Ежедневные взаимодействия личностей и социальных групп, связанные с различиями в характере, поведении, ценностях и интересах обуславливают разнородность и неоднозначность их отношения к происходящим процессам в общественной жизни и, следовательно, немалую вероятность возникновения социальных конфликтов. Межличностные конфликты – это тип конфликтной ситуации, характеризующий разногласие, которое возникает в какой-либо ситуации между двумя и более личностями, и их никак не избежать [1].
Актуальность проблемы межличностных конфликтов обусловлена тем, что во время поступления в вуз молодые люди плохо ориентируются в университетской жизни и совершенно не понимают, как взаимодействовать друг с другом. Это ответственная ступень, на которой многие испытывают дискомфорт и психологические проблемы, с которыми нужно справляться. Студенческая группа, которая состоит из молодых ребят разного социального происхождения, наиболее предрасположена к межличностным конфликтам. Но от самих студентов во многом зависят особенности протекания данных конфликтов в группе [2]. Именно поэтому после школы или колледжа нужно заново налаживать контакт с одногруппниками.
Конфликты между студентами характеризуются особой эмоциональностью, затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они связаны в процессе обучения, тем самым влияя на развитие взаимоотношений в коллективе. Зачастую получается так, что некоторые люди не сходятся по каким-либо причинам. Между ними возникает межличностный конфликт. Это нормально, так как некие разногласия могут повлиять положительно на микроклимат в группе.
Огромную роль во взаимоотношениях обучающихся играет микроклимат группы. Неблагоприятная психологическая атмосфера является фактором конфликтов. Микроклимат влияет на настроение в группе, уют и степень вовлеченности в учебный процесс. Если человеку не комфортно в коллективе, он будет без особого энтузиазма ходить в университет, участвовать в жизни группы и в учебном процессе. Для того, чтобы коллектив был более сплоченным, требуется изначально внедрять неформальные мероприятия, игры, поздравления одногруппников по праздникам и многое другое. Также нужно четкое разделение функций и обязанностей, чтобы группа чувствовала себя единым целым.
При оценке причин конфликта главными параметрами являются осознание и формирование противоречивых интересов, целей, отношений, действий, обусловленных объективными и субъективными факторами. Чаще всего конфликты появляются потому, что любая из сторон начинает упрямо отстаивать свою правоту и её обосновывать. Грубость, эгоизм, бестактность, злость в разговоре, обман, издевки и пренебрежение тоже являются основаниями конфликтов [3].
Другими причинами возникновения конфликтов являются:
Разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения.
Адаптационный конфликт.
Неравное положение студентов.
Разница между ожиданиями и поступками людей.
Недоразумения, систематические трудности в процессе коммуникации [4].
Таким образом, для анализа межличностных конфликтов в студенческих коллективах мы будем использовать такие характеристики, как частота, причины возникновения конфликтов и микроклимат группы.
Теоретический анализ послужил причиной составления опросника для студентов. Для составления использовалась методика В.М. Завьялова [5].
Выборку составили 50 респондентов, обучающихся на 1 и 4 курсе по направлению «Сестринское дело» медицинского института РУДН. Средний возраст респондентов составил – 20 ± 1,8. На основании выборочной совокупности был выделен критерий «курс обучения», по которому в дальнейшем был проведен сравнительный анализ межличностных конфликтов и микроклимата коллективов.
Для выявления межличностных конфликтов в студенческом коллективе мы использовали: эмпирический метод (опрос) и метод статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента.
Рис. 1. - Степень благоприятности микроклимата в коллективе 1-го курса.
При анализе результатов опроса были получены следующие показатели степени благоприятности микроклимата в студенческом коллективе 1-го курса (рис. 1).
Рис. 2. – Степень благоприятности микроклимата в коллективе 4-го курса.
Ниже представлены показатели степени благоприятности микроклимата в студенческом коллективе 4-го курса (рис. 2.).
Для сравнения была составлена показательная таблица средних значений ответов исследования, которая представлена ниже (табл. 1.).
Таблица 1. - Показательная таблица средних баллов.
