ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ОБЗОР) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ОБЗОР)

Безносик Е.И. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Тема школьной адаптации традиционно является предметом углубленного научного изучения многочисленных исследователей. Адаптация рассматривается как сложный процесс, который состоит из нескольких компонентов. Эффективность современной системы образования напрямую зависит от взаимодействия основных общественных направлений в различных воспитательных условиях на уровне микрогрупп (семьи и школы), которые формируют не только фундаментальные социальные качества личности, но и способствующие реализации будущим поколениям.

Так в работе Добрина А.В. рассматривалась тема особенностей эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе. Исследование проводилось с помощью методик «Цветовой тест» М. Люшера (восьмицветный субтест), данный тест используется для изучения психосоматический адаптации к образовательному учреждению, как метод диагностики психоэмоционального состояния. Так же изучение уровня эмоционального интеллекта проводилось при помощи методик: «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», позволяющей выявить эмоциональную ориентацию ребёнка либо на мир вещей, либо на мир людей; «Три желания», позволяющую изучить особенности эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других людей; «Эмоциональная пиктограмма», позволяющей изучить особенности представления детей об эмоциях. В результате этого исследования было выявлено, что высокий и средний уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 77,4% детей, для них характерна направленность внимания к миру людей и эмоций. Низкий уровень эмоционального интеллекта выявлен у 22,6% испытуемых. Для этих детей не свойственна направленность внимания к миру людей, а характерна эмоциональная направленность на себя, а так же низкий уровень понимания эмоциональной информации. Таким образом показатель эмоционального тонуса, регулятором которых является эмоциональный интеллект, могут быть использованы в качестве одного из показателей эффективности адаптационных механизмов на начальном этапе обучения в школе [1].

В исследовательской работе Бусыгиной А.Л. освещалась тема исследования показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Для определения уровня адаптации детей автор использовал анкетирование и протоколы наблюдений «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста», «Анкета для родителей», «Анкета для учителей». Реализация задач исследования осуществлялась в соответствии с изучением следующих параметров: удовлетворение физиологических потребностей, взаимодействие с окружающими людьми, эмоциональное реагирование ребёнка на стимулы окружающей среды, выполнение ребёнком правил, норм и требований. В процессе исследования было определено, что большинство детей, посещающих детский сад, являются социально активными, ориентируются на окружающих. Окружающие социальные стимулы позволяют им эффективно осваивать учебный материал, с удовольствием включаться в игровую деятельность, что определяет высокий уровень адаптации к учебной деятельности. У детей с низким уровнем адаптации отмечаются серьезные проблемы в удовлетворении естественных потребностей, которые связаны с нарушением сна, приемов пищи и другими, существуют стойкие трудности во взаимодействии с людьми, на стимулы окружающей среды они реагируют негативно, либо не реагируют вообще [2].

В публикации Алиева К.Х. Балыгина Е.А. и др. рассматривается тема особенностей адаптации детей дошкольного возраста к условиям начальной школы. Большое влияние на развитие детей оказывают дошкольные образовательные учреждения, но стоит отметить, что дети приходят с разным уровнем развития. Авторы представили две концептуальных модели анализа состояния ребёнка. Они говорят о том, что каждый период обучения диктует свои требования, к которым детям приходится приспосабливаться. Также вне зависимости от возрастного периода в процессе решения адаптационных задач важно учитывать обстоятельства, с которыми придётся столкнуться ребёнку. Можно сказать, что организация работы по адаптации ребёнка к новым условиям жизнедеятельности требует системного подхода к анализу ситуации с учетом факторов среды и состояния самого ребёнка, а также готовности и субъектов воспитательного пространства в адаптационной работе, ещё должен быть учтён прошлый опять ребёнка, который обусловил отставание или опережение в развитии [3].

