Престиж профессии медицинской сестры как один из факторов, определяющих ее привлекательность среди молодежи - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Престиж профессии медицинской сестры как один из факторов, определяющих ее привлекательность среди молодежи

Егураева М.В. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе при выборе профессии немалую роль играет ее престиж. Для кого-то престиж профессии определяется размером дохода, для кого-то подразумевает под собой уважение со стороны общества [9]. Профессия медицинской сестры считается значимой, весьма востребованной, но вот престижной ли? Молодые люди стремятся выбирать престижные профессии, чтобы иметь высокий социальный статус и уважение в обществе [1]. Но проблема состоит в том, что сложно привлечь их в сестринское дело, потому что даже в профессиональном медицинском сообществе социальная значимость профессиональной роли медицинской сестры недооценивается.

В данном исследовании под «престижем профессий» понималась существующая в обществе иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него образования, уровнем его оплаты и др. [4].

Понятия престиж профессии и ее привлекательность являются смежными, но не тождественными. Привлекательность означает желательность приобретения профессии для человека, а престиж делает акцент на положение вещей в обществе в целом, указывает, какие профессии располагаются наверху социальной иерархии, и какие внизу [7].

Престиж профессии является одним из факторов, которые объясняют и предсказывают поведение людей в процессе профессионального и образовательного выбора.

Профессия медицинской сестры считается одной из самых уважаемых и востребованных в мире, но «непопулярной». Исследования, которые проводились в направлении изучения престижа профессии, удовлетворенности ею самими медицинскими сестрами и многие другие указывают на то, что в этой сфере здравоохранения необходимы изменения [10, 11, 12].

При теоретическом анализе исследований на тему престижа профессий было выявлено, что из всех медицинских профессий авторы в основном выделяли профессию врача, которая по итогу была на верхних строчках таблицы престижных профессий. Профессия медицинской сестры рассматривалась в общем контексте «врач/медицинский работник». Вероятно, поэтому нами не было найдено результатов исследований по престижу профессии медицинской сестры [3, 5, 6].

Престиж профессии медицинской сестры формируется обществом, в основном, в медицинских и образовательных организациях. Сотрудничество врачей и медицинских сестер, взаимоуважение являются обязательным условием для оказания качественной медицинской помощи. Существует проблема взаимоотношений медицинских сестер и врачей. Эта тема важна, но многие годы ей не уделяется должного внимания. Медицинской сестре до сих пор отводится второстепенная роль в лечебном процессе, хотя она должна стать партнером врача, действующим самостоятельно в рамках своей компетенции.

Если пациенты увидят неуважительное отношение врачей к медицинским сестрам, то у них может сформироваться мнение, что профессия непрестижна, потому что неуважаема в самом профессиональном медицинском сообществе.

Зарубежные исследования указывают на то, что престиж профессии медицинской сестры можно поднять, выпуская из учебных заведений высококвалифицированные кадры не только в своей специальности, но и в других областях – научной, управленческой, педагогической.

Исследование ученых из университета Эдинбурга среди медицинских сестер, получивших степень магистра, которое заключалось в опрашивании участников о главном преимуществе дополнительного обучения, выявило положительную динамику в развитии сестринского дела. Большинство медицинских сестер отметили, что получение высшего образования принесло ощущение удовлетворенности и личного достижения, чувство собственного достоинства и повышенной самооценки после окончания института. Они получили большую независимость, самостоятельность, возможность заниматься научной деятельностью. Некоторые отметили, что вторая и третья ступени образования повышают престиж профессии [8].

В современном обществе наличие у человека высшего образования очень ценится, ведь оно позволяет перейти человеку на более высокий уровень развития, помогает проявить себя, повысить социальный престиж.

Наличие степени бакалавра у медицинской сестры в нашей стране сейчас не дает преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Но она рассматривается как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее при равных условиях занять более престижные и высокооплачиваемые рабочие места [2].