Вопросы анкетирования |
1 курс |
4 курс |
1. В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. |
3,72 |
3,64 |
2. Группа активна, работоспособна. |
3,52 |
3,44 |
3. Обстановка в коллективе спокойная, деловая. |
3,6 |
3,2 |
4. В группе я чувствую себя уютно. |
3,6 |
3,76 |
5. Одногруппники, в случае необходимости, поддержат и защитят друг друга. |
3,48 |
3,68 |
6. Одногруппники относятся друг к другу с симпатией. |
3,4 |
3,4 |
7. Коллектив справедливо относится ко всем членам своей группы. |
3,56 |
3,04 |
8. Отношения отдельных группировок внутри коллектива характеризуются взаимопониманием, сотрудничеством. |
4 |
4,36 |
9. Конфликты в группе возникают редко. |
3,8 |
3,8 |
10. Группа живёт по принципу "Один за всех и все за одного". |
3,16 |
2,64 |
11. Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение. |
3,48 |
3,04 |
12. Студентам нравится бывать вместе в университете и вне его. |
3,24 |
2,68 |
13. Мне нравится моя группа. |
3,56 |
3,52 |
14. В группе учитывают мнение каждого. |
3,64 |
3,24 |
15. В целом социально-психологический климат в группе положительный. |
4,12 |
3,8 |
Общее среднее количество баллов |
53,88 |
51,24 |
Анализ результатов, представленных в табл. 1, показывает, что средние баллы ответов студентов 1 курса по вопросам анкетирования во многих вопросах выше, чем у 4 курса.
Для сравнения микроклимата коллективов 1 и 4 курса, обратимся к методу статистической проверки по t-критерию Стьюдента (табл. 4).
Таблица 2. - Расчёт значений по t-критерию Стьюдента.
1 курс |
4 курс |
|
Среднее арифметическое значение |
53,88 |
51,24 |
Стандартное отклонение |
11,39 |
11,59 |
Количество человек |
25 |
25 |
Степень свободы |
48 |
|
Эмпирическое значение |
0,54 |
Обратимся к таблице критических значений t-критерия Стьюдента [5]. Мы видим, что tэмп = 0,54 < tкрит = 2,011, α = 0,05. Из чего можем сделать вывод, что достоверных различий между коллективами 1-го и 4-го курсов по показателю микроклимат группы не выявлено.
Причины возникновения конфликтов в коллективах 1-го и 4-го курсов в процентах следующие:
22% респондентов чаще всего выбирают эгоизм;
19% респондентов – агрессию;
19% респондентов– хамство;
15% респондентов – зависть;
14% респондентов – навязывание советов;
11% респондентов – хвастовство.
Респонденты 1-го и 4-го курса считают, что в большинстве своем эгоизм, агрессия и хамство являются самой частой причиной для возникновения конфликтов.
Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективах 1-го и 4-го курсов следующие:
42% респондентов чаще всего выбирают компромисс;
23% респондентов – сотрудничество;
13,5% респондентов – уклонение;
13,5% респондентов – приспособление;
8% респондентов – соперничество.
Таким образом мы понимаем, что в коллективах 1-го и 4-го курсов при разрешении конфликтных ситуаций в основном применяются такие способы разрешения конфликтов как компромисс и сотрудничество.
Исследование показало, что в большинстве своем конфликты в группе между студентами возникают из-за эгоизма и агрессии. Зачастую в учебной группе студенты думают только о себе, о своих оценках и не думают о том, что у одногруппников могут быть сложности и им нужна помощь. Некоторые, в силу своего характера, могут резко высказаться в сторону другого, не подумав о его чувствах, забывая о том, что коллектив – это единое целое и над отношениями в нем надо работать. Поэтому необходимо думать не только о себе, но и о других членах коллектива. Следует следить за своими словами, не проявлять агрессию и не быть эгоистом.
Для разрешения конфликтов используются такие стили поведения как компромисс и сотрудничество, что не может не радовать, так как эти два стиля наиболее лояльные и эффективные.
Чаще всего конфликт разрешают сами участники столкновения, что очень радует, так как конфликты не задевают всю группу целиком и быстро разрешаются. Такой стиль поведения, как соперничество, студенты выбирают реже всего.
