Для того, чтобы начать говорить о готовности выпускника бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» к профессиональной деятельности в области детской реабилитации, нужно сначала разобраться с понятием «реабилитация».
Определений этого понятия достаточно много, оно используется не только в медицинских формулировках, но и в других науках, например, философии. Ведь реабилитация – это что-то большее, чем просто восстановление функций организма, это восстановление души человека.
В нашем исследовании под медицинской реабилитацией понимается активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций либо, если это нереально, оптимальной реализации физического, психического и социального потенциала инвалида, наибольшей интеграции его в общество [4].
Главными отличиями детской реабилитации от взрослой являются [2]:
реабилитация детей затрагивает больший срок, так как медицинский персонал должен заниматься социализацией детей, подготавливая их к взрослой жизни;
взрослого гораздо проще убедить в назначенной процедуре, подкрепив это целями и плюсами того, что он получит после процедуры. У детей же в большей степени играет интерес к выполняемой ими или с ними деятельности, поэтому важна захватывающая обстановка, полёт фантазий медицинского персонала, чтобы ребёнок направился на процедуру;
дети не всегда могут адекватно оценить своё состояние, поэтому в основном методом оценки является наблюдение; в тот момент, когда у взрослых более эффективным является анкетный метод самооценки.
Проблема готовности выпускника бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» к детской реабилитации очень актуальна. Согласно статистике, в обществе идет неуклонный рост числа детей инвалидов вследствие медицинских, социальных, экологических причин 650 млн детейпо всему миру нуждаются в реабилитации. По России это число составляет 3,6 млн детей [1]. Реабилитация — это очень сложный и трудоёмкий процесс, поэтому сестринский персонал по реабилитации очень востребован. Именно они смогут помочь не только детям, но и психологически помочь родителям.
В период лечения важно обеспечить детям общение со сверстниками, в ином случае адаптация будет не полной. Но это общение необходимо контролировать. Максимального эффекта можно достигнуть только при постоянной работе и выполнении всех поставленных задач. В этом ребенку должны помогать медицинские работники, преподаватели и родители. Только при объединении усилий можно добиться успеха.
Наиболее результативным методом решения поставленных задач является комплексное применение лечебных и профилактических мероприятий. При этом максимально восстановить утраченные способности пациента и улучшить качество его жизни. Назначение программы реабилитации – облегчит жизнь инвалида и его семье [3].
«Детской реабилитации», как отдельной дисциплины в программе подготовки бакалавров по направлению «сестринское дело», не существует. Она включена в курс по «Основам медицинской реабилитации». Учебная программа по «Основам медицинской реабилитации» предусматривает 3 зач. ед. [10].
В учебный курс входит 4 раздела:
организационно-методические основы реабилитации;
медицинские аспекты инвалидности;
сестринский процесс в реабилитации;
средства и методы медицинской реабилитации.
В каждом из разделов изучают как взрослую реабилитацию, так и детскую.
В результате изучения детской реабилитации студент должен уметь:
осуществлять сбор информации у родителей пациента и самого ребёнка и проводить анализ;
правильно уметь оценить состояние ребёнка, ведь дети иногда могут преувеличивать или наоборот умалчивать
определять эффективность сестринского процесса за пациентом;
уметь оказывать помощь не только ребёнку, но и его родителям
На успешность профессиональной деятельности в области детской реабилитации влияют следующие факторы [8]
хорошо усвоенная программа медицинской реабилитации;
желание работать в области детской реабилитации;
тактичность;
умение обучить к адаптации семью пациента;
умение составлять программу реабилитационного процесса;
любовь к детям.
Также нужно принимать во внимание психологические факторы [9]:
факторы, обусловленные возрастными особенностями молодежи;
факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;
факторы личностного характера (склонности, способности, интересы, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной подготовки).
Изучая психологические факторы, можно сказать, что учебный курс по «Основам медицинской реабилитации» тесно связан с другими дисциплинами, как «Психология и педагогика», «Социально-психологические основы врачебной деятельности», «Основы медико-социальной работы», «Основы психологической помощи инвалидам».
Формой промежуточного контроля представленных дисциплин является выполнение тестовых заданий, подготовка докладов, написание эссе, разработка примерной индивидуальной программы реабилитации инвалида. Форма итогового контроля – зачёт [11].
Студенты 4 курса медицинского института РУДН по направлению «сестринское дело» освоили дисциплину «Основы медицинской реабилитации». На основе анализа содержания дисциплины мы можем проверить готовность выпускника бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» РУДН к профессиональной деятельности в области детской реабилитации.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 23 респондента. Эмпирическое исследование проводилось в ноябре 2021 года онлайн с помощью Google Forms. Вопросы были разделены на знание основных понятий, на знание физической реабилитации детей, на знание целей и задач реабилитации, на самооценку умения студентов проводить различные формы реабилитации.
В самооценку входили следующие формы реабилитации:
умение делать детский массаж;
умение проводить занятие по ЛФК при плоскостопии;
умение проводить плавательную гимнастику;
умение проводить занятия ЛФК при ожирении.
Рис.1. - Уровни самооценки респондентов по умениям делать манипуляции.
Таблица 1. - Уровни самооценки респондентов по умениям делать манипуляции (max=5).
Вопросы на уровень самооценки |
Средний балл |
30. Умеете ли Вы делать детский массаж? |
1,6 |
31. Умеете ли Вы проводить занятие по ЛФК при плоскостопии? |
1,7 |
32. Умеете ли Вы проводить плавательную гимнастику? |
2,4 |
33. Умеете ли Вы проводить занятия ЛФК при ожирении? |
1,9 |
34. Хотели бы Вы работать в области детской реабилитации? |
2,2 |
По результатам, представленным в табл. 1, ниже всего респонденты оценивают своё умение делать детский массаж (1,6), а выше всего оценивают умение проводить плавательную гимнастику (2,4) (рис. 1, табл. 1).
