МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ С УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ С УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из инструментов, способствующих лучшему усвоению геометрии, являются устные упражнения.

Устная работа на уроке - это специально подобранный комплекс упражнений или вопросов, которые учащиеся, применяя свои знания, должны выполнять в уме и представлять учителю только ответ, при этом нельзя пользоваться тетрадями, учебниками, калькуляторами и т.д.

Далее рассмотрим следующие формы проведения устной работы:

1) Игры и игровые моменты.

2) Тесты "Проверь себя сам".

3) Математические диктанты.

4) Задачи по готовым чертежам.

Часть приемов может применяться при работе со всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может подбираться для группы учеников по результатам тестирования.

Наиболее важный принцип работы можно сформулировать следующим образом: работа в классе на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. То есть необходимо создать ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.

1) Устные упражнения на уроках геометрии могут принимать игровые формы и служить средством оживления и разнообразия учебной деятельности на уроках.

Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику урока дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение дидактических игр - в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в придании уроку более неформального характера, в привлечении внимания учащихся к проводящийся работе.

Например, по условиям игры «Ложь или истина» вместо устных ответов ученики показывают карточки, если высказывание истинное - желтая, если ложное - красная.

Но не всегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть связано, например, с большим количеством времени, которое требуется на проведение всей игры. В этом случае оправдано использование игровых моментов или занимательных задач, которые имеют непривычную форму или необычны в организации выполнения задания.

2)Следующая форма устной работы - математический диктант. Первая цель при использовании данного вида работы - проверить уровень готовности учащихся к дальнейшей работе. Каждый преподаватель знает, как трудно детям воспринимать язык математики на слух. Главное для учащихся - это визуальное и образное мышление. Учеников следует учить слышать и слушать. Поэтому вторая цель - развить у учащихся способность воспринимать информацию на слух, то есть запоминать ее, обрабатывать и преобразовывать без использования записей, научить детей слышать и понимать язык математики.

С помощью диктанта можно узнать уровень усвоения ранее изученного материала во всем классе. Диктант можно использовать сразу после объяснения нового материала, чтобы учащиеся могли лучше его понять. В этом случае нет смысла писать два варианта, оценивание следует проводить сразу после написания вместе с учащимися по подготовленным ответам.

Цель использования этих тестов - развитие критического мышления, самоконтроля, внимания, а также развитие навыков устных вычислений. При составлении тестов используется файл типичных ошибок. Существует несколько типов тестов: контрольные, диагностические, тесты на понимание, соответствие или корреляционные тесты.

4) Еще одним средством развития устных вычислительных навыков является решение задач на основе готовых чертежей. Устные упражнения являются одним из важнейших компонентов развивающего обучения. Именно во время устной работы учащиеся эффективно учатся устанавливать связи между предметами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивать память, наряду с этим развивать гибкость мышления, учиться контролировать свои рассуждения. Рисунок и данные задачи должны быть перед глазами учащихся на протяжении всего решения задачи. Учащиеся легче решают проблемы, когда видят условие. Именно поэтому упражнения на готовых чертежах оказывают неоценимую услугу в усвоении и закреплении новых понятий и теорем. Они отвечают вышеперечисленным требованиям, кроме того, позволяют за короткое время выучить и повторить большой объем материала, т. е. увеличить темп урока.

При проведении устной работы по готовым рисункам следует начинать с более легкого упражнения, постепенно усложняя задания. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы учащиеся постепенно втягивались в относительно быстрый ритм устной работы, а с другой, чтобы не подавлять их инициативу и активность, продолжительность не должна превышать 10 минут

Таким образом с помощью устной работы можно улучшить у учащихся восприятие математических понятий, теорем и научатся решать задачи.

Литература

Актуальные проблемы преподавания геометрии: Материалы научнопрактической конференции в Перми 2-3 октября 2009. – Пермь: ПГПУ, 2009. – 115 с.

Батчаева, П. Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся V-IX классов: Дисс. … канд. пед. наук. – Карачаевск; 2010. – 198 с

Виноградова, А. В. Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников // Наука и Школа. – 2015. – № 1. – С. 46–50.

Методика и технология обучения математике / Н. Л. Стефанова, Н. С. Подходова, В. В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с

Смирнова, И. М. Педагогика геометрии: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 336 с.;

Просмотров работы: 31