АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА ЗАКУПОК И ЗАПАСОВ В СИСТЕМЕ СКВОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДМВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА ЗАКУПОК И ЗАПАСОВ В СИСТЕМЕ СКВОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДМВ

Эрекайкина А.В. 1, Спицына И.Н. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовое планирование есть планирование всех направлений доходов и расходов денежных средств для обеспечения деятельности предприятия. Показателем уровня развития и формализации данной функции является система бюджетирования. То есть бюджеты представляют собой совокупность управленческих планов [1].

В практике распространено деление планирования и планов по временному признаку на долгосрочное - свыше одного года, текущее (квартальное) и оперативное (месяц с разбивкой на декады, недели или дни).

В процессе достижения поставленных целей организации сталкиваются с различными проблемами, инструментом решения которых выступает бюджетирование [2].

В книге «Бюджетирование: шаг за шагом» авторы делят процесс бюджетирования на три сегмента - планирование, разработку и контроль бюджетов, то есть деятельность в рамках этапов планирования и осуществления бюджета. Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Таким образом, бюджетирование - процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.

Методология построения бюджетных планов реализуется на основе формирования нескольких разновидностей бюджетов: продаж; производства; запасов и закупок; затрат; амортизации оборудования; энергопотребления; фондов оплаты труда и т.д., которые впоследствии формируются в единый сводный бюджет предприятия и представляются в табличной форме.

В соответствии с Регламентом формирования и контроля бюджетных параметров филиалов ОАО «РЖД» (Распоряжение от 28.04.2014 №1039р «О повышении эффективности бюджетного управления прочими видами деятельности ОАО «РЖД») единый бюджетный механизм, представленный в компании является составным. В системе бюджетного управления используются операционные и финансовые бюджеты. Структура сводного бюджета компании представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура сводного бюджета компании

Операционные бюджеты по основным функциональным направлениям деятельности фокусируются на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Операционные бюджету являются основой для составления финансовых бюджетов, в них содержится информация для финансового планирования (бюджет производства, бюджет затрат, бюджет запасов и закупок и др.) Система операционных бюджетов координирует деятельность всех подразделений предприятия

Финансовые бюджеты отражают финансовое состояние компании и служат для планирования и учета бюджетных показателей в денежном исчислении, используются для расчета результатов производственно-экономической деятельности: выручки, затрат и финансового результата. Финансовые бюджеты – планы или прогнозы будущих бухгалтерских отчетов (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс и др.)[3].

Все бюджеты, представленные в компании являются взаимосвязанными между собой.

Бюджет закупок и запасов относится к операционным бюджетам, но в тоже время влияет и на финансовые бюджеты.

Формирование финансового бюджета закупок и запасов для региональной дирекции моторвагонного подвижного состава (далее – дирекция) является сложным процессом, так как должен быть способен своевременно и в полной мере исполнить необходимую потребность в материально-технических ресурсах (МТР), с учетом основных производственных задач, возложенных на нее ОАО «РЖД» и выполняя заданные параметры финансовых бюджетов. Основной деятельностью дирекции является предоставление услуг моторвагонного подвижного состава и организация его эксплуатации, содержания, технического обслуживания и ремонта по заказам перевозчиков, данная деятельность напрямую связана с безопасностью движения.

Дирекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции [4]:

- организует оказание услуг по предоставлению подвижного состава в составе единиц.

- принимает меры по поддержанию подвижного состава в составе единиц и необходимого количества тяговых бригад в соответствии с установленными нормативами.

- следит за техническим состоянием подвижного состава нескольких единиц, а также за соблюдением процесса технического обслуживания и ремонта.

- регулирует работу подвижного состава в составе единиц и локомотивных бригад в соответствии с условиями и технологией движения поездов;

- Участвует в разработке нормативных и нормативно-технических документов ОАО «РЖД», определяющих периодичность и условия ремонта и модернизации подвижного состава подвижного состава.

- обеспечивает нормативно-правовое и методическое обеспечение подготовки кадров тяговых бригад, их профессионального отбора, повышения квалификации, отработки конструкции и эксплуатации многоместного подвижного состава;

- участвует в составлении технических требований, в согласовании технической документации на разработку и строительство железнодорожного подвижного состава, его отдельных узлов;

- обеспечивает выполнение расписания движения поездов, разрабатывает мероприятия и готовит предложения по совершенствованию расписания движения пригородных пассажирских поездов;

- определяет плановые нормы расхода топливно-энергетических ресурсов, обеспечивает их эффективное использование за счет технических средств экономии ресурсов.

- планирует, организует и контролирует эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, модернизацию железнодорожного подвижного состава Центральной дирекции в пределах средств, выделяемых РЖД на эти цели и др.

Бюджет запасов и закупок формируется исходя из бюджета производства, в соответствии с потребностью подразделений дирекции в МТР для осуществления своей деятельности. Потребность в МТР определяется на основе нормативов расхода материалов и программе ремонта моторвагонного подвижного состава.

