромобилей является инфраструктура, которая должна обеспечивать зарядкой весь парк (миллионы) электромобилей. Полный цикл зарядки составляет от 16 часов до 24 часов [3]. На сегодняшний момент в городах недостаточно свободных площадей, где можно было бы установить сотни тысяч зарядок. К тому же повышение потребления электроэнергии будет сильно сказываться на экономике страны, а, следовательно, цены на электроэнергию будут расти для всех, и те, кто не имеют таких автомобилей, косвенно всё равно будут платить за потребление электроэнергии, расходуемую на заряд электромобилей.
Самой главной проблемой электромобиля являются их аккумуляторы. На сегодняшний день доля перерабатываемых аккумуляторов составляет всего 5% от общего количества, а утилизация путём хранения на складах выводит из хозяйственного использования огромные площади земли, на которой впоследствии, даже через сотни лет, агропромышленность в этих местах будет отсутствовать, так как территория будет непригодной из-за поражения вредными химическими веществами [4]. Аккумуляторы, установленные на электромобили, часто выходят из строя при резкой смене температурных условий. Большинство аккумуляторов после работы в зимних условиях теряют свою зарядную ёмкость вдвое, а при запасе хода в тридцать километров, они не могут в дальнейшем эксплуатироваться, так как не отвечают установленным требованиям.
Немалой проблемой является способность электромобилей самовозгораться или загораться в случае дорожно-транспортных происшествий. Короткие замыкания моментально приводят к возгоранию. Также отметим, что для ремонта таких автомобилей должно быть достаточное число квалифицированных специалистов, имеющих необходимую категорию и допуск для работы с электричеством.
Выводы
Электромобили имеют ряд недостатков, которые на сегодняшний день противоречат успешному решению экологических проблем. Этот тип автомобилей можно будет использовать только в том случае, если электроэнергетика всего мира перейдёт на возобновляемые источники энергии. Для перехода на электромобили требуется полное переоснащение инфраструктуры, включающее в себя не только строительство комплексовзарядных станций, но и замены электрической сети в целом. На сегодняшний день, как представляется, актуальней обратить внимание на альтернативные виды топлива для двигателей внутреннего сгорания, которые позволят с наименьшими затратами и в кротчайшие сроки снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Список литературы
Экология транспорта и устойчивое развитие: Учебник для бакалавров и магистров / Л.И. Ведихина, В.В. Донченко, Н.А. Евстигнеева [и др.]; Под редакцией И.В. Карапетянц, Е.И. Павловой. М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. 370 с. ISBN 978-5-907055-72-8.
Ткачева Т.М., Горобец А.С., Краев А.Д. Электромобиль: расходы и экономия // Наукосфера. 2021. № 5-2. С. 140-146. DOI 10.5281/zenodo.4817264.
Электромобиль: перспективы и проблемы// Наука и жизнь. 2020. № 5. С. 43-48. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/38700/ (дата обращения: 23.01.2022).
Ткачева Т.М., Волков Н.С. Электромобиль и защита окружающей среды // Наукосфера. 2021. № 5-2. С. 147-151. DOI 10.5281/zenodo.4817274.