СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ ПАССАЖИРСКОЙ ПРИГОРОДНОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ ПАССАЖИРСКОЙ ПРИГОРОДНОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Пригородное железнодорожное сообщение является стратегически важным для большинства регионов страны. В мае 2014 года Правительством Российской Федерации была принята Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (Распоряжение №857-р, от 19.05.2014). Как отмечается в Концепции, «перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении призваны удовлетворить одну из базовых, первоочередных потребностей граждан Российской Федерации в свободе передвижения. Устойчивое и качественное осуществление перевозок обеспечивает трудовую миграцию населения, способствует развитию рынка труда и оказывает положительный мультипликативный эффект на экономику страны. [1].

Осуществление пригородных пассажирских перевозок является одной из важных задач социальной ответственности железнодорожного транспорта.

В настоящее время пригородные железнодорожные пассажирские перевозки осуществляются в 74 субъектах РФ. За 2019 год 25 транспортными компаниями было перевезено чуть менее одного миллиарда пассажиров. Но, несмотря на это, практически все пассажирские пригородные компании убыточны. Для поддержки пригородных компаний из бюджета субъекта РФ компенсируются выпадающие доходы, которые определяются как разница между принятыми к учету расходами транспортной компании и доходами от пригородных перевозок по установленному тарифу. Такая ситуация на общероссийском рынке пригородных железнодорожных перевозок приводит к тому, что значительная часть расходов ППК на перевозку пассажиров возмещается выпадающими доходами от госрегулирования за счет регионального бюджета.

Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией Covid-19, оказала негативное влияние на все сферы экономики, в том числе и пригородные пассажирские перевозки. Снижение пассажиропотока, затраты на санитарную обработку вокзалов и пригородных поездов и другие сопутствующие затраты приводят к росту операционных убытков пригородных пассажирских компаний и, как следствие, к росту компенсаций из региональных бюджетов субъектов РФ. В тоже время нужно понимать, что во время пандемии нагрузка на региональный бюджет увеличивается во всех сферах экономики, что может привести к снижению уровня компенсаций пригородным компаниям.

В сложившихся условиях для эффективного управления финансовой деятельностью предприятий, необходимо рассматривать различные варианты развития финансовой стратегии.

Цель исследования: Задачей настоящего исследования является рассмотрение различных вариантов развития финансовой стратегии пассажирской пригородной компании («Оптимистичный», «Пессимистичный», «Базовый»), которые позволят более гибко реагировать на изменения внешней среды и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.

Материалы и методы исследования.

Анализ финансовой и статистической отчетности АО «Экспресс – пригород».

Результаты исследования и их обсуждение.

Стратегия развития АО «Экспресс-пригород» на период до 2036 года ориентируется на базовый сценарий, как наиболее вероятный для реализации. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране нами предлагается включение в план развития пригородных перевозок несколько сценариев экономического развития в целях дальнейшего принятия решений по утверждению субсидий в региональном бюджете Новосибирской области.

Чтобы дать оценку сложившейся ситуации на рынке пригородных перевозок, мы на примере пригородной компании АО «Экспресс-пригород» провели анализ текущих производственно-экономическими показателей и произвели расчет базового варианта развития до 2025 года. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1 Базовый прогноз финансово-экономических показателей АО «Экспресс – пригород» в период с 2021 по 2025 год.

Наименование продукции

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2020 г. - 2025 г.

+-

%

Отправление пассажиров, тыс. чел

17132,6

19572,3

19572,3

19572,3

19572,3

19572,3

2439,7

14,2

Пассажирооборот, млн. пас-км.

696,3

792,0

792,0

792,0

792,0

792,0

95,7

13,8

Доходы от перевозок тыс., руб.

875106,7

1105666,3

1149893,0

1195888,7

1243724,2

1293473,2

418 366,5

47,8

Расходы, тыс., руб.

1503855,8

1695252,5

1779122,7

1845501,7

1945072,9

2041494,6

537 638,8

35,8

Субсидии, тыс., руб.

628749,1

589586,2

629229,8

649613,0

701348,6

748021,4

119 272,3

19,0

Базовый сценарий на 2021 год планировался с учетом динамики по отправлению пассажиров с ростом на 14,2% к 2020 году и составит 19572,3 тыс. чел., пассажирооборот на 2021 год планировался с ростом на 13,8% к 2020 году и составит 792,0 млн. пасс.-км.

Базовый сценарий на период с 2021 по 2025 годы предполагает стагнацию в экономике области при не ухудшающихся внешних условиях. Предпосылок для роста пассажирооборота пригородного и внутригородского железнодорожного и автомобильного транспорта в перспективе до 2025 года не ожидается. Базовый сценарий предусматривает реализацию всех стратегических инициатив и обеспечивает рост отправления пассажиров до конца 2025 года на уровне 2021 года и составит 19572,3 тыс. чел., пассажирооборот также останется на уровне 2021 года и составит 792,0 млн. пасс.-км.

