Актуальность
В XXI веке информационные технологии развиваются с каждым годом и находят новую область применения. Так же, как прогрессируют технологии, так и увеличивается спрос на информацию.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционных образовательных технологий, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования и многим другим [6].
Понятие «работоспособность»
Работоспособность, как медицинское и психологическое явление, изучалось еще со второй половины ХIХ века в странах Западной Европы, Америки и России.
В России же за большинством исследований работающего человека стоял великий психиатр и невролог В.М. Бехтерев. Он рассматривал труд как существенный социальный фактор развития жизнедеятельности человека, как условие общественного прогресса [4].
В ходе нашего исследования под работоспособностью мы понимаем способность человека, как индивида, за конкретный срок выполнить заданный объема работы.
Факторы, влияющие на работоспособность
Изучая литературу, мы выяснили, что факторов, влияющих на работоспособность, большое количество [1]. На работоспособность человека оказывают влияние как объективные условия труда, так и субъективные (личностные) его характеристики. Мы проводили исследование на примере одного из факторов, а именно физической активности. В теоретическом анализе проблемы было выявлено, что уровень работоспособности человека во многом зависит от физических нагрузок в течении дня.
Домашние занятия физической культурой, которым не все студенты уделяют время должным образом, также достаточно важны для поддержания здоровой работоспособности. А создание здоровой образовательной среды в условиях дистанционного обучения имеет огромное значение для роста работоспособности, устойчивого иммунитета и поддержании здоровья обучающихся, что повышает эффективность всего учебного процесса в целом.
При изучении литературы мы столкнулись с исследованиями о взаимосвязи снижения работоспособности и уровня физической активности [7]. Данное утверждение в дальнейшем послужило основой для составления анкеты для выявления зависимости между снижением уровня работоспособности студентов и дистанционным форматом обучения.
Работоспособность студентов медицинского института
Что же касается работоспособность студентов именно медицинского института, то здесь все не так однозначно. Ранее проводились исследования в данной области, в которых было выявлено, что работоспособность студентов медицинского института снижается прямо пропорционально увеличению учебной нагрузки с каждым курсом обучения [3].
Студенты – медики находятся в особенно трудном положении в связи с тем, что их образовательный процесс продолжается всю жизнь, а будущая специальность требует высочайшего уровня подготовки в связи с ответственностью за жизнь человека.
Результаты исследования
В нашем исследовании были использованы такие методы, как:
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Методика определения коэффициентов корреляции Пирсона.
Целью эмпирического исследования являлось изучение взаимосвязи между снижением работоспособности студентов медицинского института РУДН и дистанционным обучением.
Мы провели эмпирическое исследование для выявления взаимосвязи дистанционного обучения и снижения работоспособности студентов-медиков, в котором приняли участие 50 респондентом (39 женщин и 11 мужчин), средний возраст которых составил 20,4 ±1,8.
При составлении анкеты мы опирались на изученную литературу [2, 7], благодаря которой включили в состав анкеты вопросы о физической подготовке студентов и активности в период дистанционного обучения.
По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что у многих студентов работоспособность снизилась во время дистанционного обучения и после возвращения к очному формату, к сожалению, осталась на том же уровне. Существует взаимосвязь между снижением работоспособности студентов медицинского института и дистанционным обучением (Pэмп = 0,89> Pкрит = 0,35; α = 0,01).
Однако не стоит упускать и тот факт, что проведенное нами исследование показало, что работоспособность прямо пропорционально зависит от физической активности студента в течении рабочего дня (Рэмп = 0,92> Ркрит = 0,35; α = 0,01). Можно сделать вывод, что работоспособность студентов снижается в условиях дистанционного формата обучения при отсутствии должной физической нагрузки, которая определяется сугубо индивидуально.
Стоит отметить, что к теме работоспособности студентов следует относиться серьезно. По результатам анкетирования было выявлено, что в программах направления подготовки «Сестринское дело» в РУДН отсутствуют материалы, для повышения работоспособности студентов и поддержания ее на определенном уровне.
Большая часть студентов (70%) озабочены уровнем своей работоспособности и стремятся к получению знаний об ее улучшении и увеличению продуктивности. Об этом говорит нам средний балл ответов респондентов, который составил 4,12.
Выводы
По результатам нашего эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Работоспособность - способность человека, как индивида, за конкретный срок выполнить заданный объема работы.
Факторов, влияющих на работоспособность множественное количество, одним из которых является наличие физической активности в течении дня.
Работоспособность студентов медицинского института снижается прямо пропорционально увеличению учебной нагрузки с каждым курсом обучения
В период дистанционного обучения работоспособность студентов медицинского института РУДН по направлению «Сестринское дело» действительно снизилась.
Таким образом, опыт масштабного удаленного обучения актуализировал необходимость формирования новых методов и способов обучения в условиях цифрового общества. Ведь нынешняя система обучения показала, что студенты не были готовы к подобному изменению в формате их образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международная организации труда "О занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия" от 16.06.2017 (утв. в г. Женеве 16.06.2017 на 106-й сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2021. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://goo.su/8ova (дата обращения 15.12.2021).
Айсмонтас, Б.Б. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ): монография канд. пед. наук / Б.Б. Айсмонтас. – М., 2014. – 222 с.
Егорова, Н.А. Гигиеническая оценка умственной работоспособности студентов медицинского вуза (на основе психологических типов личности) – автореферат дис… канд. мед наук. / Н.А. Егорова. – Ростов-на-Дону, 2005. – 27 с.
Маматов, А.В. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями ВУЗА / А.В. Маматов, А.Н. Немцев, А.Г. Клепикова, А.И. Штифанов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 206 с.
Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009 – 816 с.
Скворцов, А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студентов в наукоемкой образовательной среде: дис. д-ра пед. наук / А.А. Скворцов – Тамбов, 2015. – 240 с.
Старостина А.В. Формирование ценностного отношения к здоровью студентов / А.В. Старостина // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы / Междунар. науч.-практ. конф.; Сиб. гос. аэрокосм. ун-т. – Красноярск, 2015. -С. 260-264.