Методы снижения стресса у студентов - выпускников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Методы снижения стресса у студентов - выпускников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире каждый человек ежедневно подвергается воздействию различных стрессовых факторов. Стресс может приводить ко многим негативным последствиям. Учеными доказано, что организм человека, постоянно подвергающийся влиянию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у людей, которые умеют снижать стресс [1]. Проблема стресса, являющаяся расплатой за прогресс и цивилизацию, особенно актуальна сегодня [7].

Целью данного исследования было выявить наиболее часто используемые методики снижения стресса у студентов – выпускников.

Стресс и стрессоустойчивость являются неотъемлемыми составляющими жизни абсолютно каждого человека. Стресс представляет собой состояние повышенного нервного напряжения, вызванное сильным воздействием различных факторов, а стрессоустойчивость – это способность организма противостоять вредному воздействию стрессовых факторов [4].

Причинами возникновения учебного стресса у студентов ВУЗов могут являться:

большая учебная нагрузка,

неумение правильно организовать режим дня,

нерегулярное питание,

нежелание учиться,

разочарование в профессии,

строгие преподаватели,

недостаток сна,

не сданные вовремя работы,

большое количество пропусков,

плохая успеваемость по определенной дисциплине [3].

Стресс, связанный с учебной нагрузкой, проявляется у студентов следующим образом:

сложность контроля эмоций,

раздражительность,

ощущение физического недомогания,

снижение адаптационных способностей,

плохая концентрация внимания,

ощущение постоянной нехватки времени,

низкая работоспособность,

повышенная утомляемость,

отсутствие сосредоточенности в момент выполнения важного задания [2].

Однако, на наш взгляд, главной проблемой является то, что студенты не применяют никаких методов снижения стресса.

К одним из доказанных методов снижения стресса относятся:

медитация,

прогулка на природе,

аутотренинг,

дыхательная гимнастика,

специальные мобильные приложения.

Медитация – это психофизиологическая практика, при которой внимание человека сосредоточено на определенной мысли, объекте или деятельности, что способствует эмоциональному спокойствию и стабильности сознания [5].

Аутотренинг – это метод психического восстановления, состоящий из тренировок мышечной релаксации, самовнушения и самовоспитания [6].

Дыхательная гимнастика представляет собой метод контролируемого дыхания, которое способствует переключению внимания и снижению тревожности.

Правильное и регулярное применение хотя бы одного из перечисленных выше методов должно оказать положительный эффект, снизить уровень стресса и повысить работоспособность студента.

После теоретического анализа темы исследования было проведено эмпирическое исследование в форме опроса студентов – выпускников медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело». В опросе приняли участие 30 респондентов (90% женщин и 10% мужчин).

Вступительная часть вопросов была направлена на выявление половозрастных характеристик опрашиваемых и их сферы деятельности.

Следующая часть вопросов была направлена на выявление уровня стресса студентов – выпускников при помощи теста на определение уровня учебного стресса по В.Ю. Щербатых. Тест состоит из 44 утверждений, касающихся эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и физиологических признаков стресса [8]. Если респондент согласен с утверждением, то выставляется определенное количество баллов. Чем выше балл, тем выше уровень стресса.

Заключительная часть вопросов была направлена на выявление методов снижения стресса, используемых студентами – выпускниками.

Благодаря тесту по методике В.Ю. Щербатых было выявлено, что примерно половина (47%) опрошенных респондентов имеет умеренный уровень стресса. Это является показателем того, что студенты хорошо справляются с учебной нагрузкой. Результаты отображены на рис. 1.

Рис. 1. - Результаты опроса студентов по методике В.Ю. Щербатых

Эмпирическое исследование выявило, что наиболее часто используемой и рекомендуемой методикой снижения стресса среди студентов оказалась прогулка на природе. Больше половины (70%) студентов используют данную методику, и именно она является их «помощником» по борьбе со стрессом. Результаты ответов на вопрос: «Какие методы снижения стресса используете Вы?» отображены на рис. 2.

Рис. 2. «Какие методы снижения стресса используете Вы?»

На вопрос «Почему Вы можете посоветовать именно данный метод снижения стресса?» респонденты отвечают, что предложенные ими методики легкие в применении (73%), наиболее действенные (37%) и быстродействующие (27%). То есть главным критерием для студентов служит легкость в применении.

Анализ ответов не обнаружил взаимосвязи между уровнем стресса у студентов и частотой использования методов для его снижения. Было выявлено, что студенты с высоким уровнем стресса используют такие же методы снижения стресса и с такой же частотой, как и студенты с умеренным уровнем стресса. Вероятно, результаты являются неточными, так как выборку составила малая группа респондентов. Так же это может быть связано с неискренними ответами респондентов, либо же с неправильным использованием методик для снижения стресса. Для выявления взаимосвязи необходимо провести более расширенное исследование.

Гипотеза исследования, в которой было сказано, что больше половины студентов – выпускников испытывают высокий уровень стресса из-за того, что не используют методы для его снижения, не подтвердилась. Студенты применяют методы снижения стресса, и большинство (93%) не испытывает высокий уровень стресса.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить то, что:

Стресс и стрессоустойчивость являются неотъемлемыми составляющими жизни абсолютно каждого человека. Стресс представляет собой состояние повышенного нервного напряжения, вызванное сильным воздействием различных факторов, а стрессоустойчивость – это способность организма противостоять вредному воздействию стрессовых факторов.

Причин стресса у студентов существует огромное множество.

Стресс оказывает большое влияние на жизнедеятельность студента, приводит к снижению работоспособности и продуктивности. А низкая работоспособность — это именно то, чего хотел бы избежать любой студент.

Существует множество методов снижения стресса и применение хотя бы одного из них должно оказать положительный эффект, снизить уровень стресса и повысить работоспособность студента.

Наиболее часто используемым методом снижения стресса у студентов – выпускников оказалась прогулка на природе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

Ефимова, Л.А. Оценка влияния стрессовых факторов на учебное поведение студентов [Электронный ресурс] // Л.А. Ефимова. / TSUTMB.ru. – 2015. – Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya /int_konf/vseross/i_vserossijskaya_nauchnaya_studencheskay/oczenka_vliyaniya_stressovyix_faktorov_na_u

Захаренко, Т.А. Учебный стресс: причины и проявления [Электронный ресурс] // Т.А. Захаренко, Е.И. Кулько. / RSVPU.ru – 2017. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789 /17690/1/prfks_2017_117.pdf

Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999.— 758с. – ISBN 5-88782-393-3

Словарь Мирриам-Вебстер: официальный сайт. – США. – 2021. – URL: https://www.merriam-webster.com/

Шемякина, О. О. Анализ причин стресса и методы его профилактики //Психология и право. / О.О. Шемякина. – 2012. – Т. 2. – №. 2. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52061.shtml

Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – 2-е изд. - СПб.: Питер. – 2012. – 256 с.

Просмотров работы: 91