При реализации базового сценария развития доходы от пригородной деятельности с учетом индексации тарифов для населения увеличатся в 2025 году до 1293473,2 тыс. руб., что выше уровня 2020 года на 47,8%. Рост общей суммы расходов произойдет с 1503855,8 тыс. руб. в 2020 г. до 2041494,6 тыс. руб. в 2025 г. – на 35,8%. Необходимая потребность субсидий к 2025 г. увеличится до 748021,4 тыс. руб. или на 19,0% по сравнению с 2020 г.

В связи с эпидемиологической ситуацией на фоне распространения коронавирусной инфекции, сложно предположить сценарий развития отрасли даже на ближайший год. В связи с этим рассмотрим оптимистичный и пессимистичный сценарии реализации стратегии общества на 2021 – 2025гг.

Пессимистичный сценарий предполагает спад деловой активности на 2% в год. Коэффициент-дефлятор по данным Минэкономразвития принимаем равным 4%. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2 Пессимистичный прогноз финансово-экономических показателей АО «Экспресс – пригород» в период с 2021 по 2025 год.

Наименование продукции

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2020 г. - 2025 г.

+-

%

Отправление пассажиров, тыс. чел

17132,6

19572,3

19180,9

18797,2

18421,3

18052,9

920,3

5,4

Пассажирооборот, млн. пас-км.

696,3

792,0

776,2

760,6

745,4

730,5

34,2

4,9

Доходы от основного вида деятельности, тыс., руб.

875106,7

1105666,3

909033,4

926486,9

944275,4

962405,5

87 298,8

10,0

Расходы, тыс., руб.

1503855,8

1695252,5

1779122,7

1845501,7

1945072,9

2041494,6

537638,8

35,7

Субсидии, тыс., руб.

628749,1

589586,2

870089,3

919014,8

1000797,4

1079089,1

450340,0

71,6

Анализ табличных данных свидетельствует, что пессимистичный сценарий предусматривает рост отправления пассажиров до конца 2025 года на 5,4% к уровню 2020 года и составит 18052,9 тыс. чел., рост пассажирооборота на 4,9% и составит 730,5 млн. пасс.-км.

При реализации пессимистичного сценария развития доходы от пригородной деятельности с учетом индексации тарифов для населения увеличатся в 2025 году до 962405,5 тыс. руб., что выше уровня 2020 года на 10,0 %. Рост общей суммы расходов произойдет с 1503855,8 тыс. руб. в 2020 г. до 2041494,6 тыс. руб. в 2025 г. – на 35,7%. Необходимая потребность субсидий к 2025 году увеличится до 1079089,1 тыс. руб. или на 71,6% по сравнению с 2020 г.

Оптимистичный сценарий предполагает рост отправления пассажиров на 13,7%, рост пассажирооборота на 14,8%, к 2025 году относительно 2021 года. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 Оптимистичный прогноз финансово-экономических показателей АО «Экспресс – пригород» в период с 2021 по 2025 год.

Наименование продукции

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2020 г. - 2025 г.

+-

%

Отправление пассажиров, тыс. чел

17132,6

19572,3

22034,7

22034,7

22245,0

22245,0

5 112,4

29,8

Пассажирооборот, млн. пас-км.

696,3

792,0

897,9

897,9

903,8

909,0

212,7

30,6

Доходы от основного вида деятельности, тыс., руб.

875106,7

1105666,3

1288326,4

1338838,6

1397153,4

1456495,9

581 389,2

66,4

Расходы, тыс., руб.

1503855,8

1695252,5

1779122,7

1845501,7

1945072,9

2041494,6

537 638,8

35,8

Субсидии, тыс., руб.

628749,1

589586,2

490796,3

506663,1

547919,5

584998,7

-43 750,4

-7,0

Оптимистичный сценарий предусматривает реализацию всех стратегических инициатив и обеспечивает рост отправления пассажиров до конца 2025 года на 29,8% к уровню 2020 года и составит 22245,0 тыс. чел., рост пассажирооборота на 30,6% и составит 909,0 млн. пасс.-км.

При реализации оптимистичного сценария развития доходы от пригородной деятельности с учетом индексации тарифов для населения увеличатся в 2025 году до 1456495,9 тыс. руб., что выше уровня 2020 года на 66,4%. Рост общей суммы расходов произойдет с 1503855,8 тыс. руб. в 2020 г. до 2041494,6 тыс. руб. в 2025 г. – на 35,8%. Необходимая потребность субсидий к 2025 году снизится до 584998,7 тыс. руб. или на 7,0 % по сравнению с 2020 г.

Анализируя расчеты вариантов развития, можно сделать вывод, что несмотря на то, что стратегией пригородной компании предусмотрена безубыточность пригородного комплекса во всех сценариях развития за счет реализации внутренних оптимизационных мер и выделения средств государственной поддержки в необходимых объемах, нагрузка на региональный бюджет существенно увеличивается в рассматриваемых вариантах. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4 Расчет роста субсидий из регионального бюджета в период с 2021 по 2025 год.

Сценарий развития стратегии

Рост размера субсидий 2021-2025гг., тыс.руб.

