Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [1].
По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей, жестким отбором в первые классы школы [2].
Психолог помимо и наряду с обучением детей по довольно сложным учебным программам вынужден восполнять недостатки их дошкольного развития. Поэтому психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы – от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.
Дети в возрасте от 3 до 12 лет испытывают психологические и информационные нагрузки, связанные с построением взаимодействия с новыми людьми в детском саду и школе. Чтобы ребенок правильно оценивал ситуацию и проходил через любые трудности во взаимодействии со сверстниками, а также другими людьми, используется такой метод как книготерапия.
Книготерапия – это психотерапевтическое воздействие на человека с помощью чтения и обсуждения специально подобранных книг. Книги издавна считали «Таблетками для души», а библиотеки – «Аптеками для души». Книготерапия помогает формировать моральные ценности, навыки, развивать интеллектуальные способности, укреплять силу воли. Главные цели книготерапии:
показать проблему;
изучить её суть;
обсуждение;
формирование представления о том, как данная проблема решается.
К сожалению, не все родители читают или читали книги своим детям, но те, кто читали, вспоминают, как ребенок идентифицирует себя с одним из героев, как в нем прорабатывается определенная ситуация. Он просит почитать одну и ту же сказу. Именно при идентификации достигается нужный эффект книготерапии. Это происходит благодаря правильно подобранной книге, в которой описана проблема, схожая с реальной проблемой ребенка. Другими словами, чем более похожа ситуация в книге на реальную, тем быстрее происходит идентификация с героем и с помощью неё – поиск решения.
В процессе слушания, придумывания и обсуждения книги у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая книги ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же книгу много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским книгам уделяется особое внимание.
Книготерапия может рассматриваться как одно из направлений психотерапии: работа с книгой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Книготерапевт создает условия, в которых клиент, работая с книгой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал книг. Даже простое чтение книг (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть жизненные различные трудности.
Преимущество данного метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый контекст. Особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного [3].
Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.
Особенность метода книготерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность:
неосознаваемый уровень;
осознаваемый уровень;
поведенческий.
Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как книготерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.
Коррекционными целями психологической книги могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.
Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной форме. Таким образом, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, книга помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У книг несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.
Книготерапия не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями.
В процессе разнообразных терапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря книге ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. В книге черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Книги позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс книготерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Список литературы:
Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей. Пер. с английского Г.А. Павлова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 146с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510 с