Несмотря на плюсы высшего сестринского образования, есть много минусов. Количество медицинских сестер-бакалавров ежегодно растет, но количество вакантных мест для людей с таким образованием не увеличивается. Дело в том, что многие работодатели не понимают, куда устроить специалиста с высшим сестринским образованием. К тому же сейчас на руководящих должностях в основном сотрудники со средним профессиональным образованием, но с большим опытом работы, чего не может предложить выпускник. Поэтому многие медицинские сестры-бакалавры вынуждены работать рядовыми сотрудниками.

В обществе также есть непонимание сути высшего сестринского образования. Все привыкли, что заниматься сестринской деятельностью можно только после колледжа, поэтому люди часто приходят в недоумение, когда слышат про высшее образование. Сейчас крайне мало людей знает о такой подготовке медицинских сестер. В основном это родственники, друзья и знакомые тех, кто учился и учится на данном направлении.

Необходимо просвещать общество в том, что существует высшее сестринское образование, тогда будут говорить о нем, обсуждать, вставлять в профориентационные тесты для школьников. Тогда престиж профессии медицинской сестры будет повышаться в обществе, а значит и молодые люди будут обращать внимание на данную профессию чаще.

Нами было проведено эмпирическое исследование по проблеме отношения студентов медицинского института РУДН направления «Сестринское дело» к престижу профессии медицинской сестры. Оно проходило с помощью онлайн-анкетирования на платформе Google Forms. В анкетировании приняли участие 40 респондентов, обучающихся на программе бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» на 1 и 4 курсе (очное отделение), и на очно-заочном отделении. Средний возраст респондентов 25 лет. 42,5% респондента работают в сфере здравоохранения на данный момент.

Изначально в данном исследовании предполагалось разделить респондентов на три группы – по курсу и форме обучения, и по работе в здравоохранении на данный момент. Разделение на группы нам нужно было для того, чтобы узнать, есть ли отличия в отношении к престижу профессии медицинской сестры у студентов в начале обучения, в конце обучения и у студентов, имеющих среднее профессиональное образование, связанное с медициной.

Анализируя ответы респондентов из разных групп, различий в отношении к престижу профессии медицинской сестры у студентов первого, четвертого курсов очного отделения и очно-заочного отделения, выявлено не было. Поэтому было принято решение рассматривать ответы в общей совокупности.

27,5% респондентов считают профессию медицинской сестры престижной, 35% - скорее престижной, 35% - скорее непрестижной и только 2,5% считают ее непрестижной. В общем плане это говорит о том, что студенты Медицинского института РУДН направления подготовки «Сестринское дело» считают профессию медицинской сестры престижной, но 97,5% уверены, что ее престиж в обществе нужно повышать.

Один из вопросов в анкете был направлен на то, чтобы узнать, что повлияло на мнение респондентов относительно выбора будущей профессии. Достаточно высокий процент у респондентов, ответивших, что не поступили на желаемую специальность (30%) и отчислили с желаемой специальности (12,5%). Скорее всего, это связано с тем, что направление «Сестринское дело» является «подушкой безопасности» для тех, кто не справляется с обучением на других медицинских специальностях, например. Такие студенты, отчисляясь, переходят на данное направление, чтобы закрыть все долги и перевестись снова на «Лечебное дело». Они, в основном, рассматривают бакалавриат сестринского дела как возможность занимать управленческие должности.

Если взять в рассмотрение вопрос: «Каковы Ваши намерения по окончании обучения?», то можно увидеть, что респонденты, которые были отчислены с желаемой специальности или не поступили на нее, либо затрудняются ответить, что собираются делать после обучения, либо собираются работать на должностях медицинской сестры с ВСО, либо пойдут в магистратуру по данному направлению. Можно предположить, что данные респонденты меняют свое мнение относительно профессии медицинской сестры в процессе обучения и по его окончании хотят остаться в сестринском деле. Но есть, конечно, и респонденты, которые вовсе не собираются работать в сфере здравоохранения (12,5%).

Вопрос «Кто или что повлияло на Ваш выбор будущей профессии?» важен для нашего исследования потому, что в нем можно проследить влияние общества на мнение респондентов. Ведь в понятие «общество» входят и родители, и преподаватели в школе, и близкие люди, а также СМИ, которые зачастую формируют общественное мнение. 30% респондентов определились с выбором профессии вместе с родителями, преподаватели в школе (5%) и реклама (5%) также повлияли на мнение респондентов.

