Ежедневный контакт медицинских сестер с больными людьми и оказание им психологической поддержки, а также груз ответственности за свои действия приводит к формированию защитной реакции на длительный стресс – синдрому эмоционального выгорания [10]. Однако, работа с больными людьми не является единственным фактором развития синдрома. Взаимоотношения с руководством также влияют на развитие эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы уровня эмоционального выгорания медицинских сестер в зависимости от стиля управления обоснована тем, что выбранный стиль управления определяет действия руководителя при взаимосвязи с сестринским персоналом, которые могут как снижать риск выгорания, так и напротив, увеличивать риск развития данного синдрома.
В рамках научно-исследовательской работы нами был проведен анализ проблемы эмоционального выгорания медицинских сестер. Благодаря ему были описаны основные подходы к определению понятия выгорания.
В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].
Синдром эмоционального выгорания – процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, возникающий вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [7].
Медицинские сестры с синдромом выгорания имеют сочетания психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. У них наблюдается хроническая усталость, когнитивная дисфункция, нарушения сна и ранними пробуждениями, личностные изменения [14].
Нами были изучены три основные стадии эмоционального выгорания, которые, в свою очередь, определяют тяжесть выраженности симптомов у медицинских сестер [12]
1) Первая стадия – эмоциональное истощение, медицинские сестры отмечают физические отклонения и снижение эмоционального фона [3].
2) Вторая стадия – деперсонализация, при которой снижается интерес к своим обязанностям. Медицинская сестра менее заинтересована в общении с пациентами и коллегами. Повышается раздражительность при контакте с другими людьми [9].
3) Третья стадия – редукция личных достижений. Наблюдается снижение самооценки и занижение своих профессиональных достижений. В результате у медицинских сестер развивается эмоциональное безразличие к выполняемой работе, приводящее к полной потере заинтересованности в своей профессии [8].
К основной причине развития выгорания медицинских сестер относят два фактора: личностный (внутренний) и организационный (внешний).
Выделяют следующие внутренние факторы:
склонность к интенсивному переживанию негативных моментов в профессии;
склонность к эмоциональной холодности при выполнении профессиональных обязанностей;
снижение мотивации в общении с пациентами и коллегами по работе [1].
К внешним факторам Т.В. Козлова относит следующие:
психологически трудный контингент пациентов;
неблагополучную атмосферу в коллективе;
повышенную ответственность за выполнение профессиональных функций;
завышенные требования от администрации;
возможные конфликтные ситуации общения с руководителем или коллегами;
некорректность со стороны управления по отношению к медицинским сестрам [6].
Стоит отметить, что внешние факторы развития синдрома выгорания связаны с взаимодействием руководителя и сестринского персонала. Поэтому нами был проведен анализ проблемы взаимосвязи выгорания и основных стилей управления: авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитарный стиль обеспечивает быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление. И.М. Спивак считает, что такой стиль наиболее выгоден при дефиците времени, нехватке сестринского персонала и организации ухода при экстренном поступлении больных в отделение [13].
Однако, работа с авторитарным руководителем сопряжена с высокой напряженностью физических, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов у всех членов сестринского коллектива. Нахождение в этих условиях длительное время неизбежно приводит к истощению адаптационных резервов у сестринского персонала [там же]. Поэтому перенесение авторитарного стиля управления в работу отделения негативным образом сказывается на уровень эмоционального выгорания медицинских сестер, так как содержит наибольшее количество факторов, повышающих риск данного синдрома.
При демократическом стиле управления в коллективе отмечается высокая коммуникабельность. Такой стиль управления обеспечивает высокую степень вовлечения сотрудников в работу, и высокую производительность труда, как в кратковременном, так и в долговременном плане [2].
Демократический руководитель принимает взвешенные решения, поощряет активность и инициативу сотрудников, при таком стиле отмечается благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива, что способствует профилактике выгорания [5].
Безусловно, при демократическом стиле тоже формируются симптомы эмоционального выгорания, но они выражены в меньшей степени, чем при авторитарном из-за отсутствия организационных факторов, приводящих к повышению уровня выгорания.