Таблица 2. - Проверка знаний по разделам из учебной программы.
Вопросы, направленные на знания по учебной программе |
Средний балл |
1. Знания основных понятий |
54 |
2. Знания физической реабилитации детей |
30 |
3. Знания целей и задач реабилитации |
66 |
По результатам исследования было выяснено, что правильность ответов на вопросы, направленных на выявление знаний основных понятий, составляет 54 балла, что является удовлетворительным показателем. Правильность ответов на вопросы, направленных на знание физической реабилитации детей, составляет 30 баллов, что является неудовлетворительным результатов. Правильность ответов на вопросы, направленных на знание целей и задач реабилитации, составляет 66 баллов, что является удовлетворительным результатом. Оценка респондентов на вопросы, направленные на умение студентов проводить различные формы реабилитации, составляет 39 баллов (табл. 2).
Таблица 3. - Количество баллов, набранных респондентами.
Ниже 51 |
51-60 |
61-68 |
69-85 |
86-94 |
95-100 |
|
Кол-во респондентов |
1 |
8 |
11 |
2 |
1 |
0 |
Проанализировав ответы респондентов, можно сказать, что 4% респондентов не готовы к профессиональной деятельности в области детской реабилитации. Знания 47% респондентов оценены в диапазоне от 61 до 68 баллов (табл. 3).
Также, исходя из результатов эмпирического исследования, был составлен список рекомендаций для преподавателей:
Большее внимание стоит уделить следующим темам:
противопоказания при сколиозе;
специальные упражнения для сколиоза;
цель плавания у детей со сколиозом;
задачи лечебной гимнастики при операциях на лёгких у детей;
задачи ЛФК при переломе позвоночника;
цель ЛФК при диабете у детей;
восстановительный период лечения травм.
Анализ результатов самооценки студентов умений выполнять манипуляции показал, что преподавателю следует обратить внимание на формирование умений студентов делать манипуляции.
Выводы:
Детская реабилитация является серьёзным аспектом медицины, которая требует большого внимания. поэтому выпускник бакалавриата усвоил программу дисциплины «Основы медицинской реабилитации» и все сопутствующие программы.
Анализируя результаты опроса, мы видим, что 4% студентов набрали от 44 до 50 баллов. 34% студентов набрали от 51 до 60 баллов, 47% студентов набрало от 61 до 68 баллов, 8% студентов набрало от 69 до 85 баллов и лишь 4% набрало наибольшее количество баллов от 86 до 94, от 95 до 100 баллов не набрал никто из студентов.
Список рекомендаций для преподавателей, составленный на основе опроса, поможет определить темы, на которые стоит акцентировать большее внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Статья 40. / [Электронный ресурс] / Минздрав РФ. – 2021 – Электр. дан. - Режим доступа https: //minzdrav.gov.ru /documents/7025(дата обращения 24.09.2021).
Дмитриева, И.А. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений профессиональной деятельности. / И.А. Дмитриева, И.С. Морозова, О.Ю. Елькина // Вестник КемГУ. – 2020. – С. 108-110. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/ZF29g (дата обращения 17.11.2021)
Епифанов, А.В. Медицинская реабилитация. / А.В. Епифанов, Е.Е. Ачкасов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 672 с.
Киселёва, М.Г. Психологическая реабилитация детей младенческого и раннего возраста с врождёнными пороками сердца в период хирургического лечения: дис. д-ра мед. наук. / М.Г. Киселёва. – М., 2017. – 534 с.
Корниенко, А.Л. Реабилитация детской инвалидности и ее социальная значимость. / А.Л. Корниенко, Е.С. Шевченко, С.А. Протасова // Forsipe Том 3. – 2020. – С. 599-600. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru / YeeG4 (дата обращения 13.11.2021)
Луговский, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Луговский, М.Н. Кох. - Краснодар.: КубГАУ, 2015. – 51 с.
Мигунова, Ю.Ю. Основы медико-социальной реабилитации различных групп населения / Ю.Ю. Мигунова. – Майкоп: МГТУ, 2014. – 103с.
Моцарь, Л.С. О готовности студента ВУЗа к профессиональной деятельности. / Л.С. Моцарь, С.Д. Некрасов // Человек. Сообщество. Управление. – 2011. - №1. – С. 110-118. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YZH2a (дата обращения 07.10.2021).
Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека. -2013-2021. - Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YdEu4 (дата обращения 19.10.2021).
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинской реабилитации» / [Электронный ресурс] / ТУИС. – 2012-2021. - Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YdEJu (дата обращения: 19.10.2021)
Реабилитация детей и подростков [Электронный ресурс] / Центр «Физиотера». – 2019-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://clck.ru/YZJzb (дата обращения 17.10.2021).
Хан, М.А. Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии. / М.А. Хан, А.Н. Разумов, Н.Б. Корчажкина, И.В. Погонченкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 408 с.
Яфарова, С.Ш. Состояние здоровья и проблемы детей с ограниченными возможностями. / С.Ш. Яфарова, З.М. Аминова, С.Я. Волгина // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. – 2007. – С. 17-19. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/Yedov (дата обращения 13.11.2021)
Мамниашвили, Т.З. Участие сестринского персонала в медико-социальной реабилитации спинальных больных. / Т.З. Мамниашвили. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026237 (дата обращения 21.12.2021).
Зимина, Е.В. Возможности участия бакалавров сестринского дела в системе медико-социальной реабилитации. / Е.В. Зимина, И.В. Островская. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008256 (дата обращения 21.12.2021).