Здоровый образ жизни студентов северного вуза - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Здоровый образ жизни студентов северного вуза

Прилуцкая К.Н. 1, Голубина О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русский север, к сожалению, наполнен довольно утруждающими условиями – продолжительной и суровой зимой, где температура достигает минус тридцати, тридцати пяти градусов по цельсию, коротким холодным летом, множеством осадков, резкими перепадами атмосферного давления, низкой ионизацией воздуха, мощными колебаниями магнитного поля, короткими световыми днями. Эти факторы существенно влияют на функциональные системы организма человека: на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, кровообращения, опорно-двигательного аппарата и другие. Вдыхание сухого и холодного воздуха может привести к переохлаждению легких и вызвать такие заболевания, как бронхит, пневмония и др. То есть, проживание человека в экстремальных условиях приводит к быстрому истощению адаптационных резервов. Это проявляется в преждевременном старении, осложненном течении многих заболеваний, увеличении психологической и социальной неустойчивости, сокращении продолжительности жизни. Всё это обуславливает актуальность данной работы, так как поддержка здоровья студентов на севере – одна из важнейших задач, стоящих перед университетами крайнего севера.

Цель данной работы – раскрыть основные аспекты образа жизни студентов на севере.

Задачами данной работы являются изучение особенностей здоровьесбережения жителей арктических и северных регионов России, основных элементов здорового образа жизни, проведение исследования посредством опроса студентов, оценка образа жизни студентов северного вуза, рассмотрение предлагаемых вузом мероприятий по поддержке здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов.

Стоит отметить, что на севере России заболеваемость по обращаемости выше, чем у других регионов, и здесь же население больше склонно к нехватке жизненно важных витаминов и минералов (таких как кальций и магний, витамин D, C, A, E и прочие). Жизнь в северных широтах воздействует на организм на клеточном уровне и меняет метаболизм в целом, как утверждают медики. В этих условиях чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья и активного долголетия имеет полноценное питание. Но, к сожалению, чаще всего стол уроженцев севера полон жирами, а не необходимыми белками растительного происхождения, витаминами и минералами, которые содержат в себе рыба, фрукты и овощи, молочные продукты и прочие. В современных реалиях правильность рациона среди студентов не является частой практикой, особенно среди тех, что проживают в предоставляемых вузом общежитиях. За их питанием не просто нет контроля со стороны родителей и попечителей, но и у студентов могут возникать сложности с готовкой, хранением продуктов, материальным положением и многое другое.

Также на севере важно поддержание иммунитета человека, чтобы организм мог давать отпор вирусам с наступлением холодов. На это влияет не только правильное питание, витамины и минералы, но и полноценный сон, насыщение крови кислородом, физическая активность, снижение стрессов. Помогают такие мероприятия как закаливание организма, длительные пешие прогулки, профилактика простуды и гриппа, межсезонное употребление курса витаминов, прописанных врачом-специалистом, и многое другое. Активная жизнь – залог бодрости и здоровья. Это основная часть здорового образа жизни.

К сожалению, для студентов, что обычно подвержены частому психоэмоциональному напряжению, соблюдение таких мероприятий не представляется возможным ввиду отсутствия ценностных ориентиров, направленных на соблюдение здорового образа жизни, либо ввиду чрезмерной учебной нагрузки. С внедрением активного пользования технологий в сфере высшего образования, процесс обучения стал более здоровьезатратным. С работой за компьютером, особенно в период дистанционного обучения с приходом пандемии коронавирусной инфекции, ухудшается зрение студентов, нарушается осанка, происходит ухудшение качества сна и его ценности, сбивается режим, студенты реже выходят на улицу, реже общаются, не занимаются физической активностью.

Организация учебного процесса должна строиться таким образом, чтобы обеспечивать сохранение работоспособности студентов и, следовательно, уделять им достаточно времени на возможность сохранения своего здоровья. Иначе усложненный материал и маленькие временные промежутки на его усвоение приведут к такому результату как снижение эффективности обучения, плохое усвоение дисциплин, ухудшение эмоционального состояния студентов, их распорядка дня, режима, и, вследствие, повышению заболеваемости ввиду переутомления.

Также к здоровому образу жизни нужно начать относить правильно подобранный гардероб – очень важно подбирать одежду в соответствии с погодными условиями, так как популяризированная мода среди молодежи не отвечает климатическим реалиям севера. Многие студенты пренебрегают своим здоровьем, отдавая предпочтение открытым лодыжкам, лёгким курткам, отсутствию головных уборов и перчаток, что провоцирует ещё большую заболеваемость и осложнения, такие как гайморит, менингит, бронхит и прочие.

