Причины агрессии медицинских сестер - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Причины агрессии медицинских сестер

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с увеличением предполагаемой продолжительности жизни и скоростью развития медицинской науки возможно предположить, что однажды люди перестанут обращаться за экстренной медицинской помощью. Однако в современных реалиях невозможно представить, чтобы люди перестали приходить в медицинские организации.

Приемное отделение, как передовая больницы, – тут принимаются пациенты с острым животом, болями в сердце, высоким давлением и простым ОРВИ, беременностью, здесь, в противошоковой палате, происходят первые реанимационные мероприятия.

В зависимости от эпидемиологической обстановки и профиля лечебного учреждения нагрузка на приемное отделение может быть разной, от 15 до 120 пациентов за сутки. Не зря работа медицинских сестер с учетом всех условий трудовой деятельности относится к 3 классу напряженности [1]. Невозможно представить, чтобы те, кто ежедневно принимает и оказывает медицинские услуги стольким нуждающимся больным, оставались спокойными и полными энергии [5]. Данные статистики говорят, что в 2021 году количество жалоб от пациентов выросло до 44%, что на 10% больше, чем в прошлом году [3]. Именно поэтому и становится актуальным вопрос о причинах агрессии медицинских сестер на рабочем месте.

Анализ источников по данной теме показал, что агрессия является подсознательной реакцией человека и возникает вследствие действия определенного раздражителя, возникающего в этом случае страдания и, как следствие, гнева на раздражитель. Гнев дает человеку не только силы для противодействия раздражителю (агрессии), но и позволяет временно снизить эмоциональное напряжение человека [3]. За счет того, что возникновение агрессии спрогнозировать очень сложно, предотвратить ее невозможно. Если говорить о видах раздражителя медицинских сестер приемного отделения, то ими могут служить потребность в безопасности (тишина, спокойствие, отсутствие напряжения), невозможность удовлетворить потребности (фрустрация), а также кризисная ситуация, нарушающая внутреннее равновесие человека [7]. В зависимости от вида раздражителя различают различные модели возникновения агрессии – фрустрационная, аффективно-динамическая, психодинамическая.

Фрустрационная модель раскрывает агрессию не как поведение, возникшее в ходе эволюции, а как реакцию на фрустрацию (невозможность удовлетворить желаемые потребности). При проявлении открытого гнева наступает эффект катарсиса (выражение эмоций или напряжения посредством агрессивных действий позволяет на некоторое время снизить уровень напряжения).

Аффективно-динамическая модель. Агрессия как реакция на кризисную ситуацию возникает вследствие невозможности удовлетворения собственных потребностей. В этом случае гнев возникает как реакция на страдание. Причем степень гнева коррелирует с уровнем страдания и тем самым увеличивает степень агрессии.

Психодинамическая модель принимает агрессию какневротическую реакцию человека на угрозу собственных нужд, целей, собственного достоинства. В случае неудовлетворенности данных потребностей (стресс, утомление, отсутствие пищи, чувство тревоги) возникает базальная враждебность по отношению к окружающим людям.

Для изучения основных причин, вызывающих агрессию со стороны работников приемного отделения, было разработан опрос, в котором приняли участие 19 респондентов, работающих в приемном отделении одной из крупнейших многопрофильных больниц Московской области, мощностью более чем на 700 коек. Вопросы делились на блоки, направленные на выявление различных видов раздражителей: невозможность отдохнуть, удовлетворить физиологические потребности, стрессовые ситуации, отношение к пациентам, знанию специальных методик отдыха [6].

Ответы респондентов не дают возможности выделить ту или иную модель, согласно которой наиболее часто возникает агрессия медицинских сестер. Опрашиваемые на все вопросы, косвенно касающиеся причин возникновения агрессии, отвечают положительно.

В ходе опроса мы узнали, что 58% респондентам недостаточно времени, чтобы эффективно отдохнуть во время работы. В то же время 37% опрошенных не знают методов снятия напряжения.

84% опрошенных не имеют возможности соблюдать режим питания, а 58% респондентов даже не хватает на это времени.

Помимо этого, было выявлено, что кризисные ситуации не играют важной роли в формировании дополнительного эмоционального стресса, так как 74% опрошенных умеют оставаться спокойными в таких ситуациях.

Можно сказать, что основными причинами агрессии медицинских работников являются усталость, эмоциональное напряжение (высокая интенсивность труда), а также неудовлетворенность собственных потребностей. Причем уровень агрессивной реакции и усталости имеют прямую корреляционную связь. Необходимо заметить, что в условиях приемного отделения невозможно уменьшить нагрузку на медицинских работников, она является постоянной, что делает данную работу более тяжелой и стрессовой. В то же время необходимо заметить, что как утверждал А. Адлер «невозможность выразить агрессию вызывает повышение кровяного давления, трясучку, дрожь и другие соматические реакции» [2].

Данные результаты могут помочь руководителям приемных отделений и медицинских организаций в целом в эффективном использовании труда медицинских работников, а также для разработки системы рационального труда и отдыха.

Выводы:

Было выявлено, что работники приемного отделения испытывают сильный стресс во время трудового процесса – те респонденты, которые имеют возможность отдохнуть во время трудового дня, наравне с теми, кто не имеет такой возможности, испытывают чувство опустошенности и истощения после отработанного рабочего дня

Было выявлено, что уровень стрессоустойчивости более низкий у тех, кто не имеет большого профессионального стажа, что говорит об имеющейся адаптации человека даже к таким тяжелым условиям труда.

Согласно ответам респондентов на вопросы, косвенно касающиеся причин возникновения агрессивного поведения, можно выделить такие причины, как недостаток отдыха, невозможность своевременно утолить собственные физиологические потребности, открытая агрессия пациентов по отношению к медицинским работникам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Руководство Р 2.2.013-94 от 13 июля 1994 года "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». [Электронный ресурс] / Докипедия. – 2013-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://dokipedia.ru/document/4843318 (дата обращения 12.10.2021).

Бэрон Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. –749 с.

Пичугина, Е. Хамство Гиппократа / Е. Пичугина / Московский комсомолец – 2021. – №28692 – С. 23-29. Электр. дан. – Режим доступа: https://www.mk.ru/social/health/2021/12/21/khamstvo-gippokrata-rossiyane-naz vali-glavnye-pretenzii-k-medikam.html (дата обращения 26.12.2021).

Руженков, В.А. Качество жизни медицинских работников / В.А. Руженков, Е.Л. Сергеева, У.С. Москвитина // Актуальные проблемы медицины. – 2013. – №18 (161). – С. 23-29.

Сидоров, П. 5 способов справиться с гневом и раздражением. / П. Сидоров // Аргументы и факты. – 2011. –№10. – С.13 –14.

Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия. /И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. –392 с.

Просмотров работы: 247