В отечественной и зарубежной психологии проблема самооценки является одной из самых интенсивно разрабатываемых. В западной культуре сформировалось стойкое понимание того, что самооценки-это важнейший психологический ресурс человека, его достояние. Люди стремятся к достижению высокой оценки себя точно так же, как они стремятся к крепкому здоровью, благосостоянию и свободе мысли [18]. Уровень самооценки является настолько неотъемлемым личностным качеством, что все жизненные невзгоды, за исключением биологических и физиологических проблем, в той или иной степени связаны с «плохой» самооценкой [21]. Низкая самооценка служит одной из причин большинства бед и неудач в социуме, различные негативные и деструктивные тенденции — от высокомерия и пренебрежения к нуждам других до агрессии, насилия и расизма происходят вследствие низкой самооценки у людей.
В связи с увеличением количества людей, использующих интернет, в мире неуклонно возрастает уровень интернет -зависимости и зависимости от социальных сетей. Существуют исследования, подтверждающие взаимосвязь формирования зависимости и уровня самооценки. Таким образом, проблема взаимосвязи уровня самооценки и формированием предрасположенности к интернет- зависимости в современном мире является очень актуальной и требует изучения.
В данной работе мы изучили проблему взаимосвязи уровня самооценки и предрасположенности к формированию интернет -зависимости у молодежи. Проведя теоретический анализ проблемы, мы выяснили, что самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [13].
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности человека. Самооценка формируется в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Именно социум в большей степени влияет на формирование самооценки личности. Существует несколько основных механизмов формирования самооценки:
• усвоение оценок других людей;
• сравнение себя с другими;
• семья и воспитание;
• самосознание.
В психологии существует разделение самооценки на уровни. Выделяют низкую, адекватную и завышенную самооценку [5]. Самым оптимальным уровнем самооценки для человека принято считать адекватный, при котором человек реально оценивает свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности [22]. Оптимальный уровень самооценки позволяет человеку объективно расценивать свои неудачи и успехи. Молодежь с низким уровнем самооценки часто испытывают трудности в межличностном общении, стремятся закрыться от окружающих, показывая при этом какое-то ложное лицо, маску, поэтому им свойственно стремление к психологической изоляции, уходу от действительности в мир грёз.
Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к интернету и неспособность вовремя отключиться от интернета [9]. По мнению К. Янг, у людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких, недовольных своей работой, учебой или социальным окружением чаще, чем у других проявляется зависимость от интернета. У людей с интернет-зависимостью ненормально высокое представления об идеальном «я», сложность в принятии своего физического «я», а также высокая потребности в общении и трудности в непосредственной его реализации.
На базе медицинского института РУДН мы провели эмпирическое исследование. Выборку исследования составили 30 студента медицинского института РУДН по направлению подготовки «сестринское дело», «лечебное дело», «стоматология» и «фармация».
Нами был составлен опросник на основе двух методик: методика Мэрилин Соренсен - определение уровня самооценки и методика Кимберли Янг (адаптирована В. А Лоскутовой) - определение интернет-зависимости.
При анализе результатов методики на определение уровня самооценки студентов РУДН мы получили следующие данные (рис. 1):
у 13% нормальная самооценка,
у 10% средняя самооценка,
у 47% низкая самооценка,
у 30% крайне низкая самооценка.
В результате анализа ответов на вопросы методики на выявление интернет-зависимости мы получили следующие данные:
29,1% задерживаются в сети дольше, чем задумывали. Из них 22,6% респондентов часто замечают, что задержались в сети дольше, чем планировали;
Рис.1. - Уровень самооценки студентов РУДН.
• 29,1% выбирают общение в интернете вместо общения со своими друзьями в реальности;
• 25,8% проверяют свою электронную почту (мессенджеры) перед тем, как заняться чем-то другим. Из них 16,1 % опрошенных всегда проверяют электронную почту (мессенджеры) перед тем, как заняться чем-то другим;
• 22,6% строят новые отношения с друзьями по сети.
Согласно опроснику Кимберли Янг, 83% опрошенных являются обычными пользователями интернета, 17 % имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом.
Мы провели корреляционный анализ данных и получили следующие результаты: Tэмп = 0,45 ˃ Tкрит =0,37 при p≤0.05. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. То есть, в 95% случаев самооценка и интернет-зависимость связаны между собой.
Таким образом, мы можем сказать о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - существует взаимосвязь между уровнем самооценки и предрасположенностью к интернет-зависимости.
Выводы:
Самооценка – оценка личностью самой себя и своих возможностей.
Большинство бед и неудач в социуме, различные негативные и деструктивные тенденции — от высокомерия и пренебрежения к нуждам других до агрессии — происходят вследствие низкой самооценки.
Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета.
В связи с увеличением количества людей, использующих интернет, в мире неуклонно возрастает уровень интернет -зависимости и одним из факторов формирования этой зависимости является низкая самооценка.
Нами была выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки и предрасположенностью к интернет-зависимости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
Беллак, Л. Проективная психология. / Л. Беллак. – М.: Наука, 2000. – 528 с.
Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. - М.: Медицина, 2010. - 125 с.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. - 304 с.
Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 16 – 125.
Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией. / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 54-65.
Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. / А.Е. Войскунский. – М.: Можайск - Терра, 2000. - 131 с.
Губанов, Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. / Д.А Губанов, Д.А Новиков, А.Г Чхартишвили. – М.: Физматлит, 2010. – 225 с.
Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. / М.И. Дрепа. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-obekt-nauchnoy-refleksii-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения 10.10.21).
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и академеологии: Учебное пособие. / М.В. Ермолаева. - М.: Ось89, 2011. -416с.
Казанская, К.О. Детская и возрастная психология / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с
Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: учеб. пособие // В.М Козубовский. – М.: Амалфея, 2011. –317 с.
Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978 - 367 с.
Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – №1. – С. 8-15.
Леонтьев, Д.А. Я — последняя инстанция в личности. / Д.А. Леонтьев. // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2002. -C.70-87.
Липкина, А.И. Как формировать и изменять самооценку. /А.И. Липкина. - М.: Академия, 1999. - 300 с.
Лоскутова, В. А. Интернет- зависимость — патология XXI века? / В.А. Лоскутова. // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2000.- Т. 6. №1. - С. 11–13.
Молчанова, О.Н.Самооценка: стабильность или изменчивость? / О.Н. Молчанова. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. Т. 3. №2. С. 23–51.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 688 с.
Поллети, Р. Самооценка. Основное благо. / Р. Поллети, Б. Доббс. - М.: Издательский дом Мещяркова, 2008. - 128 с.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - Спб.: Прайм-Еврознак, 2020. - 1377 с.
Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Е.Т. Соколова - М.: Издательство Московского университета, 1989. - 210 с.
Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 539 с
Шурухт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. / С.М. Шурухт. - Спб.: Речь, 2006. - 200 с.
Янг, К. С. Диагноз — интернет-зависимость. / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. №2. - С. 24–29.