Либеральный стиль управления, как и демократический, поддерживает инициативу и личную ответственность у сотрудников, однако попустительство со стороны руководителя и перекладывание ответственности на сестринский персонал, свойственное данному стилю управления, способствует развитию уровня эмоционального выгорания медицинских сестер [14].
Для определения взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и стиля управления сестринским персоналом нами было проведено эмпирическое исследование.
В качестве эмпирического инструментария были выбраны:
методика диагностики эмоционального выгорания К. Маслач [8];
методика определения системного индекса синдрома выгорания [11];
разработанная нами анкета, направленная на выявление мнений медицинских сестер о наиболее частом, с их точки зрения, стиле управления, которое использует руководитель.
В исследовании приняли участие 44 человека, работающих медицинскими сестрами в медицинских организациях города Москвы. Средний возраст респондентов 34,25 ± 10 лет. Большинство респондентов (52%) имеют стаж работы более 10 лет.
Анализ результатов диагностики эмоционального выгорания по методике К. Маслач показал, насколько выражена та или иная стадия эмоционального выгорания респондентов.
Так, у 68% медицинских сестер сложился высокий уровень эмоционального истощения. Это говорит о том, что у них наиболее сильно выражена основная составляющая выгорания, проявляющаяся в снижении эмоционального тонуса, отстранённости и необоснованным вспышкам гнева при общении с пациентами и коллегами.
Анализ результатов показал высокий уровень стадии деперсонализации у 59% медицинских сестер, проявляющейся в равнодушии и негативных эмоциях при общении с пациентами.
Стадия редукции личных достижений у 52% медицинских сестер на среднем уровне. Это, в свою очередь, говорит о том, что у них проявляются зачатки тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные навыки, а хроническое отсутствие сил приводит к полной потере заинтересованности в своей профессии медицинской сестры.
Методика определения системного индекса выгорания позволила нам дать более точную оценку распространенности синдрома эмоционального выгорания у респондентов.
Результаты итогового значения методики могут быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание). Средний индекс выгорания принявших участие в исследовании медицинских сестер ниже среднего значения (0,5), и составляет 0,42±0,14 [11].
Анкета, направленная на выявление мнений медицинских сестер о наиболее частом стиле управления, который использует руководитель, позволила нам определить степень выраженности того или иного стиля управления по частоте взаимодействий с ним.
По мнению респондентов:
50% руководителей наиболее часто используют демократический стиль управления;
20% руководителей чаще используют авторитарный стиль управления;
7% руководителей использую либеральный стиль управления;
23% руководителей чаще использую сочетание нескольких стилей управления при руководстве сестринским персоналом.
Результаты примененного эмпирического инструментария позволили провести корреляционный анализ взаимосвязи стиля управления сестринским персоналом и индексом выгорания медицинских сестер (табл. 1).
Таблица 1. – Коэффициенты корреляции по Пирсону (rэмп.) между индексом синдрома выгорания и тремя стилями управления сестринским персоналом.
Стиль управления |
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
Индекс синдрома выгорания |
0,61 |
0,44 |
- 0,50 |
Анализ результатов корреляционного анализа по Пирсону выявил взаимосвязь (rэмп. = 0,61> rкрит = 0,39 при α = 0,01) между авторитарным стилем управления и индексом выгорания респондентов. Полученные результаты подтверждают взаимосвязь единоначалия и жесткого контроля с применением санкционной политики и уровня эмоционального выгорания сестринского персонала.
Выявленная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = 0,44> rкрит = 0,39 при α = 0,01) либерального стиля управления и индекса выгорания свидетельствует о том, что применение данного стиля управления увеличивает риск развития эмоционального выгорания медицинских сестер. Это может быть связано с тем, что отсутствие четких указаний и контроля со стороны руководителя, свойственное попустительскому стилю управления, является предрасполагающим организационным фактором развития выгорания сестринского коллектива.
Между демократическим стилем управления и индексом выгорания медицинских сестер, принявших участие в исследовании, нами была выявлена обратная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = - 0,50 > rкрит = 0,39 при α = 0,01). Соответственно, полученные результаты говорят о том, что чем чаще руководитель сестринского персонала использует демократический стиль управления, тем ниже уровень эмоционального выгорания медицинских сестер. Поддержка со стороны руководства и доверительные отношения в коллективе способствуют снижению внешних факторов развития эмоционального выгорания медицинских сестер.
