Адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

Жупикова А.С. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация к студенческой жизни является неотъемлемой частью для каждого студента. С момента поступления в вуз начинается процесс привыкания к новой среде, к общественному окружению, требованиям и порядкам.

Адаптация индивида – это сложный и довольно болезненный процесс, который обосновывается тем, что юные первокурсники при поступлении в университет зачастую отказываются от прежнего круга общения, теряют интерес к старым увлечениям и начинают вести самостоятельную жизнь.

Сейчас для саморазвития каждого важно уметь сталкиваться с трудностями на жизненном пути, принимать их и уметь преодолевать. Актуальность проблемы адаптации студентов обусловлена тем, что от неё зависит психологическое и физиологическое состояние человека и его продуктивность. Если студент плохо приспособлен к учёбе, могут возникать проблемы, затрагивающие все сферы его жизнедеятельности [4].

Именно это вызвало у нас интерес к изучению проблем адаптации. К проблеме адаптации стоит относиться серьёзно, ведь привыкание к университетской среде происходит у каждого студента по-разному и за разный промежуток времени.

Под адаптацией мы понимаем процесс приспособления человека к новым для него условиям [6].

Изучая литературу, мы выяснили, что существует три разные группы факторов, которые влияют на адаптацию студентов: социологические, психологические и педагогические. К социологическим факторам относятся: потенциальный возраст студентов, финансовое положение студента, проживание, внеучебная деятельность. К психологическим факторам можно отнести следующие факторы: индивидуальность каждого студента, положение в группе, интеллект. Педагогические факторы – это: начальные школьные знания, педагогическое мастерство [5]. В нашем исследовании мы делали упор на социологические факторы, а именно пытались выявить влияние внеучебной деятельности на адаптацию студента.

Эти факторы влияют на адаптационный процесс студента-первокурсника. Он состоит из следующих периодов:

1. Предадаптационный период. В этот период происходит построение планов на будущую студенческую жизнь. Будущий студент планирует поступление, усиленно готовится к сдаче ЕГЭ и строит надежды на дальнейшую жизнь.

2. Период ориентации. Период, в котором мечты сталкиваются с реальностью. В этот промежуток времени студент принимает, либо отвергает требования высшего учебного заведения. Именно на этом этапе происходит больше всего отчислений.

3. Период непосредственно настоящей адаптации. Для этого периода характерно становления новых отношений с одногруппниками. Студент привыкает к ритму высшей школы и подтягивает свою успеваемость.

4. Период, где происходит нормализация всего. На данном этапе студент уже способен чётко ответить на вопрос, кем он хочет быть в будущем [1, 3].

Адаптация студентов к новым условиям обучения в вузе – это сложный процесс, и именно поэтому помочь первокурсникам могут психологи, педагоги, тьюторы и другие студенты. Для быстрого привыкания к университетской жизни необходимо вливаться во внутреннее устройство учебного заведения, посещать мероприятия, которые в нём проводятся. Одним из таких видов помощи являются внеучебные мероприятия.

Внеучебные мероприятия содержат довольно большой потенциал для развития дружелюбных, положительных отношений в коллективе первокурсников, как в группе, потоке, так и в институте вообще, что потом представляется основой для процесса единства студентов [2].

Быстрому приспособлению учащихся содействуют положительные эмоции, которые создаются различными структурными отделениями университета, для благожелательного сотрудничества между учащимися первого курса, и участниками воспитательного и образовательного процесса [8]. Ведь для формирования самодостаточной личности нужно её полноценное развитие.

Внеучебная деятельность представляется многими направлениями: спортивно-массовой работой, творческой работой, волонтёрством. В дальнейшем мы рассматривали именно волонтёрство.

Волонтёрство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества без расчета на вознаграждение [7].

Во время пандемии, вызванной вирусом COVID-19, медицинские организации прибегали к помощи студентов. В это нелёгкое время студенты имели возможность посмотреть на работу медицинских работников, содействовать им в нелёгком деле по спасению жизней. Сами студенты в этот промежуток времени могли убедиться в правильности выбора профессии и возможность сменить место обучения.

Таким образом, внеучебная деятельность в университете способствует качественному становлению образования, скорейшей и легкой адаптации к условиям обучения.

Для изучения взаимосвязи волонтёрской деятельности и процесса адаптации мы провели исследование. Нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 61 респондент. Анкетирование проходило в ноябре 2021 года онлайн с помощью GoogleForms.Анкета была составлена из двух блоков вопросов, которые были направлены на выявление уровня адаптации студентов и выявления их участия в волонтёрской деятельности. В исследовании принял участие 61 студент медицинского университета РУДН по направлениям подготовки «сестринское дело», «лечебное дело», «стоматология», «фармация». Средний возраст опрошенных студентов составил 18,8 ± 2,6.

Анализ результатов анкетирования показал, что студенты отмечают средний уровень (3,5 из 5) вклада тьюторов в процесс адаптации (табл. 1). Это может свидетельствовать о том, что студенты надеются на помощь работников университета лишь частично. Выявлено, что 54,1% респондентов в случае возникновении каких-то трудностей в учёбе надеется только на себя.

Таблица 1. - Показательная таблица средних баллов (max = 5)

Вопросы анкеты

Ср. балл

1

Оценка вклада тьюторов в процессе адаптации

3,5

2

Удовлетворенность учебным расписанием

3,7

3

Уровень самочувствия студентов в группе

4,5

4

Уровень организации себя и своего времени в новых условиях учебного процесса

3,7

Рассмотрим следующие показатели. Средняя оценка степени организации себя и своего времени в новых условиях учебного процесса и средняя оценка удовлетворенности учебным расписанием составили 3,7. Мы полагаем, что они взаимосвязаны между собой. Благодаря хорошо структурированному расписанию можно составить план на остальной день и придерживаться ему.