При планировании закупок материалов учитывают требуемое количество материалов на планируемый объем производства и запасы материалов на начало отчетного периода, за счет которых можно покрыть часть потребности в материалах на производство в отчетном периоде. Отсюда плановую закупку материалов определяют как разность требуемого количества материалов на планируемый объем производства и запасы материалов имеющихся на начало отчетного периода.

Также учитывается норматив запаса материалов на конец отчетного периода, который необходимо иметь для исключения сбоев в производстве в случае отсутствия материалов при их несвоевременной поставке. Потребность в материалах не должна иметь пиковых значений, должна быть рационально спланирована и соответствовать реальным возможностям предприятия, при необходимости с учетом согласованного привлечения материалов, как внутри предприятия, так и со стороны. Бюджет запасов и закупок материалов составляют исходя из следующей формулы соблюдения правила баланса этих показателей: Запас материалов на начало отчётного периода + Планируемое заготовления материалов в отчётном периоде = Планируемые затраты материалов на планируемый объём производства + Норматив запаса материалов на конец отчётного периода.

Исходя из бюджета производства, разрабатывается бюджет затрат. Для определения объемов производства в стоимостном выражении и расходов на производство необходимо знать себестоимость единицы продукции, работ и услуг. Ее определяют из бюджета затрат. Бюджет затрат предназначен для планирования и контроля затрат по видам деятельности, по статьям и элементам затрат, с распределением накладных расходов на общепроизводственные и общехозяйственные.

Бюджет запасов и закупок предназначен для планирования потребности в сырье, материалах и топливе, а также товарах - приобретении у внешних поставщиков и получении по внутрихозяйственному обороту, а также для планирования и контроля объема ТМЦ, находящегося в распоряжении филиала ОАО «РЖД».

В данном бюджете планируется только движение материальных ценностей, в то время как платежи за них отражаются в бюджете движения дебиторской и кредиторской задолженности.

Информация из бюджета запасов и закупок переносится в следующие бюджеты:

- бюджет доходов и расходов (в части расходов по реализации запасов материалов);

- бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности (в части расчетов с поставщиками ТМЦ);

- бюджет движения денежных средств, раздел «Внутрихозяйственные расчеты» (в части внутрихозяйственных расчетов с подразделениями РЖД по поставке ТМЦ);

- прогнозный баланс (в части плановых остатков ТМЦ на начало и конец периода).

Таким образом, прослеживается взаимосвязь бюджета запасов и закупок с другими бюджетами. Схема взаимосвязи бюджета запасов и закупок с другими бюджетами представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема взаимосвязи бюджета запасов и закупок с другими бюджетами

Исходя из вышеперечисленного видно, что формирование бюджета запасов и закупок представляет собой сложный процесс и требует оперативного взаимодействия подразделений, принимающих в нем участие.

Стоит отметить, что прогнозные бюджетные параметры на закупку МТР в размере 80 процентов параметров бюджета запасов и закупок текущего года (без учета роста цен на будущий период) формируются в июне, а согласование годовых планов на следующий год происходит в ноябре. Что может понести за собой риски не удовлетворения потребности в МТР при выполнении производственной программы.

При формировании потребности в МТР филиалы обязаны анализировать существующие остатки МТР и исключать из заявки материалы, запчасти и т.п., которые числятся в остатках сверх установленного норматива оборачиваемости производственных запасов[5].

При изменении параметров распределения показателей бюджета запасов и закупок по группам МТР относительно предварительных параметров распределения показателей бюджета запасов и закупок формируется и до 1 декабря направляется дополнительная заявка на поставку МТР на следующий календарный год (на II-IV кварталы). Дополнительные заявки на поставку МТР на I квартал не принимаются [6].

На основании вышеизложенного можно предложить пути повышения эффективности формирования бюджета закупок и запасов в системе сквозного планирования региональной дирекции моторвагонного подвижного состава:

1. С целью снижения риска не удовлетворения потребности в МТР за счет неучтенного роста цен, применять при прогнозировании бюджета запасов и закупок прогнозные индексы дефляторы.

2. Формирование бюджета запасов на основе имитационного моделирования, для чего можно использовать современные программные продукты.

Список литературы:

Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Технология проектной деятельности: Учебное пособие. Часть 1. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2018. – 72 с.

Афитов Э.Ф. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2018. – 280 с.

Терешина Н.П., Епишкин И.А. Экономика железнодорожного транспорта. Курс лекций по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта» для студентов экономических специальностей и направлений подготовки. – М: МИИТ, 2012. - 346с.

Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=628& (дата обращения: 03.01.2022).

Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер с 6-го англ. Изд. М.: ИНФРА-М, 2005. –XV, 798 с.

Распоряжение первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» № 531р от 01.03.2018 г. «Об утверждении Регламента организации материально-технического снабжения филиалов и дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

Просмотров работы: 14