Способы психологической защиты студентов-бакалавров по направлению подготовки "Сестринское дело" - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Способы психологической защиты студентов-бакалавров по направлению подготовки "Сестринское дело"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В работе предпринята попытка изучить формирование способов психологической защиты у студентов-бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело». Получены показатели напряженности способов психологической защиты у респондентов.

В обыденной жизни любого человека появляются различные негативные ситуации, переживание которых приводит к отрицательным эффектам. Во многих случаях психологические защиты помогают избавиться от таких негативных переживаний. То есть способы психологической защиты являются реакцией на негативные ситуации как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Если работник будет знать, какие способы психологической защиты наиболее эффективны и способствуют поддержанию психологического комфорта, то он сможет адаптироваться к профессиональной деятельности, и это поможет избежать эмоционального выгорания.

Психологическая защита – психологический процесс, который защищает сознание человека от негативных факторов, вызванных внешним или внутренним конфликтом, путем применения способов психологической защиты. Так, способы психологической защиты направлены на адаптацию в различных жизненных ситуациях, они снижают чувство тревоги и дискомфорт, сохраняют внутреннее психологическое состояние.

Но у них есть и отрицательные стороны. Они изменяют, отрицают восприятие реальности или предоставляют неполную информацию и могут привести к дезадаптации [7].

Выделяют несколько основных наиболее встречающихся способов психологической защиты.

1. Вытеснение (подавление). В случае, если мысли, чувства кажутся человеку недопустимыми, то они подавляются и вытесняются на уровень бессознательного [9]. Суть вытеснения заключается в мотивированном забывании или игнорировании, то есть что-то просто удаляется из сознания или удерживается на дистанции от него [5]. Человек забывает, потому что ему это выгодно.

Например, если человек совершит поступок, за который будет стыдно, то память не станет держать такое воспоминание долго, человек постарается это забыть.

2. Замещение. Напоминает вытеснение, но при замещении неприемлемые мысли и чувства не подавляются, а переносятся на другой объект, более доступный, который не связан с моральными запретами [2].

Этот способ психологической защиты прослеживается у взрослых, когда они вымещают свои чувства на своих близких. К таким чувствам можно отнести неудовлетворенность жизнью, работой, начальником и т.д. К примеру, работодатель критикует своего сотрудника за незначительный проступок, и сотрудник реагирует вспышками гнева на провокации со стороны жены и детей.

3. Проекция. Если человек отвергает на сознательном уровне свои мысли, чувства, мотивы, то он может относить их к другому человеку или предмету. Неудовлетворенное желание проецируется на других, т.е. другие выступают в качестве объекта критики и осуждения [3].

Часто те негативные черты характера (лень, лживость, непостоянство и т. д.), которые человек осуждает в других, свойственны для него, только принимать этого он не хочет [6]. И чтобы его не тревожило чувство вины, проецирует свои черты личности на других. Большинство людей некритично относятся к собственным недостаткам, но легко замечают их у других людей. Проекция может нанести вред, потому что может вызывать неправильную трактовку реальности [5].

Например, студент, получивший низкую оценку на экзамене, считает, что тестирование было проведено нечестно или же начинает обвинять преподавателя за то, что тот не объяснил эту тему на занятии, хотя он просто не выучил ее.

4. Отрицание. Если мысли, чувства, побуждения или действительность недопустимы на сознательном уровне, то в таком случае человек может прибегать к отрицанию этих чувств, мыслей, действительности. То есть он ведет себя так, будто не существует проблемы.

Самый простой пример - сильное стрессовое событие в жизни. В первую очередь многие люди на это реагируют отрицанием этого факта («нет», «этого не может быть», «я в это не верю»), далее, либо включается нормальный процесс проживания стресса, либо отрицание закрепляется в психике, что ведет к негативным последствиям [9].

5. Рационализация. Рационализацией называется механизм, который оправдывает поведение, мысли, чувства человека, которые в действительности неприемлемы [8].

Например, человек совершает неправильный, некрасивый поступок и пытается как-то обосновать его, привести разумные доводы, оправдать. Это и есть рационализация. Такие «логические» обоснования поступка к действительной причине не имеют никакого отношения, потому что человек их придумал уже после того, как совершил свой поступок. Но обычно настоящую причину человек не знает, так как она скрыта на уровне подсознания [6].

Девушка, которая не смогла поступить на лечебное отделение медицинского факультета, начинает доказывать себе, что она никогда и не хотела быть врачом.

6. Компенсация. Компенсация - бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков путем компенсирования. Она основывается на потребности человека в статусе. Если по какой-то причине человек не может добиться высокого статуса в одном, то он может компенсировать чем-то другим.

