Анализ эффективности услуг аренды локомотивов на путях необщего пользования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Анализ эффективности услуг аренды локомотивов на путях необщего пользования

Гладышева О.Ф. 1, Серерова М.О. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одной из главных целей деятельности ОАО «РЖД» является увеличение прибыли и снижение расходов компании. В данной статье рассмотрим повышение доходов компании от сдачи локомотивов аренду грузоотправителям, имеющим пути необщего пользования.

Компания ОАО «РЖД» оказывает широкий печень услуг, которые включают в себя как собственно перевозочные, так и прочие виды деятельности, к которым относятся сдача в аренду свободных основных средств недвижимого и движимого имущества. Если эффективность аренды недвижимого имущества очень высока, что показывают значения рентабельности данного вида услуг (в связи с небольшими текущими затратами), аренда движимого имущества, в частности локомотивов, имеет гораздо меньшую рентабельность, что объясняется существенными переменными расходами, возникающими при оказании данного вида услуг. Ответственными исполнителями за оказание услуг по аренде локомотивов являются региональные дирекции тяги.

Для сужения предмета исследования следует выделить услуги, предоставляемые сторонним клиентам на железнодорожных путях общего и необщего пользования. Аренда локомотивов у ОАО «РЖД» на путях общего пользования осуществляется для перевозки основных видов грузов по тарифу через центр фирменного транспортного обслуживания, пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении, а также для различных видов ремонта, модернизации и строительства. Основным заказчиком работ при ремонте выступает ОАО «РЖД», вид работ зависит от целей и источника финансирования.

В свою очередь, железнодорожные пути необщего пользования - это подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Порядок предоставления локомотивов ОАО "РЖД" в аренду для эксплуатации на железнодорожных путях необщего пользования определен Распоряжением ОАО "РЖД" №2655р от 10.11.2015 г. 

Цель исследования: Анализ иповышение эффективности оказания услуг по предоставлению в аренду локомотивов сторонним организациям на путях необщего пользования.

Материалы и методы исследования.

Исходной информацией для проведения исследования стали материалы управленческой и производственно-статистической отчетности региональной дирекции тяги. Авторами использовался ретроспективный и факторный анализ, а также метод технико-экономических расчетов расходов, связанных с эксплуатационной работой локомотивов.

В качестве объекта исследования была взята региональная дирекции тяги.

Предмет исследования – механизм формирования затрат и финансового результата от анализируемых услуг.

Результаты исследования и их обсуждение.

Рассматриваемая региональная дирекция тяги является одним из структурных подразделений Центральной дирекции тяги, которая, в свою очередь, является филиалом ОАО «РЖД». Основным видом деятельности данного структурного подразделения является обеспечение грузовых и пассажирских перевозок локомотивами и выполнение маневровой работы при формировании и переформировании поездов на станциях. В составе дирекции тяги находятся 8 эксплуатационных депо, численность персонала составляет 10582 человека, из которых большая часть это машинисты и помощники машинистов.

Дирекция тяги имеет высокий удельный вес общих затратах ОАО «РЖД» (более 30%), так как является балансодержателем парка локомотивов и работодателем для локомотивных бригад. Бригадами рассматриваемой дирекции тяги обслуживается участок главного хода Транссиба от станции Петровский Завод до станции Архара, а также ответвление в сторону КНР – «Южный ход».

Кроме основных видов деятельности дирекция тяги предоставляет услуги локомотивного комплекса сторонним организациям (то, что называется прочие виды деятельности). Объем этих услуг достаточно значителен, что связано с современной структурой компании и взаимодействием с дочерними обществами – сервисными компаниями, операторами пассажирских перевозок и др.

Прочие виды деятельности (ПВД) направлены на получение дополнительных доходов для повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта. Бюджет затрат по подсобно-вспомогательной деятельности по основным бизнес-блокам делится следующим образом:

- ремонт подвижного состава – ремонт локомотивов сторонним контрагентам;

- реализация металлолома – сдача лома компании, принимающей металлолом;

- услуги для пассажирских пригородных компаний (ППК);

- аренда тягового подвижного состава (ТПС) и услуги локомотивных бригад в дальнем следовании - предоставление услуг аренды подвижного состава работающего в пассажирском движении дальнего следования;

- аренда недвижимого имущества – аренда зданий;

- аренда движимого имущества – аренда локомотивов на путях необщего пользования;

- прочие услуги – услуги по оказанию производственной практики, осмотр локомотива;

- товары реализованные – реализация топлива сервисной компании;

- строительство – предоставление локомотивов согласно наряд-заказа заказчику работ Дирекции по ремонту пути по объектам ЦУКС (капитального строительства).

Структура и финансовые результаты по прочим видам деятельности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Финансово-экономические показатели по прочим видам деятельности региональной дирекции тяги за 2020 год, млн. р.

Услуги

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Финансовый результат

Аренда для ФПК

1498.358

1198.200

300.158

Аренда для ППК

0.000

229.777

-229.777

реализация металлолома

38.060

33.001

5.059

товары реализованные

29.659

27.056

2.602

аренда недвижимого имущества

2.421

0.216

2.205

прочие

5.963

2.101

3.862

ремонт подвижного состава

8.126

6.146

1.979

сдача в аренду движимого имущества

24.388

6.781

17.607

строительство

0.000

6.972

-6.972

Всего

1 606.974

1 510.250

96.724

Как видно по результатам анализа за 2020 год, по бизнес-блоку «Оказание услуг ФПК» получена значительная прибыль, которая определила весь финансовый результат дирекции, это связано с ростом объемных показателей по аренде локомотивов. По блоку «Сдача в аренду локомотивов» получено 17,6 млн. руб. прибыли по отношения к 6,8 млн. руб. расходов. Такая высокая рентабельность этого вида услуг (почти 260%) получена по причине не попадания части расходов, связанных с сервисным обслуживанием и амортизацией локомотивов, из-за отсутствия (на данном этапе) настроек в информационных системах по распределению затрат на данный блок.

