Эпидемиологическая ситуация, возникшая весной 2020 года, послужила основанием для вынужденного перехода на дистанционное обучение в период самоизоляции, что повлекло за собой постоянное использование компьютера студентами. Накопительный эффект непрерывного использования электронных устройств без знания профилактических методов нарушений зрения влечет за собой серьезные последствия с глазами у обучающихся.
Актуальность проблемы профилактики нарушений зрения у студентов в ВУЗе при дистанционном обучении обусловлена тем, что из-за длительной работы за компьютером и другими электронными устройствами возникают новые болезни глаз, например «компьютерный синдром», увеличивается риск развития близорукости [7].
Т.С. Макарова [6] определяет нарушения зрения как снижение способности видеть, когда у человека есть потеря зрения, полностью не устраняемая ношением очков, контактных линз или приемом лекарств.
Основные расстройства зрительного аппарата студентов – это близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Наиболее часто фиксируемое заболевание – близорукость. Под ним понимается расстройство зрения, при котором «картинка» отпечатывается не на сетчатке глаза, а перед ней, отчего изображение предметов, расположенных вдалеке от глаз, получается нечетким, «расплывчатым». Тревожным сигналом, указывающим на возможную близорукость, будет являться близкое расположение книги или тетради во время прочтения [11].
Стоит упомянуть и новую болезнь глаз, появляющуюся в ходе развития компьютерных технологий и частого их употребления. Она носит название «компьютерный синдром». Е.В. Исакова [5] определяет «компьютерный синдром» как напряженное состояние зрительной системы, вызванное длительной работой за компьютером на близком, фиксированном расстоянии, приводящее к зрительному утомлению, развитию привычного напряжения аккомодации, спазма аккомодации. К симптомам этого недуга относят: ухудшение остроты зрения, чувство «песка» в глазах, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, их покраснение, появление быстрой утомляемости глаз при чтении. Также из-за этого синдрома снижается работоспособность, появляются головные боли, раздражительность.
Основной причиной появления данных нарушений зрения в период дистанционного обучения у студентов является непрерывное использование компьютера и других электронных устройств. Однако, не стоит забывать и про другие причины, такие, как генетическая предрасположенность к заболеваниям глаз, несоблюдение гигиенических требований к организации рабочего места, загруженность учебного процесса, отсутствие упражнений для глаз в жизни обучающихся, нерациональное питание, несоблюдение режима дня.
Многие исследователи доказали значимость и эффективность применения первичной профилактики нарушений зрения. Профилактика нарушений зрения – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения нарушений зрения, устранение факторов риска их развития [12].
Существующие методы первичной профилактики нарушений зрения включают в себя: соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения, правильную освещенность рабочего места и расположение компьютера, паузы и перерывы во время работы, использование упражнений и гимнастики для глаз, организацию рационального питания и витаминизации, использование специальных капель, посещение врача-офтальмолога.
Нами было проведено эмпирическое изучение соблюдения методов профилактики нарушений зрения у студентов. Была составлена анкета, включающая в себя 19 вопросов. Они были разделены на три раздела: паспортные данные респондентов, выявление заболеваний и симптомов нарушений зрения, методы первичной профилактики нарушений зрения. Анкетирование проводилось на базе медицинского института РУДН, использующего дистанционные технологии по сей день.
В исследовании приняли участие 43студента. Большинство респондентов учится по направлению подготовки «сестринское дело» (37,2%). Примерно в равном процентном соотношении (20%) учится по направлениям «лечебное дело», «стоматология» и «фармация». Средний возраст респондентов составил 20,8 ± 2,2 года.
В
первом разделе анкеты мы спрашивали у респондентов о наличии нарушений зрений и получили следующие результаты (рис.1): 60,5% респондентов страдают нарушением зрения. Не отметили у себя нарушения зрения 34,9% респондентов.
Рис.1. - Наличие нарушений зрения у респондентов.
У группы респондентов, которые страдают нарушениями зрения, мы спрашивали, какое именно заболевание глаз они имеют. Их ответы показали следующее (рис.2):
Рис.2. - Заболевания глаз респондентов.
По данным на рис. 2 видно, что 78,6% респондентов, имеющих заболевание глаз, страдают близорукостью. Астигматизмом страдают 17,9% респондентов. Ни один отвечающий не страдает дальнозоркостью.
Так же мы опросили респондентов на наличие симптомов «компьютерного синдрома». Результаты получили следующие:
Рис.3. - Симптомы, отмеченные респондентами при дистанционном обучении.
По данным исследования (рис.3) большинство респондентов (48,8%) отметили чувство «сухости» в глазах и появление быстрой утомляемости глаз. Ухудшение остроты зрения заметили 41,9% опрошенных. 25,6% отметили боли в области глазниц и лба; 20,9% - покраснение глаз; 16,3% - боль при движении глаз. Больше четверти (27,9%) опрошенных не заметили появление перечисленных симптомов. Один опрошенный отметил головную боль.
Для того, чтобы проверить, соблюдают ли студенты медицинского института описанные в теоретическом анализе методы профилактики нарушений зрения, им был предложен 3-й раздел вопросов по соблюдению методов профилактики нарушений зрения. Результаты представлены на рис. 4:
Рис.4. - Соблюдение методов профилактики нарушений зрения у студентов медицинского института РУДН при дистанционном обучении, %.
