В статье рассматривается проблема рационального питания как фактора формирования здорового образа жизни студентов. Представлены результаты исследования отношения студентов медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело» к рациональному питанию, определения ими понятия «здоровый образа жизни», а также насколько их образ жизни соответствует здоровому образу жизни.
Перед высшими учебными заведениями стоит задача не только подготовить высоко квалифицированных специалистов, но и сформировать здоровый образа жизни у студентов. Рациональное питание является одним из важных факторов здорового образа жизни. Соблюдая принципы рационального питания, человек поддерживает состояние своего здоровья и активную жизнедеятельность [6].
Проблема рационального питания занимает одно из ведущих мест в различных научных работах. Она является одной из самых актуальных проблем в наши дни, поэтому мы решили изучить данную проблему среди студентов медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело». Физическое и психическое здоровье, а также иммунитет напрямую связаны с проблемой рационального питания. Основные элементы, формирующие здоровье человека - это питание и физическая активность. Качество питания человека влияет на состояние его здоровья, поэтому большое количество людей стали интересоваться, что такое рациональное питание [5].
Для студентов данная проблема стоит особенно остро. Студентам достаточно сложно соблюдать основные принципы рационального питания во время учебы. Часто не хватает времени для правильного режима приема пищи. Из-за активного учебного процесса у студентов нет возможности полноценно питаться каждый день, чаще всего они обходятся перекусами. Отсутствие рационального питания совместно с сидячим образом жизни пагубно влияет на организм и состояние здоровья. Нарушение режима сна, дня и отдыха, качества питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к различным заболеваниям. Правильно организованное рациональное питание имеет большое значение в компенсации таких негативных последствий [5].
Далее необходимо пояснить, что же такое рациональное питание, здоровье человека и здоровый образ жизни.
Рациональное питание предусматривает сбалансированное соотношение компонентов пищи, оптимально обеспечивающих потребность организма в веществах, участвующих в построении собственных тканей человека и восстановлении энергетических затрат [3].
В наше время существуют различные варианты определения понятия «здоровье человека». Для большинства людей понятие «здоровье человека» - это отсутствие каких-либо заболеваний, а также баланс между организмом человека и его адаптацией к изменениям внешней среды. В нашем исследование мы рассматриваем определение «здоровье человека», данное в уставе Всемирной организации здравоохранения в 1946 году.
Здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека представляет собой результат действия 4 факторов: генетических характеристик организма, состояния среды обитания индивида, его образа жизни, организации и эффективности деятельности служб здравоохранения [3].
Понятие «здоровый образ жизни» для каждого человека в отдельности имеет свое смысловое значение [4]. В нашем исследование мы определяем здоровый образ жизни как комплексное понятие, включающее в себя множество компонентов. В него входят все сферы существования и развития человека, начиная с питания и заканчивая эмоциональным и психическим состоянием человека [3].
В своем исследование мы так же проанализировали основные принципы рационального питания, которые и послужили основой для изучения поставленной нами проблемы.
К основным принципам рационального питания мы отнесли:
равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, т. е. баланс энергии;
удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей);
соблюдение режима питания (определенное время приема пищи, определенное ее количество при каждом приеме и др.) [1].
Рассмотренные нами принципы являются основой для соблюдения рационального питания. Соблюдая данные принципы, можно не только сохранять функционально полноценное состояние организма, но и высокий уровень качества жизни на достаточно продолжительный срок.
Для нашего исследования было необходимо определить главные составляющие здорового образа жизни. Как уже ранее говорилось, в первую очередь мы выделяем рациональное питание. К составляющим здорового образа жизни мы отнесли также активный образ жизни, гигиену организма, режим труда и отдыха, отказ от пагубных привычек, укрепление здоровья, профилактику заболеваний и закаливание [2].
В рамках исследования мы изучили отношение студентов медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело» к рациональному питанию.