Статья Фаустова И.В., Гамова С.Н. И Бакаева О.Н. посвящена исследованию проблемы адаптации к школьному обучению детей с признаками гиперактивности. Для выявления детей с СДВГ авторы использовали наблюдение за поведением детей во время учебы или другой деятельности, тест объёма динамического внимания (с использованием таблиц Горбова), методику на диагностику продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марциновская), анкетирование педагогов. Для выявления уровня адаптации к учебной деятельности были отобраны методики обобщения данных по адаптации первоклассников в школе (модификация методики Н.А. Малышевой), методика на оценку сформированности «внутренней позиции школьника» Л.И. Божович, методика М.Р. Гинзбург, которая направлена на определение мотивов учения. Наблюдения за поведением детей показали, что у 33% детей присутствует не более 3 признаков СДВГ, которые являются возрастными особенностями. Остальные дети были отнесены к среднему и высокому уровням проявления гиперактивности 67%. Результаты теста объём динамического внимания показали, что у 33% детей объём внимания составил 35 минут. У 67% детей объём динамического внимания составил менее 25 минут. По результатам методики «Найди и вычеркни» у 38% детей отмечается очень низкая устойчивость внимания. Они допускали большое количество ошибок, так как не могли сосредоточиться. У 24% детей отмечается низкая устойчивость внимания, они допускали более трёх ошибок в течение 5 минут в среднем. У 38% детей средний уровень устойчивости внимания, задания выполнялись без ошибок. В результате анкетирования педагогов у 40% обучающихся наблюдается высокая степень импульсивности, у 27% – средняя степень, низкая – у 33%. По результатам второго этапа исследования (работа с методиками) делается вывод о том, что у детей с СДВГ наблюдаются трудности адаптации к школе. Корреляционный анализ позволил доказать, что дети с проявлением гиперактивности испытывают трудности в период адаптации к школе, они связаны с недостаточной сформированностью поведения, с низкой мотивацией учебной деятельности [4].

РаботаКривошеиной Н.П., Фёдорова А.И. и др. посвящена особенностям психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения. Для выявления признаков дефицитов развития на ранних стадиях использовался тест Тулуз-Пьерона и методика выявления факторов риска социально-психологической адаптации детей 6-8 лет. У всех детей, принимающих участие в исследовании, проводилась оценка нейродинамических и психодинамических показателей с использованием автоматизированного психологического комплекса «Статус Пф», изучение функциональных возможностей и особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы «ORTO Expert». Психофизиологические показатели детей в основном соответствовали возрастным нормам. Средний значения объёма внимания и образной памяти у детей соответствуют средним показателям. Девочки независимо от возраста характеризуются достоверно меньшим средним временем реакций отклонения и меньшим средним временем реакций опережения, что указывает на более высокую степень уравновешенности нервных процессов. У мальчиков по сравнению с девочками в достоверно большом времени отклонения, говорит о том, что у мальчиков нервная система нестабильна. Также у мальчиков более высокая скорость зрительно-моторной реакции по сравнению с девочками. Данные, полученные в статье, совпадают с другими литературными исследованиями по данной проблеме. В ходе исследования установлено, что девочки независимо от возраста характеризовались достоверно высокими значениями объёма внимания, памяти, более сбалансированными процессами возбуждения и торможения ЦНС, что говорит об их своевременном психофизиологическом развитии и достаточно оптимальном функционировании ЦНС [5].

Выводы. На основе проанализированных исследовательских работ можно сделать выводы о том, что процесс адаптации детей младшего школьного возраста достаточно сложен, так как на это влияет большое количество разносторонних факторов, такие как состояние здоровья ребёнка, гендерная принадлежность, и психофизиологические особенности.

Список источников

Добрин, А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе / А. В. Добрин // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 65-85. – DOI 10.15293/2658-6762.2003.04.

Бусыгина, А. Л. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения / А. Л. Бусыгина, И. В. Архипова, Т. А. Фирсова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2(23). – С. 204-208.

Алиева К.Х., Балыгина Е.А., Пюрвеева К.Б. и др. Особенности адаптации детей дошкольного возраста к условиям начальной школы / К. Х. Алиева, Е. А. Балыгина, К. Б. Пюрвеева [и др.] // Социальные отношения. – 2021. – № 2(37). – С. 6-17.

Фаустова, И. В. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе / И. В. Фаустова, С. Н. Гамова, О. Н. Бакаева // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2018. – Т. 20. – № 4. – С. 36-40.

Кривошеина Н.П., Федоров А.И., Казин Э.М. и др. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения / Н. П. Кривошеина, А. И. Федоров, Э. М. Казин [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2(70). – С. 151-157. – DOI 10.21603/2078-8975-2017-2-151-157.

Просмотров работы: 49