Здоровый образ жизни – это также отказ от вредных привычек, таких как употребление спиртных напитков, курение табачных изделий, наркотические вещества, токсичные вещества. Всё это неблагоприятно воздействует на организм и не отвечает требованиям активного, здорового образа жизни.

Перейдем к исследованию, цель которого – определить, по мнению студентов, какого образа жизни они придерживаются: есть ли у них вредные привычки, испытывают ли они стресс во время учёбы, возникают ли у них трудности в сдаче общепринятых нормативов по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» и другое. В анкетировании участвовало 80 студентов северного вуза Архангельской области разных возрастов и курсов обучения.

Первым пунктом респонденту было необходимо оценить важность здорового образа в жизни человека по пятибалльной шкале. Средняя оценка по итогу опроса – 4,23. Это говорит о том, что большинство опрошенных высоко оценивает значение данного фактора, что, возможно, является их нравственным пониманием необходимости соблюдения данного образа жизни.

47% опрошенных утверждает «скорее да, чем нет» на вопрос соблюдают ли они здоровый образ жизни в своей повседневности. Можно сделать вывод, что студенты стараются отвечать своим нравственным убеждениям, которые выразили в начале опроса, но позволяют себе вредные привычки или низкую физическую активность. Таким образом, они не могут утверждать, что полностью соблюдают правила здорового образа жизни, но и не представляют свой текущий стиль жизни абсолютно неправильным, возможно, не зная точно, каким именно он считается.

26% опрошенных не употребляют напитки с содержанием алкоголя, что является достаточно маленькой долей – только 20 из 80 студентов не имеют данную вредную привычку. 6% респондентов ответило, что употребляет спиртные напитки как минимум один раз в неделю, а 37% - один или два раза в месяц.

Доля некурящих студентов из опрошенных – 69%.

20% респондентов не занимается спортом во внеучебное время. Это достаточно высокий показатель, говорящий о том, что физическая активность не столь популярна в жизни студентов.

Из тех, кто занимаются спортом, предпочитают в основном следующие виды физической активности:

Рис.1 – Виды физической активности респондентов

На вопрос о правильности рациона 48% опрошенных ответило, что скорее не считает свой рацион правильным, а 41% - скорее правильным.

45% студентов в ходе опроса ответило, что часто включает в свой рацион фрукты и овощи (практически каждый день), раз в неделю – 41%; ещё реже (2-3 раза в месяц) – 12%. Можно сделать вывод, что недостаточное число студентов регулярно употребляет фрукты и овощи, а значит, и белок растительного происхождения, и витамины, которые важны в жизни на севере. Причиной этому может быть материальная недообеспеченность студентов, так как цены в зимнюю пору на данную категорию товаров значительно растут, и, следовательно, возникает невозможность включения в свой повседневный рацион.

57% опрошенных студентов испытывает сильные психоэмоциональные нагрузки (стрессы) во время учёбы, а 20% воздержалось от ответа. Это имеет существенное влияние на образ жизни человека, так как выражается не только в утомляемости студента, но и в виде отсутствия тяги к физической активности, регулярному и полному питанию, правильному режиму сна. Сильные психоэмоциональные нагрузки могут привести к ощущениям болезненности, тревоге, упадку настроения и самооценки.

Студенты также сталкиваются с трудностями сдачи установленных учебным планом физических нормативов – 27% ответило «скорее да, чем нет». Это может говорить о том, что студенты не поддерживают свою физическую форму и выносливость, что может мешать развитию их организма, восстановлению клеток, метаболизму и многое другое.

Также 27% опрошенных сталкиваются с болезнями простуды, вирусов, легочных заболеваний и т. д. как минимум раз в два месяца, а 28% - раз в полгода.

В ходе изучения итогов исследования были сделаны следующие выводы:

Большинство студентов отдаёт себе отчёт, что здоровый образ является важной частью в жизни человека, но не придерживаются его основных правил.

Малая, недостаточная доля не имеет вредных привычек, занимается активной физической деятельностью и соблюдает правильность рациона.

Большинство студентов сталкиваются с сильными психоэмоциональными нагрузками в процессе учебной деятельности.

Одна треть студентов сталкивается с трудностями при сдаче нормативов по физической нагрузке, что говорит о неразвитом мышечном тонусе, низкой выносливости, слабости и быстрой утомляемости.

Проведя исследование методом опроса и подведя определённые выводы, можно оценить образ жизни студентов скорее как пассивный, с преобладанием у большинства вредных привычек – курения табачных изделий, употребления спиртного. Всё это пагубно влияет на организм и в который раз доказывает психоэмоциональное напряжение студентов, на погашение которого направлены эти привычки.

Что же делает университет, в котором опрошенные получают высшее образование? Какие есть предложения со стороны вуза по поддержке здоровья и иммунитета студентов?