Как показывают ответы, опрошенные студенты в большей мере соблюдают требуемое расстояние до экрана компьютера (55,8%) и освещенность рабочего места (53,5%). Меньше всего студентов делают паузы при работе с компьютером (11,6%). Гимнастика для глаз, которая так необходима для профилактики миопии, также пренебрегается студентами (21%). Видимо, у студентов нет времени из-за загруженного учебного процесса.
Выводы: на основании исследования мы подтверждаем свою гипотезу о том, что студенты не соблюдают методы профилактики нарушений зрения во время дистанционного обучения. Мы сделали этот вывод на основании следующих результатов.
Из всех опрошенных респондентов 60,5% страдают нарушением зрения.
78,6% респондентов, имеющих заболевание глаз, страдают близорукостью.
Большинство опрошенных ощущают на себе симптомы «компьютерного синдрома», такие как ухудшение остроты зрения (41,9%), сухость в глазах (48,8%), появление утомляемости глаз (48,8%), покраснение глаз (20,9%), боль в области глазниц и лба (25,6%).
В рамках эмпирического изучения соблюдения профилактики нарушения зрения у студентов медицинского института РУДН, было выявлено, что лишь:
55,8% респондентов соблюдают расстояние до экрана компьютера;
53,5% респондентов соблюдают требования к освещенности рабочего места;
46,5% студентов обращаются к окулисту хотя бы раз в год;
44,2% респондентов соблюдает рациональное питание;
41,9% респондентов соблюдают требования к рабочему сидению;
30,2% опрошенных пользуется увлажняющими каплями;
27,9% респондентов соблюдают режим дня;
21% опрошенных принимают БАДы и выполняют гимнастику для глаз;
11,6% студентов делают паузы при работе с компьютером.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости. / Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 103 с.
Адрианов, В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. / В.Л. Адрианов и др. - М.: Медицина, 1958. - 180 с.
Брегг, П. Чудо голодания / П. Брегг. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 267 с.
Добренко, А.М. Профилактика нарушений зрения у студентов. / А.М. Добренко, Ю.С. Белоусова, Л.А. Ярусова // Техносферная безопасность. - 2020. - С. 125-130. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Elibrary. - 2000-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_44107936_76955850.pdf (дата обращения 21.10.21).
Исакова, Е.В. Работа с компьютером и компьютерный зрительный синдром. / Е.В. Исакова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - №3-4. - С. 32-35. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-kompyuterom-i-kompyuternyy-zritelnyy-sindrom/viewer (дата обращения 17.09.2021).
Макарова, Т.С. Нарушения зрения у обучающихся: к вопросу об определениях. / Т.С. Макарова // Научное мнение. - 2016. - №8-9. - С. 24-28. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Elibrary. - 2000-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26384438_ 50782296.pdf (дата обращения 08.10.21).
Мартынова, З.Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся. / З.Е. Мартынова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - №2(09). [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-kompyutera-na-zhizn-i-zdorovie-uchaschihsya/viewer (дата обращения 19.09.2021).
Марчук, С.А. Профилактика нарушений зрения студентов педагогических ВУЗов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.04. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.
Марчук, С.А. Профилактика нарушений и коррекция зрительных функций у студенческой молодежи: Учебно-методическое пособие. / С.А. Марчук. - Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально - педагогического университета, 2004. - 60 с.
Пац, Н.В. Профилактика рисков снижения зрения у молодежи при использовании электронной литературы. / Н.В. Пац, В.А. Илбуть, Д.Н. Марцинкевич // Сибирский вестник специального образования. - 2016. - №3(18). - С. 31-36. [Электронный ресурс] / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2006-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/01/24/7e4a1d43fbe2ea9777d1 6fcf0d38354e/vestnik32016obschij.pdf (дата обращения 18.09.2021).
Проблемы со зрением у студентов. / [Электронный ресурс] / Московский педагогический государственный университет. - 2021. - Электр. дан. - Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/problemyi-so-zreniem-u-studentov/ (дата обращения 08.10.21).
Руководство по профилактике болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях. / [Электронный ресурс] / Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья». - 2008 - 2021. - Электр. дан. - Режим доступа: http://roshumz.com/docs/PR_Zren.pdf (дата обращения 01.10.21).
Семенова, А.Е. Профилактика нарушения зрения средствами физической культуры. / А.Е. Семенова, Д.В. Балабан, С.В. Токарева // Сборник научных статей Поколение будущего: Взгляд молодых ученых. - 2020. - №3. С. 278-280. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Elibrary. - 2000-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download /elibrary_44308821_41697976.pdf (дата обращения 09.10.21).
Слепота и нарушения зрения. / [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - 2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https:// www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visualimpairment - (дата обращения 16.09.2021).
Толмачев, Д.А. Причины нарушения зрения у студентов медицинского ВУЗа. / Д.А. Толмачев, А.А. Аметова, И.Р. Гариев // MODERN SCIENCE. - 2019. - №12-2. - С. 187-190. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Elibrary. - 2000-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://elib rary.ru/download/elibrary_41569497_69148690.pdf (дата обращения 08.10.21).