На вопрос: «Сталкивались ли Вы с неодобрением родителей, родственников, друзей и знакомых относительно выбранного Вами направления подготовки?» 67,5% респондентов ответили отрицательно, но 32,5% все же столкнулись с этой проблемой. В исследовании приняли участие всего 40 респондентов, можно только представить, какой был бы результат в большом масштабе. В последующем открытом вопросе многие респонденты отмечали, что необходимо изменить общественное мнение, чтобы повысить престиж профессии медицинской сестры.

Далее мы хотели узнать у респондентов, считают ли они, что введение высшего сестринского образования повышает престиж профессии медицинской сестры. Положительно ответили 92,5% респондентов. В открытом вопросе про мнение респондентов о том, как повысить престиж профессии медицинской сестры респонденты также отмечали, что повышение престижа профессии возможно за счет развития ВСО.

При анализе результатов анкетирования нами был выделен один из вопросов, где можно было выделить ответы в одной из групп. В нем спрашивалось о намерениях респондентов по окончании обучения. Вся группа, состоящая из студентов очно-заочного отделения, отметила варианты с работой на должностях с ВСО и поступлением в магистратуру по медицинскому направлению, в отличии от ответов других групп, где все ответы были вразброс. Скорее всего, это связано с тем, что на очно-заочном отделении учатся студенты, уже имеющие среднее профессиональное образование, связанное с медициной. То есть они решили продолжить обучение и целенаправленно пошли на ВСО. Может быть, именно эта группа в будущем будет основной, так как у них уже есть опыт работы, и они могут после обучения получить повышение быстрее, в отличие от выпускников без СПО, которым только предстоит получить опыт работы перед занятием управленческих должностей.

Следующие вопросы в анкетировании заключались в том, замечали ли респонденты неуважительное отношение к медицинским сестрам со стороны знакомых, друзей, студентов других направлений/специальностей Медицинского института РУДН и со стороны медицинских работников на практике или работе. 47,5% респондентов ответили, что замечали со стороны знакомых студентов и 60% замечали со стороны медицинских работников. Это значит, что будущие специалисты в сфере здравоохранения уже сейчас часто воспринимают медицинских сестер, как подчиненных, а не коллег.

Чтобы выяснить, насколько неуважительное отношение к медицинским сестрам, по мнению респондентов, может повлиять на престиж профессии медицинской сестры был задан вопрос «Считаете ли вы, что негативное отношение врачей к медицинским сестрам может повлиять на их статус в обществе, на престиж профессии?». В нём 85% респондентов ответили положительно. Значит, врачи имеют вес в формировании общественного мнения по престижу профессии медицинской сестры. В открытом вопросе респонденты предложили повысить престиж профессии медицинской сестры путем проведения бесед с будущими врачами о важности среднего медицинского персонала, чтобы с их стороны было уважительное отношение к медицинским сестрам.

97,5% респондентов согласны с утверждением, что профессия медицинской сестры недооценена и заслуживает большего признания и уважения общества, а также считают, что престиж профессии медицинской сестры нужно повышать.

Проанализировав полученные результаты, нами были предложены рекомендации по повышению престижа медицинской сестры среди молодежи для профессорско-преподавательского состава Медицинского института РУДН.

1. Развитие высшего сестринского образования, по мнению респондентов, необходимо для повышения престижа профессии медицинской сестры. Оно происходит за счет развития профессиональных компетенций. То есть нужно выстроить программу обучения так, чтобы дисциплины были наиболее полными для применения знаний в последующей работе. Но при этом, чтобы студенты учили их не для того, чтобы сдать зачет или экзамен, тогда половина забывается после получения оценки, а для того, чтобы быть грамотными специалистами. Вопроса по удовлетворенности практическими знаниями не было, но 5% респондентов в открытых вопросах указали на недостаток практических знаний на этом направлении. Необходимо развивать теоретические и практические знания студентов, чтобы престиж профессии поднимался не просто за счет того, что это сложная профессия, но и за счет повышения компетентности специалистов с сестринским образованием.