Важной и самой эффективной социальной поддержкой является, безусловно, Санаторий-профилакторий Северного (Арктического) федерального университета. Он оказывает бесплатные услуги (по заявлениям и ограниченное количество) для работников вуза и обучающихся. По предварительному заявлению, можно получить следующие оздоровительные услуги:

Медицинские услуги:

по терапии (консультации и лечение у врача-терапевта);

физиотерапия (консультации врача-физиотерапевта, лечение);

иглорефлексотерапия (консультации врача рефлексотерапевта, лечение методами рефлексотерапии);

медицинский массаж.

Виды аппаратной физиотерапии, водо- и теплолечения:

озонотерапия (системная озонотерапия и местные подкожные, внутримышечные, околосуставные введения озонокислородной смеси);

гальванизация и лекарственный электрофорез;

амплипульстерапия и амплипульсфорез;

лазеротерапия, лечение поляризованным светом (биоптрон), ультрафиолетовые облучения, горизонтальный и вертикальный солярии;

ультразвуковая терапия;

дарсонвализация, УВЧ и сантиметроволновая терапия;

магнитотерапия;

лечебные ванны (скипидарные, жемчужные, соляные и др.);

финская сауна;

инфракрасная сауна;

парафиноозокеритовые аппликации.

Медикаментозная и витаминотерапия

Питьевые минеральные воды

Биоритмологические кислородные коктейли.

Студенты очной формы обучения, независимо от основы обучения – за средства бюджета или по договору, - имеют право воспользоваться услугами 2 раза в календарном году. Магистранты, аспиранты – 1 раз в календарный год.

Первоочередным правом на получение направлений в санаторий-профилакторий обладают студенты, имеющие рекомендацию врачебной комиссии санатория-профилактория или любого другого лечебного учреждения. Запись осуществляется достаточно просто – необходимо написать заявление в центре социальной работы, пройти медкомиссию, например, в поликлинике по месту регистрации, и с заключением комиссии получить в центре направление в профилакторий.

Услуги способны положительно воздействовать на организм, обеспечить поддержание его здоровья, укрепить иммунитет. К сожалению, не многие студенты извещены о данной возможности, и не многие из извещённых подают свои заявления, так как считают это трудоемкой и времязатратной процедурой. Необходимо повлиять на их мнение, смотивировать на обращение ради благополучия своего здоровья.

Также вузом проводятся спортивные мероприятия – беговые кроссы, дни здоровья, соревнования по спортивным играм разных видов. Внутри вуза есть команды для игр с составом студентов разных направлений и курсов, а также спортивные секции, свой спортивный клуб. Организовываются тренировки.

Каждый год для первокурсников проводится «Поход первокурсника», направленный не только на активный отдых на природе, но и знакомство студентов с одногруппниками, приятными впечатлениями и воспоминаниями.

В некоторых общежитиях вуза есть тренажерные залы, лыжные базы, столы для настольного тенниса свободного доступа. Также у Северного (Арктического) федерального университета есть свой плавательный бассейн, стадионы (например, Буревестник, один из самых крупных. Свободный для посещения студентам в любое время года), спортивные комплексы.

Можно сделать вывод о том, что университет понимает чрезвычайную значимость здоровья студентов и его сбережения в условиях крайнего севера. Вуз предоставляет много возможностей для активной деятельности, не только физической нагрузки, но и времяпрепровождения на активном отдыхе, занятия определенными видами спорта и даже развития своего потенциала в них.

В заключение можно сказать, что студентам необходимо уделять больше внимания своему здоровью и, главное, образу жизни, так как жизнь на севере вынуждает организм тратить больше энергии и быстро истощать адаптационные резервы. У студентов есть для этого средства и возможности, предлагаемые со стороны вуза. Необходимо воспитательно подойти к этому вопросу, чтобы повысить грамотность молодежи касательно их образа жизни и условий на севере, объяснить все риски и последствия вредных привычек.

Список использованных источников

1 Багнетова, Е.А. Особенности образа жизни студентов Северного региона [Текст] / Е.А. Багнетова // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: экология и безопасность жизнедеятельности – 2011. – №1 – С. 100–106.

2 Демидова, И.Ф. Изучение представителей молодежи о здоровом образе жизни [Текст] / И.Ф. Демидова // Новая наука: стратегии и векторы развития – 2016. – №118(3). – С. 65–67.

3 Официальный печатный орган Правительства Российской Федерации «Российская газета» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Как сохранить здоровье в суровом климате – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/29/reg-urfo/kak-sohranit-zdorove-v-surovom-klimate.html, свободный (дата обращения: 21.12.2021). – Загл. с экрана.

4 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Санаторий-профилакторий – Электрон. дан. – Режим доступа: https://narfu.ru/life/social/med_center/, свободный (дата обращения: 22.12.2021). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 29