Иногда такой способ психологической защиты приводит к положительным изменениям в жизни. Например, слепой становится знаменитым музыкантом, ребенок из бедной семьи становится великим спортсменом и т.п. В других случаях компенсация имеет негативный эффект и унижает чувства других людей: человек с низким ростом или проблемами в половой сфере стремится к власти и доминированию.

7. Регрессия. Иногда в сложных ситуациях человек выбирает примитивные формы поведения, он может реагировать на негативную ситуацию как ребенок. Например, начинает жаловаться или сваливает вину на других, скандалит, капризничает, упрямиться [2]. В этом и проявляется регрессия. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем (по-детски) [9].

8. Реактивные образования. Способ подавления одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным чувством (эмоцией, переживанием), которое превосходит по выраженности первое чувство (которое недопустимо). В результате реактивного образования поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. При этом предмет желания, предмет отношения сохраняется. Изменяется лишь знак отношения, вместо любви ненависть и наоборот [8].

Человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Например, пациент недоволен ходом психотерапии, но не может сказать о своем недовольстве психотерапевту, так как боится отвержения, или есть другие причины. Вместо этого, он хвалит психотерапевта, показывает внешнее расположение, но, вместе с тем, постоянно опаздывает, переносит день встречи [1].

Таким образом, были описаны основные способы психологической защиты, которые способствуют поддержанию психологического комфорта и адаптации к тяжелой профессиональной деятельности.

Специфика трудовой деятельности медицинских работников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников большую ответственность, требует больших психологических затрат и, отсюда следует, труд медицинских работников связан с нервным напряжением. Адекватное преобразование способов психологической защиты поможет успешно адаптироваться к работе. Комплекс психологических защит позволяет работнику результативно осуществлять свою профессиональную деятельность [4].

Психологическая защита формируется под влиянием различных негативных ситуации. По мере приобретения профессионального и возрастного опыта в вузе происходит преобразование способов психологической защиты, у каждого формируется определенный способ психологической защиты в соответствии с особенностями характера индивида и его жизненным опытом.

На каждом периоде взросления человек развивается, у него складываются определенные защитные механизмы, которые начинают формироваться еще с детства. А в период студенческого возраста складываются наиболее конструктивные способы психологической защиты.

Организация исследования

Выборку составили 30 респондентов. Основная часть респондентов – женщины. Средний возраст респондентов 29,5 ± 9,8 лет. 56,7% респондентов одновременно учатся и работают в сфере здравоохранения. 33,3% только учатся и 10% респондентов учатся и работают вне сферы здравоохранения.

Для выявления механизмов психологической защиты использовался опросник Плутчика-Келлермана-Конте [7]. Опросник предназначен для определения способов психологической защиты и включает 92 утверждения, требующих ответа по типу «Да – Нет». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия.

Для сравнения результатов исследования респонденты были разделены на 2 группы по критерию «деятельность». Первую выборку составили респонденты, которые учатся и работают в сфере здравоохранения, вторую выборку составили респонденты, которые только учатся. 56,7% респондентов одновременно учатся и работают в сфере здравоохранения, 33,3% только учатся. Групповые выборки являются несвязными и неравными по численности.

Результаты исследования

В табл. 1 представлены напряженность каждой из психологических защит, а также общая напряженность всех психологических защит.

Таблица 1. - Напряженность психологической защиты, (%)