Самый высокий балл (4,5 из 5) получился при оценке уровня самочувствия в группе.

В то же время студенты отмечают высокий уровень удовлетворённости от процесса обучения в РУДН. Об этом свидетельствуют данные, представленные в табл. 2.

Таблица 2. - Показательная таблица средних баллов (max = 5)

Вопросы анкеты

Ср. балл

1

Удовлетворённость выбором места обучения

4,0

2

Оценка качества обучения в вузе

4,0

3

Уровень отношений с преподавателями

4,1

4

Оценка качества преподавания

4,0

5

Уровень удовлетворённости условиями досуга, созданным университетом

4,0

6

Уровень удовлетворенности взаимоотношениями с одногруппниками

4,4

7

Степень изменения привычного уровня жизни после поступления в университет

4,0

Анализируя ответы на второй блок вопросов нашей анкеты, мы выявили, что только 14,8% респондентов состоят в волонтёрском движении в РУДН. 37,7% участников исследования планируют в ходе дальнейшей учёбы к нему присоединиться.

Рис. 1 – Планируете ли Вы вступить в волонтёрское движение РУДН?

Согласно результатам анкетирования, 93,4% из опрошенных ссылаются на нехватку времени для того, чтобы начать заниматься волонтёрством (рис. 2).

Рис. 2 – В чём заключается препятствие для участия

в волонтёрской деятельности у молодежи?

Анализ ответов по этому вопросу показал, что, обучаясь на первом курсе в медицинском институте, они не имеют возможности участвовать в других мероприятиях, которые не касаются учёбы.

Часть респондентов (6,5%) утверждают, что участие в волонтёрской деятельности в РУДН помогает им адаптироваться к процессу обучению в вузе (рис. 3). Благодаря этому у большинства появились новые знакомства в институте. Однако 8,3% других респондентов отмечают, что волонтёрство не помогает им адаптироваться к процессу обучению в вузе (рис. 3).

Рис. 3 – Помогает ли Вам волонтёрство адаптироваться в процессе обучения?

Анализ ответов группы респондентов по данному вопросу показал, что участие в волонтёрской деятельности не является ведущим фактором, влияющим на адаптационный процесс студента.

К сожалению, в данном исследовании нам не удалось выявить влияние внеучебной деятельности на процесс адаптации из-за неактивного участия студентов в волонтёрском движении и их большой загруженности.

Нами были даны рекомендации не только по улучшению работы тьюторов и работы волонтёрского центра РУДН в рекламной компании, но и в проведении дальнейших исследований, которые будут затрагивать влияние внеучебной деятельности на процесс адаптации.

Выводы:

1. Адаптация - это процесс приспособления личности к изменяющимся условиям. Сам процесс адаптации состоит из четырех периодов: предадаптационный период, период ориентации, период непосредственно настоящей адаптации, период, где происходит нормализация всего.

2. Внеучебная деятельность, как одна из составляющих социологического фактора, влияющего на процесс адаптации, представляет собой важную часть воспитательной работы. Она способствует созданию условий для успешной адаптации студентов первого.

3. В рамках эмпирического изучения взаимосвязи междуволонтёрской деятельностью и процессом адаптации студентов-первокурсников медицинского института РУДН было выявлено, что:

93,4% респондентов отмечают, что у них не хватает времени, чтобы заниматься волонтёрством;

37,7% из опрошенных студентов планируют походу дальнейшей учёбы вступить в волонтёрское движение;

14,8% респондентов уже состоят в волонтёрском движении;

8,3% респондентов утверждают, что волонтёрство не помогает им адаптироваться к процессу обучения;

6,5% из опрошенных студентов отмечают, что участие в волонтёрском движении помогает им лучше адаптироваться к процессу обучения;

Данные ответы указывают на то, что студенты, обучающиеся на первом курсе в медицинском университете РУДН, не располагают свободным временем, за которое могли оказать безвозмездную помощь нуждающимся.

Взаимосвязь между волонтёрской деятельностью и процессом адаптации студентов выявить не удалось из-за малого участия в анкетирование студентов-первокурсников, которые состоят в волонтёрском движении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Анашкин, Ю.И. Система управления адаптацией студентов первокурсников. / Ю.И. Анашкин // Экономика, инновации и менеджмент – 2013. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-adaptatsiey-studentov-pervokursnikov/viewer (дата обращения 23.10.21).

Дугарова, Т.Ц. Внеучебная деятельность вуза как средство успешной адаптации первокурсников / Т.Ц. Дугарова, И.Ж. Шахмалова // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета – 2015. - №4 [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/vneuchebnaya-deyatelnost-vuza-kak-sredstvo-uspeshnoy-adaptatsii-pervokursnikov/viewer (дата обращения: 19.10.2021)

Дыченко, Л.Ф. Психология деловых отношений в библиотеке: науч.-практ. пособие. / Л.Ф. Дыченко. – М.: Литера, 2011. - 160 с.

Емельянова, Т.В. Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности: дис. канд. пед. наук / Т.В. Емельянова – 2018. – 114 с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: ACADEMIA, 2005. – 174 с.

Смирнов, А.Н. Социальная адаптация учащихся сельской школы: автореферат: дис. канд. пед. наук / А.Н. Смирнов. – Н. Новгород, 2009. – 24 с.

Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен Российского общества. / О.И. Холина // Теория и практика общественного развития – 2011. - №8. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva/viewer (дата обращения: 01.11.21).

Хусаинова, Р.Р. Адаптация студентов к условиям образования в педвузе посредством группообразующей деятельности: автореферат: дис. канд. пед. наук / Р.Р. Хусаинова – Елабуга, 2005 – 219 с.

Просмотров работы: 411