Выводы: на основании исследования мы выявили, что уровень эмоционального выгорания медицинской сестры взаимосвязан со стилем управления руководителя сестринского коллектива. Мы сделали этот вывод на основании следующих результатов.
У 68% принявших участие в исследовании медицинских сестер сложился высокий уровень эмоционального истощения. У 59% – высокий уровень стадии деперсонализации. Стадия редукции личных достижений только у 27% сложилась в низкой стадии.
Средний индекс выгорания медицинских сестер, принявших участие в исследовании, ниже среднего значения и составляет 0,42±0,14.
50% руководителей медицинских сестер, принявших участие в исследовании, наиболее часто используют демократический стиль управления, 20% руководителей чаще используют авторитарный стиль управления, только 7% руководителей использую либеральный стиль управления, а остальные 23% руководителей чаще использую сочетание нескольких стилей управления при руководстве сестринским персоналом.
Выявленная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = 0,61> rкрит = 0,39 при α = 0,01) между индексом выгорания и авторитарным стилем управления подтверждает то, что авторитарный стиль управления оказывает негативное воздействие, способствующее повышению уровня эмоционального выгорания медицинских сестер. Выявленная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = 0,44> rкрит = 0,39 при α = 0,01) либерального стиля управления и индекса выгорания свидетельствует о том, что применение данного стиля управления увеличивает риск развития эмоционального выгорания медицинских сестер. Между демократическим стилем управления и индексом выгорания была выявлена обратная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = -0,50> rкрит = 0,39 при α = 0,01), полученные результаты говорят о том, что чем чаще руководитель сестринского персонала использует демократический стиль управления, тем ниже уровень эмоционального выгорания медицинских сестер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. / В.В. Бойко. – СПб: Речь, 2003. – 87 с.
Бердыева, Д.Ш. Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя / Д.Ш. Бердыева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – С. 96-102. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YTnbx (дата обращения 25.10.2021).
Валах, Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий. / Н.И. Валах // Вестник ЮУрГУ. Серия психология. – 2017. – №1. – С. 5-11. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/Y2q8b (дата обращения 21.09.2021).
Карпинский, К.В. Проблема смысла жизни в современной зарубежной психологии: теоретические и эмпирические подходы / К.В. Карпинский // Психологическая служба. – 2004. - №3. - С. 110 – 115. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YSeG8 (дата обращения 26.10.2021).
Клышникова, Т.А. Методы и стили руководства в сестринском деле / Т.А. Клышникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://bit-ly.ru/ipdP0 (дата обращения 26.09.2021).
Козлова, Т.В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации. / Т.В. Козлова, Т.А. Саблина // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 323-327. [Электронный ресурс] / Научный журнал «Молодой ученый». – 2008 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/21/2087 (дата обращения 22.09.2021).
Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания. / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. Практикующему врачу. – 2007. - №3. – С. 108-111. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/NsWtx (дата обращения 12.10.2021).
Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: практикум по социальной психологии. / К. Маслач. – СПб: Питер, 2001. – 528 с.
Пискунова, В.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь / В.В. Пискунова // Вестник Прикамского социального института. – 2019. – № 3 (84). – C. 69–73. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YSZmC (дата обращения 12.10.2021).
Симукова, Т.С. Синдром эмоционального выгорания в работе медицинских сестер. / Т.С. Симукова. [Электронный ресурс] / ГБУ РО «КБ им. Н.А. Семашко». – 2011 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/XhmuH (дата обращения 18.09.2021).
Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста mbi) : методические рекомендации / сост. к.м.н. Е.И. Лозинская, к.м.н. Н.Б. Лутова, проф. В.Д. Вид. – СПб: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – 17 с.
Солодкова, С.Д. Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестёр. / С.Д. Солодкова. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/ 2020/article/2018020652 (дата обращения 20.09.2021).
Спивак, И.М. Стиль управления менеджера сестринского дела: какой выбрать? / И.М. Спивак, Е.Г. Бирюкова // Журнал главная медицинская сестра. – 2016. - №4. – С. 1-7. [Электронный ресурс] / «Актион медицина» Главная медицинская сестра. – 2018 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://e.glavmeds.ru/449084?processDemo=true (дата обращения 26.09.2021).
Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.