Для этого мы использовали: теоретические методы (анализ, классификация), эмпирические методы (анкета), методы статистической обработки данных. Выборку составили 24 респондента медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело». Состав испытуемых состоял из 21 женщин, 3 мужчин в возрасте от 19 до 24 лет. Средний возраст респондентов составил 21±2.
Исследование показало, что 62,5% респондентов определяю «рационально питание», как регулярное сбалансированное питание качественными и натуральными продуктами. При этом 37,5% респондентов считает, что при рациональном питании допускается употребление жирных и сладких продуктов. 91,7% респондентов характеризуют понятие «рациональное питание», как обогащение рациона фруктами/овощами/кисломолочными продуктами. 50% респондентов характеризуют термин, как отказ от продуктов быстрого приготовления/фаст-фуда.
При изучении соблюдения студентами принципов рационального питания. Исследование показало, что 41,7% студентов соблюдают такой принцип, как потребление всех необходимых веществ. 37,5% студентов соблюдают принцип баланса между объемом поступающей в организм пищи и расходуемой энергией. 37,5% студентов соблюдают принцип режима приема пищи. Результаты анкетирования показали, что студенты соблюдают основные принципы рационального питания.
Изучая соответствие образа жизни студентов здоровому образу жизни, в первую очередь мы решили исследовать, как они определяют термин «здоровый образ жизни». Исследование показало, что 95,8% определяют термин «здоровый образ жизни» как соблюдение рационального питания и отказ от вредных привычек. Посчитав средний балл оценки соответствия здоровому образу жизни, мы получили результат 2,8 из 5. Средний балл оценки влияния режима питания и его состава на состояние здоровья составил 3,9 из 5. Такой результат говорит о том, что студенты видят зависимость режима питания и его состава на состояние здоровья. Средний балл по оценки состояния здоровья составил 3,3 из 5 баллов. Поэтому можно сказать, что студенты осознают значимость рационального питания как фактора формирования здорового образа жизни.
Выводы:
Студенты медицинского института РУДН по направлению «Сестринское дело» правильно определяют такие понятия как «рациональное питание» и «здоровый образ жизни».
Студенты соблюдают основные принципы рационального питания во время учебы.
Студенты осознают важность рационального питания как фактора формирования здорового образа жизни.
Для студентов рациональное питание является фактором формирования здорового образа жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев, А.Л. Основные принципы рационального питания. / А.Л. Алексеев, Е.Е Худоерко. // Академическая Публицистика. – 2021. - С. 506–510. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Elibrary. – 2000-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46367549 (дата обращения 07.10.2021).
Алексанян, Д.Г. Здоровый образ жизни и его составляющие. / Д.Г. Адексанян. // Аллея Науки. – 2018. – С. 305-308. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Elibrary. – 2000-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36834370 (дата обращения 07.10.2021).
Осипов, Ю.С. Большая российская энциклопедия. / Ю.С. Осипов., С.Л. Кравец. // Анкилоз Банка. – 2005. – В 30 т. [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия. – 2005-2019. - Электр. дан. – Режим доступа: https://bigenc.ru/ (дата обращения 10.10.2021).
Плещев, А.М. Главные составляющие здорового образа жизни. / А.М. Плещев // Вестник Шадринского Государственного Педагогического Университета. – 2018. – С. 39-43. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Elibrary. – 2000-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35722225 (дата обращения 10.10.2021).
Страхова, И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи. / И.Б. Страхова. // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. - С. 168-172. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012–2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-pitanie-kak-faktor-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi (дата обращения 07.10.2021).
Шеметова, Е.В. Рациональное питание и учеба в вузе: как сохранить здоровье студентов? (на примере структуры питания студентов ВГУЭС). / Е.В. Шеметова, И.Л. Фоминых. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – С. 315-318. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-pitanie-i-ucheba-v-vuze-kak-sohranit-zdorovie-studentov-na-primere-struktury-pitaniya-studentov-vgues (дата обращения 07.10.2021).