2. При анализе ответов респондентов нами было выявлено, что некоторые студенты Медицинского института неуважительно относятся к профессии медицинской сестры. Чтобы исправить данную ситуацию, необходимо проводить беседы со студентами различных специальностей/направлений о важности работы сестринского персонала, что медицинские сестра должна быть партнером врача, действующим самостоятельно в рамках своей компетенции, а не подчиненным, что при пациентах не надо делать замечания, тогда, с взаимоуважением друг друга, будет повышаться престиж профессии медицинской сестры в обществе, а значит, и среди молодежи.

Выводы:

В современном обществе при выборе профессии немалую роль играет престиж профессии. Он является одним из факторов, которые объясняют и предсказывают поведение людей в процессе профессионального и образовательного выбора.

Представления молодежи не отражают реальность профессии медицинской сестры. Молодые люди и общественность нуждаются в реалистичной информации о профессии, и действия по повышению престижа профессии должны осуществляться на всех уровнях общества. Потому что важно привлекать молодых людей в данную сферу, чтобы восполнить имеющийся в стране дефицит кадров.

Одним из способов повышения престижа профессии медицинской сестры является развитие высшего сестринского образования: совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.

47,5% респондентов ответили, что замечали неуважительное отношение к медицинским сестрам со стороны знакомых студентов и 60% респондентов замечали со стороны медицинских работников. Это означат, что будущие специалисты в сфере здравоохранения уже сейчас часто воспринимают медицинских сестер, как подчиненных, а не коллег.

На основе полученных результатов исследования нами были составлены рекомендации для профессорско-преподавательского состава Медицинского института РУДН. К ним относятся: развитие профессиональной компетенции медицинских сестер и проведение бесед со студентами различных направлений/специальностей Медицинского института. Рекомендации могут помочь повысить престиж профессии медицинской сестры в Медицинском институте РУДН и могут повлиять на взаимоуважение студентов друг к другу не только в рамках института, но и в будущем на работе.

Список использованных источников

Анохин, А.А. Основные приоритеты молодежи при выборе профессии. / А.А. Анохин. // Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. - № 3-2. – С. 9-13.

Камынина, Н.Н. Развитие высшего сестринского образования в России. / Н.Н. Камынина // Аккредитация в образовании. – 2012. – №8 (60). – С. 52-53

Краснов, А.Ю. Престиж профессии и современные трудовые предпочтения россиян. / А.Ю. Краснов. // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – №9. – С. 29-33.

Осипов, Г.В. Российская социологическая энциклопедия. / Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2008. – 664 с.

Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. – 2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prestizh-i-dokhod-kakie-professii -vybirayut-rossiyane (дата обращения 23.10.21).

Примаков, В.Л. Престиж профессий социально-коммуникационного профиля в представлении студентов московских вузов. / В.Л. Примаков, В.А. Осипова. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2018. – №3. – С. 201-212.

Руднев, М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии. / М.Г. Руднев. // Вопросы образования. – 2008. – №2. – С. 217-239.

Хатамова, Е.Ш. Низкий престиж профессии медицинской сестры. / Е.Ш. Хаматова. // Педиатрическая фармакология. – 2011. – № 2. – С. 132-133.

Что для вас означает престиж профессии? [Электронный ресурс] / Заполярная Правда. – 2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: https:// gazetazp.ru/news/gorod/682200000-chto-dlya-vas-oznachaet-prestij-professii.html (дата обращения 24.12.2021).

Brodie, D.A. Perceptions of nursing: confirmation, change and the student experience. / D.A. Brodie, G.J. Andrews, J.P. Andrews, G.B. Thomas, J. Wong, L. Rixon. // International Journal of Nursing Studies. — 2004. — № 41(7). —  P. 721–733.

Glerean, N. Perception of nursing profession – focus group interview among applicants to nursing education. / N. Glerean, M. Hupli, K. Talman, E. Haa-visto. // Scand J Caring Sci. – 2019. – №33 (2). – P. 390-399.

Glerean, N. Young peoples' perceptions of the nursing profession: An integrative review. / N. Glerean, M. Hupli, K. Talman, E. Haavisto. // Nurse Educ Today. – 2017. – № 57. – P. 95-102.

Просмотров работы: 3540