На первом курсе нередко привлекается для помощи в разрешении конфликтов куратор группы, который является первым другом для первокурсников. С годами студенты учатся справляться со своими взаимоотношениями в группе без него, но конфликтов меньше не становится.
Анализ результатов опроса показал, что достоверной разницы между коллективами студентов 1-го и 4-го курсов по наличию и частоте конфликтов (tэмп. = 0,54 < tкрит. = 2,011 α = 0,05) нами не выявлено. Вероятно, это говорит о том, что частота конфликтов одинаковая в двух разных исследуемых группах, и с годами обучения межличностные конфликты все равно возникают.
Выводы:
Существует множество причин для конфликта. Самыми основными поводами являются: адаптационный конфликт, разное восприятие людьми ценностей, целей, интересов и поведения. Исход столкновения между людьми зависит исключительно от личностных качеств обеих сторон. Также существует пять стилей поведения, которые проявляются во взаимодействие сторон в конфликтной ситуации.
Межличностных конфликтов между студентами невозможно избежать, так как это человеческий фактор. Конфликты между студентами характеризуются особой эмоциональностью, затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они связаны в процессе обучения. Подобные стычки несут как положительный, так и отрицательный заряд в развитие взаимоотношений в группе.
Конфликты в коллективах 1 и 4 курса происходят с одинаковой частотой, это говорит о том, что с годами студенты не перестают ссориться меньше.
В большинстве своем конфликты в группе между студентами возникают из-за эгоизма и агрессии.
Для разрешения конфликтов используются такие стили поведения как компромисс и сотрудничество.
Межличностные конфликты в студенческих коллективах протекают достаточно ярко, затрагивая не только непосредственно конфликтующих, но и зачастую всю группу. Главное — это понимать и осознавать, что конфликты в группе вполне нормальное явление, которого пугаться не стоит, так как определённые вопросы решаются, тем самым микроклимат в группе может улучшиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гомыранова, О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов / О.Н. Гомыранова. // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2006. – №5. – С. 301–305. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimoot-nosheniyah-studentov-vuzov (дата обращения 22.12.2021).
Зверко, М.В. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде / М.В. Зверко // Вопросы студенческой науки. – 2019. – №5. – С. 323–326. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyber leninka.ru/article/n/prichiny-i-osobennosti-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-studench eskoy-srede (дата обращения 22.12.2021).
Судакова, Т.Г. Конфликты в студенческом коллективе ВУЗа / Т.Г. Судакова, Т.О. Полатиди // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – №1. – С. 45–55. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-studencheskom-kollektive-vuza (дата обращения 23.12.2021).
Лукьянова, Л. Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения / Л. Н. Лукьянова // Научные исследования в образовании. – 2011. – №10. – С. 49–58. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-konfliktov-v-obrazovatel nyh-uchrezhdeniyah-i-puti-ih-resheniya (дата обращения 22.10.2021).
Фетискин, Н.П. Оценка микроклимата студенческой группы: учебное пособие. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
Таблица критических значений t-критерия Стьюдента / [Электронный ресурс] / Математическая статистика для психологов – Электрон. дан. – Режим доступа: https://statpsy.ru/t-student/t-test-tablica/ (дата обращения 23.12.2021).
Запрудский, Ю. Г. Социальный конфликт (политологический анализ): автореферат дис. доктора философских наук: 09.00.10. – Ростов-на-Дону, 1992. – 41 с. (дата обращения 23.12.21).
Евтушенко, А. М. Конфликты в современной молодежной среде и причина их возникновения / А. М. Евтушенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №17. – С. 291–295. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-sovremennoy-molodezhnoy-srede-i-pri china-ih-vozniknoveniya (дата обращения 23.12.2021).
Белянская, Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста / Т.Э. Белянская // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2020. – №3. – С. 220–227. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-studench eskogo-vozrasta (дата обращения 23.12.2021).
Капезина, Т. Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе / Т. Т. Капезина // Наука. Общество. Государство. – 2016. – №4. – С. 95–102. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-studencheskoy-gruppe (дата обращения 23.12.2021).