№ п/п

Возраст

Деятельность

В

Ре

З

О

П

К

РО

Р

Итого

1

43

Учусь и работаю в СЗ

10

5,9

20

45,4

58,3

0

40

50

30,4

2

34

Учусь и работаю в СЗ

50

47

70

72,7

58,3

50

40

58,3

55,4

3

42

Учусь и работаю в СЗ

60

29,4

30

45,4

91,6

30

20

33,3

42,3

4

48

Учусь и работаю в СЗ

40

41,1

10

54,5

41,6

40

30

25

35,8

5

45

Учусь и работаю в СЗ

50

23,5

10

63,6

75

30

50

75

46,7

6

24

Учусь и работаю в СЗ

30

5,8

10

54,5

33,3

50

30

50

33,6

7

37

Учусь и работаю в СЗ

40

35,2

20

63,6

58,3

40

0

50

39,1

8

23

Учусь и работаю в СЗ

40

70,5

40

63,6

66,6

20

30

41,6

48,9

9

51

Учусь и работаю в СЗ

60

11,7

30

36,3

16,6

10

20

50

28,2

10

21

Учусь и работаю в СЗ

40

52,9

30

54,5

91,6

80

20

66,6

55,4

11

45

Учусь и работаю в СЗ

50

17,6

20

63,6

91,6

20

40

75

46,7

12

33

Учусь и работаю в СЗ

30

35,2

20

45,4

75

60

60

58,3

46,7

13

33

Учусь и работаю в СЗ

20

47

40

36,3

75

70

60

75

53,2

14

37

Учусь и работаю в СЗ

70

11,7

20

72,7

25

50

30

83,3

44,5

15

23

Учусь и работаю в СЗ

60

23,5

30

18,1

50

60

30

50

39,1

16

35

Учусь и работаю в СЗ

30

5,8

10

36,3

33,3

10

30

58,3

26

17

21

Только учусь

60

47

50

63,6

75

70

50

50

57,6

18

22

Только учусь

50

47

10

63,6

75

60

20

50

48,9

19

20

Учусь и работаю вне СЗ

10

11,7

10

54,5

66,6

70

40

58,3

43,4

20

20

Учусь и работаю вне СЗ

40

47

60

36,3

83,3

60

20

91,6

55,4

21

22

Только учусь

20

66,6

40

18,1

66,6

30

40

41,6

39,1

22

29

Только учусь

10

17,6

10

18,1

41,6

20

10

33,3

20,6

23

22

Только учусь

30

41,1

30

54,5

25

30

20

41,6

34,7

24

25

Учусь и работаю вне СЗ

30

17,6

10

36,3

75

60

60

58,3

42,3

25

21

Только учусь

50

70,5

60

45,4

58,3

80

70

58,3

61,9

26

22

Только учусь

50

35,2

30

54,5

91,6

60

20

58,3

50

27

22

Только учусь

30

29,4

20

36,3

50

30

40

33,3

33,6

28

21

Учусь и работаю в СЗ

70

29,4

20

45,4

83,3

20

20

66,6

44,5

29

25

Только учусь

70

17,6

60

63,6

50

80

40

83,3

56,5

30

21

Только учусь

10

52,9

50

18,1

41,6

60

30

58,3

41,3

Примечание: В – вытеснение, Ре – регрессия, З – замещение, О – отрицание, П – проекция, К – компенсация, РО – реактивные образования, Р – рационализация. СЗ – сфера здравоохранения. В последней графе таблицы представлена общая напряженность всех защитных механизмов. Красным шрифтом выделен способ психологической защиты, который преобладает у респондента.

Полужирным шрифтом выделена общая напряженность способов психологических защит, превышающих 50-процентный рубеж.

Из табл. 1 видно, что каждый индивид пользуется разными механизмами. У каждого респондента можно выделить один или несколько механизмов защиты, которые играют доминирующую роль. Остальные механизмы используются скорее, как вспомогательные, или не используются вообще. У каждого человека развивается своя система психологической защиты, которая характерна только для него.

У 50% респондентов преобладает проекция. У 20% респондентов наблюдается рационализация. У 16,6% респондентов наблюдается отрицание, у 10% респондентов выявлена компенсация и регрессия, у 6% наблюдается вытеснение, реактивные образования и замещение не выявлены.

У 6% респондентов наблюдается в равной степени 2 способа психологической защиты.

К тому же у 23,3% исследуемых общая напряженность защитных механизмов превышает пороговые значения. Высокая степень общей напряженности защитных механизмов может свидетельствовать о дезадаптированности индивида.

В табл. 2 представлен расчет t-критерия Стьюдента по 2 выборкам по критерию «деятельность». Первую выборку составили респонденты, которые учатся и работают в сфере здравоохранения, вторую выборку составили респонденты, которые только учатся.

Табл. 2. – Сравнение результатов исследования по критерию «деятельность».

№ п/п

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В1

В2

В1

В2

В1

В2

1

30,5

57,6

-11,65

13,18

135.7225

173.7124 

2

55,4

48,9

13,25

4,48

175.5625

20.0704

3

42,3

39,1

0,15

-5,32

0.0225 

28.3024 

4

35,8

20,6

-6,35

-23,82

40.3225 

567.3924 

5

46,7

34,7

4,55

-9,72

20.7025 

94.4784

6

33,6

61,9

-8,55

17,48

73.1025

305.5504 

7

39,1

50

-3,05

5,58

9.3025 

31.1364

8

48,9

33,6

6,75

-10,82

45.5625

117.0724 

9

28,2

56,5

-13,95

12,08

194.6025 

145.9264 

10

55,4

41,3

13,25

-3,12

175.5625

9.7344 

11

46,7

 

4,55

 

20.7025

 

12

46,7

 

4,55

 

20.7025 

 

13

53,2

 

11,05

 

122.1025

 

14

44,5

 

2,35

 

5.5225 

 

15

39,1

 

-3,05

 

9.3025 

 

16

26

 

-16,15

 

260.8225 

 

17

44,5

 

2,35

 

5.5225

 

Суммы

716,6

444,2

0,05

-0

1315.1425

1493.376

Среднее

42,15

44,42

       

tэмп = 0.5

В табл. 3 представлены критические значения критерия Стьюдента.