Полученный финансовый результат обусловлен обновлением методической базы для расчета ставок на услуги по аренде локомотивов на путях необщего пользования [4]. Согласно принятой методике, ставки рассчитываются по сериям локомотивов, по территориям железных дорог на основе экономически обоснованной себестоимости содержания локомотивов ОАО "РЖД" при предоставлении их в аренду сторонним организациям.

При расчете экономически обоснованной ставки арендной платы за локомотивы ОАО "РЖД" учитываются следующие группы расходов:

Специфические (прямые производственные) расходы Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", включая ее региональные дирекции (ЦТ, Т);

Расходы филиалов ОАО "РЖД", обеспечивающих работу региональных дирекций тяги в границах территорий железных дорог;

Общепроизводственные, общехозяйственные расходы Дирекции тяги и ее региональных дирекций (ЦТ, Т);

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы региональных центров корпоративного управления (РЦКУ), отнесенные на региональные дирекции тяги;

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы на содержание центрального аппарата управления ОАО "РЖД" (ЦА), отнесенные на региональные дирекции тяги.

Арендная плата за локомотивы ОАО "РЖД" должна компенсировать расходы на содержание локомотивов, которые определяются ставкой платы за пользование локомотивами, и расходы на ремонт локомотивов, которые определяются ставкой платы за ремонт локомотивов. Таким образом, основные расходы, формирующие ставку можно разделить на 2 группы:

1. Расходы, формирующие ставку платы за пользование локомотивами, которые включают:

- расходы по амортизации локомотивов;

- расходы по налогу на имущество за локомотивы;

- расходы на страхование локомотивов.

2. Расходы, формирующие ставку платы за ремонт локомотивов , которые включают:

- расходы на сервисное обслуживание локомотивов;

- расходы на средний и капитальный ремонт локомотивов в условиях локомотиворемонтных заводов;

- расходы на передислокацию локомотивов в ремонт и из ремонта;

- вспомогательные локальные расходы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов по территории железной дороги;

- дополнительные расходы, не входящие в ставку сервисного обслуживания локомотивов (расходы на установку линейного оборудования на локомотивы;

- расходы на техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения, жизнеобеспечения и ресурсосбережения).

Расходы на сервисное обслуживание, средний и капитальный ремонт и расходы на передислокацию локомотива в ремонт и из ремонта зависят от интенсивности использования локомотива.

При расчете платы при предоставлении локомотивов ОАО "РЖД" в аренду учитывается плановый уровень рентабельности, устанавливаемый в зависимости от вида движения. Рентабельность на прочие услуги, заказчиками которых выступают сторонние организации, не входящие в холдинг ОАО "РЖД" устанавливается рентабельность 35%.

По причине того, что работы на путях необщего пользования осуществляются для нужд частных собственников (третьих лиц) право выбора способа аренды локомотивов остаётся за собственником путей необщего пользования. Полученные высокие значения рентабельности данного вида услуг, вызванные этапом внедрения в информационных системах обновленной методической базы, не дают на настоящий момент сделать объективные выводы об эффективности данных услуг. Но по оценкам специалистов экономической службы фактические значения рентабельности близки к плановым и составляют около 35%.

Для развития данного высокорентабельного бизнес-блока были оценены риски при оказании услуг аренды локомотивов на путях необщего пользования, и выделены следующие моменты:

Отсутствие анализа рынка предоставляемых услуг по аренде локомотивов;

Отсутствие настроек отнесения затрат по сервисному обслуживанию и амортизации;

Отсутствие рекламы предоставляемых услуг;

Длительное заключение договора до 2 месяцев;

Несоответствие штатного расписания объёмам выполняемой работы.

Для устранения выявленных рисков предлагается:

провести анализ производственных, горнодобывающих предприятий, загруженности путей необщего пользования;

настроить настройки по отнесению затрат по сервисному обслуживанию и амортизации;

провести рекламную компанию с целью привлечения дополнительных клиентов, создание сайта;

пересмотреть порядок документооборота, снизить количество дней заключения договора;

пересмотреть штатное расписание с привлечением сотрудников по срочным договорам.

Заключение.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что сдача в аренду маневровых локомотивов на пути необщего пользования имеет существенный положительный результат для повышения доходов региональных дирекций тяги и ОАО «РЖД» в целом. Однако, необходимо более внимательно относится в анализу рынка данного вида услуг и устойчивому положению на нем, для снижения рисков падения объемов и появления конкурентов.

Список литературы:

Федеральный закон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Распоряжение ОАО «РЖД» от 10 ноября 2015 года №2655р «Об утверждении документов, регулирующих предоставление в аренду локомотивов ОАО "РЖД" для эксплуатации на железнодорожных путях необщего пользования

Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012 — 536 с.

Распоряжение ОАО «РЖД» от 28 февраля 2020 г. №440/р «О совершенствовании порядка расчета стоимости услуг»

Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др., Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса – М.: УМЦ ЖДТ, 2008

Просмотров работы: 43