Развитие профессионального мышления будущего педагога - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие профессионального мышления будущего педагога

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Полное обновление сферы образования и, прежде всего, коренное изменение системы и характера профессиональной подготовки учителя выступают как цель и средство социально-экономического и духовного прогресса нашего общества. Лишь высококвалифицированные специалисты, обладающие потенциальными возможностями созидать в новых условиях жизни, отличающиеся нетрадиционным стилем научно-педагогического мышления, умеющие грамотно решать профессиональные задачи, способны преобразить педагогическую реальность и достичь действенных результатов.

Профессиональное мышление учителя как педагогический феномен и научная категория анализируется разными специалистами: философами, социологами, медиками, психологами и педагогами (О.С. Анисимов, А.А. Баталов, и др.). Специфика и сущность педагогического мышления рассматривается в широком философском, социальном и педагогическом контексте, отражающем диапазон реальных проблем, решаемых и осмысливаемых учителем.

Актуальность статьи заключается в изменении, происходящие во всех сферах общества, порождают образовательную ситуацию, в которой личность учителя, его профессиональное развитие приобретают особое значение. Активные процессы образования современной социальной действительности востребуют инициативного творческого педагога, способного к самостоятельному самоопределению в организации образовательного процесса.

Цель работы - рассмотреть профессиональное мышление педагога и пути его развития.

Профессиональное мышление учителя - это специфическая умственная деятельность, в ходе которой происходит обобщенное отражение и творческое преобразование в его психике объективных характеристик педагогического процесса, моделирование процессов обучения и воспитания, обусловливаемое спецификой педагогических явлений, целями и задачами обучения и воспитания, а также профессиональным опытом учителя [5].

Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса.

Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичностьпоисковых структур, многокомпонентность.

В настоящее время обозначилось несколько путей развития мышления учителя: функционально-операциональный, суть которого состоит в том, что студентам предлагаются для решения отдельные педагогические задачи, выделенные в соответствии с основными структурными компонентами профессионально-педагогической деятельности (конструктивные, организаторские, коммуникативные, проектировочные).

Конструктивно-методический - будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется так называемое методическое мышление ;

Проблемно-методический - студенты ищут ответ на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной работы, развивают свои способности творчески разрабатывать решения, оптимальные для конкретных условий практической деятельности. По мнению других авторов, наиболее эффективен путь, в основе которого -- идея моделирования педагогических ситуаций, решения конструктивных задач, проведения педагогических игр [1].

Рассмотрим творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии:

- существуют различные точки зрения, различные подходы к определению особенностей творческого мышления. Наиболее часто описывают творческое мышление, ориентируясь на оценку новизны конечного продукта, через ряд процессов решения задач и характеристик заданий, необходимых для порождения творчества;

- применение интегрального подхода к исследованию творческого мышления признается большинством специалистов в области творчества. Творческое мышление в этом случае рассматривается как комплексная способность, включающая как дивергентные, так и конвергентные составляющие. Творческое мышление связано с определенными чертами личности [2].

Особенности творческого мышления учителя складываются под влиянием требований, вытекающих из содержания и характера педагогического труда. Согласно К.Д. Ушинскому, педагогическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от учителя высокоразвитого творческого мышления.

Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность по управлению другой деятельностью (деятельностью учащихся), в процессе которой осуществляются формирование и развитие личности ученика. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе «учитель - учащийся» не может быть ничем иным, кроме как делом педагогического искусства. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит урок, и в том, какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учениками в тех или иных ситуациях школьной жизни. Этим определяется проблема развития творческого мышления педагога.

Рассмотри анализ различных подходов. К определению творческого мышления позволяет выделить три основных:

1. Определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества, в которых подчеркивается продуцирование чего - то нового.

2. Определения, включающие процесс.

3. Подход с позиций умственных способностей.

Основываясь на выделенных подходах, сформулируем следующие определения творческого педагогического мышления [3].

Мышление учителя опирается на сложные, систематически организованные знания, в состав которых входят:

- знания государственных стандартов, определяющих развитие школы на каждом этапе общественного развития;

- знания теоретических концепций, составляющих методологическую основу всех наук;

- знания теоретических основ обучения и воспитания;

- знания психолого-педагогических и методических основ обучения и воспитания;

- знания анатомо-физиологических, возрастных и психологических особенностей школьников;

- знания сущности процессов обучения и воспитания, содержания, форм и методов управления деятельностью учащихся;

- знание спецпредмета;

- знание методики преподавания спецпредмета, проведения внеклассной работы по спецпредмету;

- знание методики и методов анализа и учёта результатов работы учащихся и своей собственной;

- знание содержания и методов самообразования по всем направлениям профессиональной деятельности;

- знания методов научного исследования психолого-педагогических и спецпредметных факторов, явлений, законов;

- знания, полученные из опыта и др.

Для профессионала-практика характерна высокая культура ума, под которой понимается запас знаний и своеобразная готовность к их немедленному использованию, мощная аналистско-синтетическая способность, высокая продуктивность мышления, умение решать новые, неожиданные задачи. Специфика мышления педагога не является исключительно результатом его «природной силы», а есть результат систематического упражнения, постоянной тренировки [4].

Таким образом развитие профессионального оперативного мышления у студентов педвузов необходимо для подготовки будущего учителя к успешной профессиональной деятельности в реальном педагогическом процессе, где происходит постоянная смена проблемных ситуаций, в условиях стресса, внезапности, дефицита времени и повышения интеллекта современных школьников. Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса.

Список литературы:

1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 672 с.

2. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие для студия высших учебных заведений. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г. 4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. Кн. 2 Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. -

3. Безруких, М.М. Общая психология: М. М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 64 с.

4. Педагогическая психология: Учеб.для студ. высшее учебное заведение / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 400 с. 17. Педагогическое мастерство и педагогические технологии : Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 256 с.18. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под редакцией И. В. Дубровиной -- СПб: Питер, 2006. -- 592 с.

5. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 258 с.

Просмотров работы: 193