МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Пешненко А.В. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционное представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков уходит в прошлое, согласно ФГОС появляются реальные виды деятельности. Каждый учитель должен уметь построить урок в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, уроки должны быть спроектированы так, чтобы ученик не просто выслушал и присвоил какой-то объем знаний, а смог ими грамотно воспользоваться. Совершенствование структуры урока за счет использования цифровых образовательных ресурсов позволяют не только разнообразить учебный процесс, но и вызвать у учащихся удовлетворение от самого процесса обучения. Для достижения этой цели образование должно быть направлено на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволит им успешно использовать приобретенные навыки, а также самостоятельно добывать новые. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроке поможет учителю найти подход к разным ученикам, учитывать возрастные особенности учащихся при выборе форм и методов обучения, проектировать уроки в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к нему в настоящее время, при этом делая его наиболее продуктивным и интересным для учащихся.

В качестве примера рассмотрим проведение занятий по математике в 5-х классах с применением цифрового образовательного ресурса LearningApps.org. Сервис LearningApps.org достаточно прост, удобен в работе, интуитивно понятен. LearningApps.org - это конструктор для создания интерактивных упражнений по разным учебным предметам для использования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Преимущество данного сервиса, по сравнению с работой в тетради в том, что правильность выполнения заданий проверяется сразу, в режиме онлайн. Интерактивные упражнения как широкий комплекс методических приёмов сочетают в себе наглядность, практическое развитие навыков работы с компьютером, диалог учителя и учащегося в процессе обучения. У учащихся проявляется больший интерес к решению заданий, ребята хотят сделать задание быстрее одноклассников и более охотно приступают к работе с таким видом упражнений. Нельзя не отметить и тот факт, что интерактивные упражнения позволяют рационально использовать урочное время, что очень важно.

Для уроков в данном сервисе можно создать кроссворды, пазлы, тестовые задания, викторины, таблицы, дидактические игры, классификации. Все это позволяет шире реализовывать принцип наглядности.

С целью подтверждения результативности включения цифровых технологий в образовательный процесс нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Для этого было выбрано два класса. В 5 «А» классе уроки были реализованы с учетом всех требований Федерального государственного образовательного стандарта на основе применения цифровых образовательных ресурсов, которые влияют на повышение познавательного интереса учащихся. В 5 Б классе уроки были реализованы также в соответствии с требованиям ФГОС, но без применения цифровых образовательных ресурсов. Рассмотрим сравнительную характеристику проведенных таким образом уроков.

Задания для актуализации знаний в 5 А и 5 Б классах могли выглядеть следующим образом:

Актуализация знаний 5 А класс

Современный урок на основе использования цифровых образовательных ресурсов

Актуализация знаний 5 Б класс

Традиционный урок

Учащимся предлагается решить задачи

Дроби задачи 5 класс (learningapps.org)

Ответ учащиеся записывают на интерактивной доске.

Учащимся предлагается решить ряд задач, записать ответы в тетрадь.

Работа фронтальная, учитель предлагает учащимся назвать ответ и как он получился

Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 36 синих. Какую часть составляют синие шары?

В магазин привезли 300 кг яблок. До обеда продали  всего количества. Сколько яблок продали до обеда? (90 кг)

Замените число 8 дробью со знаменателями 10.

Коля прочитал   учебника, что составляет 16 страниц. Сколько страниц в учебнике? (160 страниц)

300 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад.  было усатых. Сколько было безусых солдат? (60 безусых солдат).

Содержание заданий в обоих классах было одинаковым, отличие было в форме представления задания.

Пример задания на классификацию, который так же использовался при проведении экспериментальных занятий:

Задание на классификацию дробей 5А класс

Современный урок на основе использования цифровых образовательных ресурсов

Задание на классификацию дробей 5Б класс

Традиционный урок

Ребята, как называются дроби, с которыми мы работаем? (обыкновенные)

Какие виды обыкновенных дробей вы знаете? (правильные и неправильные)

Учащимся предлагается прочитать дробь и поместить ее на нужную сторону экрана

На доске записаны дроби:

- Прочитайте дроби. Как называются такие дроби? (Обыкновенные)

- Что интересного заметили? (у всех дробей знаменатели 10,100,1000 и т.д.)
- На какие две группы их можно разделить?(правильные и неправильные)

- Кто назовет правильные дроби? Ответ учащегося:

- Кто назовет неправильные дроби?

Ответ учащегося:

Содержание задания в данном случае так же не различалось, но форма представления была различной.

Реакция обучающихся на данные задания в классах различалась, учащиеся 5А класса с большим желанием выходили к доске, чтобы распределить дроби. В интерактивном задании дроби появлялись последовательно, одна за другой, что не отвлекало учащихся и они читали и классифицировали именно ту дробь, которая необходима. При этом разработка данного задания в сервисе заняла не больше времени, чем запись дробей на доске, но желание ребят работать с данным заданием увеличилось.

За время проведения экспериментальных занятий учащиеся 5А стали более активными. У учащихся, ранее не проявляющих особого интереса к предмету, стало появляться желание отвечать на уроках у доски, дети стали более открытыми, не боятся допустить ошибку. Использование ЦОР на некоторых уроках помогало вовлечь в активную учебную деятельность даже сильно отстающих учеников.

В ходе эксперимента было замечено, что одно и тоже задание, представленное на бумаге и на электронной доске, вызывает в разных классах совершенно разные эмоции. В 5 «Б» класса задания, которые выдавались детям на листочках или задания из учебника не вызывало интереса, а некоторые ученики и вовсе заявляли о нежелании выполнять задание, однако в 5 «А» классе это же задание, представленное с помощью цифровых образовательных ресурсов вызывало положительные эмоции. Таким образом, можно говорить о том, что форма представления материала, и его подача играют большую роль для учащихся 5-х классов. Различные формы и методы обучения делают урок не только интересным, но и развивают познавательный интерес у учащихся.

Здесь рассмотрен лишь один из простейших цифровых образовательных ресурсов, однако его применение вызвало у учащихся больший интерес к изучению предмета, заметную вовлеченность в занятие. Благодаря широкому выбору различных цифровых образовательных ресурсов, можно смело говорить о возможности их применения для учащихся всех возрастов, на различных типах уроков, а также на самых разных предметах и при подготовке к экзаменам. На сегодняшний день существует большое разнообразие ЦОР, которые помогут учителю создать современный урок, насыщенный, увлекательный, который будет соответствовать всем требованиям образовательных стандартов, а также будет способствовать повышению уровня обученности учащихся.

Список литературы:

Асадулаева Ф.Р., Магомедханова У.Ш. Системно-деятельностный подход в процессе обучения детей младших классов // МНКО. 2017. №6 (67). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-protsesse-obucheniya-detey-mladshih-klassov (дата обращения: 19.06.2020).

Гончарова, М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие [Текст]/ М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова; УМО. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014 - 264 с.

Иванова, Т. А. Современный урок математики: теория, технология, практика: кн. для учителя / Нижегород. гос. пед. ун-т. — Н. Новгород, 2010. - с. 41

Лукьянова, М.И. Современный урок и требования ФГОС [Текст] / ‏М.И. Лукъянова // Народное образование. - ‏2012. - №8.-С. 212-219

Никольский С.М., Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещенье, 2015. - 256 с.

Просмотров работы: 5