Табл. 3. – Критические значения.

tкр

p≤0,05

p≤0,01

2.06

2.79

На рис. 1 изображена ось значимости, где отмечены критические значения.

Рис. 1. – Ось значимости.

По рис. 1 видно, что полученное эмпирическое значение t (0.5) находится в зоне незначимости.

При обработке результатов сравнения используемых способов психологической защиты в 2-х группах студентов, которые учатся и работают в сфере здравоохранения, и студентов, которые только учатся, было выявлено, что нет статистически значимых различий между используемыми способами психологической защиты у студентов разных групп.

Выводы

1. В процессе всего развития у человека формируются способы психологической защиты, которые защищают сознание от негативных эмоциональных переживаний, и тем самым способствуют сохранению психологического комфорта, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов.

2. Способы психологической защиты студентов-бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело» медицинского института РУДН были выявлены с помощью опросника «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте. Выборку составили 30 респондентов. Основная часть респондентов – женщины. Средний возраст респондентов 29,5 ± 9,8 лет. 56,7% респондентов одновременно учатся и работают в сфере здравоохранения. 33,3% только учатся и 10% респондентов учатся и работают вне сферы здравоохранения. Респонденты были разделены на 2 группы по критерию «деятельность» для сравнения результатов 2 выборок.

3. В нашем случае половина опрашиваемых студентов чаще всего используют в качестве способов психологической защиты проекцию. Есть вероятность, что это связано с тем, что человеку сложно принять какие-то негативные стороны своей личности, негативные поступки или ситуации, поэтому сознание пытается сохранить личность, проецируя эмоции, чувства, мысли на других людей. Им легче всего избавиться от тревожных состояний, используя проекцию. Стоит отметить, что способы психологической защиты закладываются еще с детства и зависят от индивидуальных особенностей человека, обстановки, в которой он рос и развивался и других факторов.

С другой стороны, мы все пытаемся разнообразными способами объяснить свои действия и поступки с рациональной точки зрения. 20% респондентов прибегают к рационализации. Рационализация помогает не только почувствовать логику своего поведения, но и позволяет сохранить самоуважение, сделаться лучше в глазах других.

4. У 6% респондентов наблюдается в равной степени 2 способа психологической защиты.

5. Высокая степень общей напряженности защитных механизмов свидетельствует о дезадаптированности индивида.

6. В ходе сравнения результатов по критерию Стьюдента было обнаружено, что нет статистически значимых различий между используемыми способами психологической защиты у студентов, которые учатся и работают в сфере здравоохранения, и студентов, которые только учатся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Буркова, Е. Реактивное образование как психологическая защита. / Е. Буркова. [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный ресурс: www.b17.ru – Элект. Дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/160610/ (дата обращения: 24.12.2021).

Васильев, А. Виды психологической защиты личности: как наш мозг нас защищает. / А. Васильев. [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный ресурс: mirvnutritebya.ru – Элект. Дан. – Режим доступа: https://mirvnutritebya.ru/psychology/metody-psihologicheskoy-zaschity/ (дата обращения: 26.12.2021).

Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: Учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "психология", "мед. психология" / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова – Барнаул: Изд-во Алт. госун-та, 2000. – 120 с.

Долгова, В.И. Психологическая защита. / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева – М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.

Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. / Н. Мак-Вильямс — М.: Класс, 1998. — 480 с.

Назарова, И.Э. Защитные механизмы. / И.Э. Назарова. [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный ресурс: thebooks.su. – Элект. Дан. – Режим доступа: https://thebooks.su/read/359115-zaschitnye-mehanizmy.html (дата обращения: 28.09.2021).

Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: Генезис. Функционирование. Диагностика. / Е. С. Романова, Л.Р. Гребенников – М.: Талант, 1996. – 139 с.

Собенников, В.С. Психологическая защита. / В.С. Собенников, Е.Е. Ясникова – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 28 с.

Фрейд, З. Психология бессознательного. / З. Фрейд – СПб.: Питер, 2010. – 390 с.

Просмотров работы: 30