Размер субсидий в 2025г., тыс.руб.

Размер субсидий в 2025г. относительно базового., тыс.руб.

+-

%

+-

%

Базовый

119 272,3

19,0

748021,4

   

Пессимистичный

450340,0

71,6

1079089,1

331 067,7

44,3

Оптимистичный

-43 750,4

-7,0

584998,7

-163 022,7

-21,8

При развитии пессимистичного сценария развития стратегии нагрузка на региональный бюджет увеличится на 44,3 % относительно базового и составит 1079089,1 тыс. руб. При развитии оптимистичного сценария нагрузка на региональный бюджет снизится относительно базового на 21,8 % и составит 584998,7 тыс. руб.

По нашему мнению, наиболее эффективным способом оптимизации финансирования железнодорожного пассажирского транспорта являются мероприятия по повышению эффективности железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Анализ данных, приведенных в таблицах 1-4 показал, что даже при развитии оптимистичного сценария Общества, выйти на безубыточность в период до 2025 года не получится. В связи с этим компании необходимо изыскивать новые возможности снижения расходов и повышения эффективности труда.

В соответствии со стратегией АО «Экспресс – пригород» до 2036 года важнейшими направлениями развития пригородных пассажирских перевозок является повышение качества перевозок, расширение маршрутной сети, увеличение доли наиболее доходных видов услуг, а также предоставление пассажирам качественно новых видов услуг.

На данный момент наиболее перспективным является проект «Городская железная дорога». Реализация данного проекта приведет к увеличению доли пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в городской черте за счет ввода новых маршрутов.

Проект «Городская железная дорога» предполагает активное использование электропоездов в перемещении по городу, формирование новых маршрутов, обеспечивающих перевозку пассажиров, а также включение данного способа перемещения в городскую транспортную систему. Проект предусматривает увеличение доли внутригородских перевозок, осуществляемых пригородным железнодорожным транспортом в городе Новосибирске, интеграцию пригородного железнодорожного и городского общественного транспортов, формирование транспортно-пересадочных узлов, строительство новых остановочных пунктов в местах «зарождения» пассажиропотоков и прочее. Реализация проекта позволит привлечь часть пассажиропотока с автомобильного транспорта в интенсивно застраивающихся и развивающихся районах города, более равномерно загрузить транспортную систему Новосибирска, а также повысить привлекательность пригородного железнодорожного транспорта.

Отметим, в рамках реализации 1 этапа проекта «Городская железная дорога в г. Новосибирск» в результате совместной работы Западно-Сибирской железной дороги и Правительства Новосибирской области, в июле 2021 г. открыт новый остановочный пункт «Пригородный простор».

Новая остановочная платформа «Пригородный простор» расположена рядом с одноимённым микрорайоном, в котором проживает около 5,5 тыс. жителей. Стоимость проезда единая на всем участке следования «Пригородный простор – Новосибирск-Восточный», установлена на уровне общегородского тарифа и составляет 26 руб. За три месяца работы проекта пассажиропоток в среднем составил 950 человек в день и продолжает расти, планируется перевести около 400 тыс. пассажиров в год, прирост пассажиропотока составит 2,3% от общего объема перевезенных пассажиров в 2020 году. Годовая выручка по данному проекту ожидается на уровне 10,4 млн. руб., прирост составит 0,7% к уровню 2021г.

При полной реализации проекта планируется привлечь более 2 миллионов пассажиров в год, что составляет 10% от существущего пассажиропотока.

Заключение.

Ясно, что пригородные пассажирские компании стремятся увеличить размер получаемых доходов, то есть максимизировать получаемую прибыль, а также сохранить долю рынка в конкуренции, например, с автомобильными перевозчиками. Мы считаем, мероприятия по повышению эффективности пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом должны учитывать интересы всех участников процесса пригородных пассажирских перевозок.

Отметим, что в России эффективное функционирование железнодорожного транспорта является предпосылкой и условием экономической и политической стабильности жизни общества. В целях разрешения этой проблемы необходимо включить в стратегию пригородной компании не только варианты развития экономической ситуации в компании и стране в целом, но и разработать мероприятия по повышению эффективности работы пригородного комплекса.

Следует подчеркнуть, что результаты операционной деятельности транспортных компаний учитываются субъектами Российской Федерации через субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования пригородных тарифов.

Список литературы:

Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации №857-р 19.05.2014г.

Степанова Е.С., Попова Н.Б. Тарифное регул ирование пригородных железнодорожных перевозок: новые подходы и пути решения // Вестн. Забайкал. гос. ун-та 2019 Т25 №4. С. 116-124

Степанова Е.С., Попова Н.Б. Анализ рынка пригородных железнодорожных перевозок // Экономика железных дорог 2021 №4. С. 38-45

Стратегия АО «Экспресс – пригород» до 2036 года. Новосибирск 2020.-132с.

Годовой отчет АО «Экспресс – пригород» за 2020 год. Новосибирск 2020.-159с. http://express-prigorod.ru/about/express/yearreport/

Просмотров работы: 0