ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИКРОСКОПА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БОТАНИКИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИКРОСКОПА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БОТАНИКИ

Соловьёва А.Л. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Применение практических занятий на уроках биологии, начиная с 5 класса, очень значимы для углубления и закрепления знаний учащихся. К тому же уроки с микроскопом вызывают интерес у школьников.

Анализируя учебную литературу для школьников шестого класса, можно сказать, что некоторые темы школьного курса биологии требуют навыков правильного пользования микроскопом и применение знаний, полученных на уроках. В школьном курсе биологии шестого класса есть темы, которые связаны с клеточным строением организмов, например, «Зоны (участки) корня», «Клеточное строение листа», «Строение стебля», «Видоизменения побегов», «Цветок».

Используя материалы учебников и дополнительную литературу, мы составили ряд опытов по каждой теме, где требуется использование микроскопа, для изучения внутреннего строения того или иного объекта в биологии.

В теме «Зоны (участки) корня» обучающиеся могут рассмотреть апекс корня лука под микроскопом. Для этого необходимо положить корешок на предметное стекло и отделить кончик корешка с чехликом. Кончиком пинцета или препаровальной иглой размельчить кончик корешка, копнуть каплю дистиллированной воды и накрыть покровным стеклом. Мягким ударом кончика препаровальной иглы распределить клетки под покровным стеклом. Исследовать препарат под микроскопом [1].

В теме «Клеточное строение листа» можно предложить рассмотреть с помощью цифрового микроскопа и демонстрации изображения на экране постоянный препарат разреза листа камелии и поперечный срез листа фикуса. Школьники зарисовывают препарат и наносят соответствующие обозначения [1].

В теме «Строение стебля» можно рекомендовать провести лабораторную работу на этапе изучения нового материала с использованием готового микропрепарата, такого как поперечный срез стебля липы [2].

В теме «Видоизменения побегов» изучение клетки кожицы чешуи лука и крахмальных зёрен в клетках клубня картофеля с использованием метода микроскопирования будет способствовать дальнейшему развитию практически навыков. Для приготовления препарата кожицы чешуи лука нужно нанести на предметное стекло 1-2 капли воды, осторожно снять препаровальной иглой небольшой кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука, положить кусочек кожицы в каплю воды и накрыть покровным стеклом. Рассматривают препарат при малом и большом увеличении. Школьники зарисовывают микропрепарат и обозначают оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Затем окрашивают препарат раствором йода и обозначают, какие изменения произошли при окрашивании препарата [2]. Для приготовления препарата «Крахмальные зерна в клетках клубня картофеля клубненосного» необходимо сделать тонкий срез мякоти клубня и положить в каплю воды на предметное стекло, затем капнуть водной настойки йода и накрыть покровным стеклом [1].

В теме «Цветок» можно рассмотреть строение тычинки и пестика. Школьники рассматривают готовые микропрепараты пыльцевого гнезда и пыльника [2].

Таким образом, проведение лабораторных работ с использованием микроскопа важно проводить при изучении материала, так как данная работа расширяет мировоззрение учащихся по определенной теме при изучении основ биологии. Обучающиеся лучше понимают структуру того или иного объекта, изучая его клеточное строение, а также они могут увидеть и изучить микроскопических животных и растений и их особенности жизнедеятельности при помощи микроскопирования.

Список использованных источников

Биология : 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк ; под ред. В.В. Пасечник ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – Москва : Просвещение, 2012. – 160 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Сухова, Т.С. Биология : 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 176 с. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 60