ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение иностранных языков с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. В современных условиях знание английского, немецкого, французского языков становится иногда необходимым условием не только дальнейшего развития карьеры, но и обязательным пунктом приема на работу. Например, предприятие «Эггер» в нашем городе трудоустраивает работников с обязательным знанием немецкого (английского) языка.

Сейчас в школах иностранный язык начинают изучать со второго класса, но это не обеспечивает должного уровня владения неродной речью к концу ее окончания. И к концу школы язык остается не просто иностранным, но по-настоящему чужим для большинства учащихся на фоне всех остальных предметов.

Редкий ученик покидает стены учебного заведения с возможностью легко и лаконично выражать свои мысли на неродном для него языке, хотя на изучение языка было потрачено много времени. Во многом это связано с оторванностью иностранного языка от практических потребностей его применения для самого ребенка.

Можно ли изменить эту ситуацию? Ответ однозначен - да, можно. Но для этого необходимо внедрять новые технологии, такие как "языковой портфель". Среди инновационных технологий обучения языковое портфолио отличается тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамичную картину образовательного и лингвистического развития учащихся. Смысл данной технологии - формирование у учащихся умения рефлексии, то есть самооценки [7, с. 102].

Языковой портфель (портфолио) (Language Portfolio) позволяет конкретизировать цели изучения иностранных языков и, следовательно, лучше организовать процесс обучения [5, с.938].

Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком возникла в Швейцарии. В рамках проекта Совета Европы был разработан «Европейский языковой портфель». Его широкое внедрение в систему языкового образования началось в 2001 году. Впоследствии на основе «Европейского языкового портфеля» были разработаны национальные варианты, учитывающие особенности и традиции изучения языков в той или иной стране [2, с. 35]. Сейчас этот проект успешно внедряется во многих странах, в том числе и в России. В практике преподавания иностранных языков могут эффективно использоваться различные виды языкового портфолио, в зависимости от целевой направленности.

Что же он собой представляет? Это своего рода дневник, но не совсем личный. Он содержит сборник материалов и заданий, которые должны отражать индивидуальный опыт учащегося, т. е. исходные данные одинаковы, но как они будут переработаны и чем наполнены, зависит от каждого конкретного ученика. Это настоящее поле для творчества и саморазвития, контролируемого наставником.

Таким образом, языковой портфель представляет собой набор учебных материалов, в котором владелец записывает свои достижения и опыт в освоении изучаемого иностранного языка и включает в себя отдельные виды работ, свидетельствующие о его успехе на изучаемом языке [6, с.9].

В отечественной методике преподавания иностранных языков выделяют следующие типы языковых портфолио в зависимости от целей их создания [8, с.55]:

- портфолио – «папка достижений»: направлено на повышение самооценки ученика, отражает успехи;

- рефлексивное портфолио: раскрывает динамику личностного развития ученика, помогает следить за результатами его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане;

- проблемно-исследовательский портфолио: помогает подготовиться к написанию реферата или научной работы, к выступлению на конференции;

- тематический языковой портфель: создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела или учебного курса.

На протяжении всего изучения иностранного языка в школе языковой портфель становится верным спутником ученика. Ребята фиксируют в него все свои достижения в изучении языка, не только в школе, но и за ее пределами. Языковой портфель содержит материал, который свидетельствует об успехах в изучении иностранного языка. В языковой портфель ученики могут включать любой изученный языковой материал по своему усмотрению: любимые рисунки, стихи, песни, проекты, различные грамоты, презентации, сертификаты, самостоятельные, контрольные и другие письменные работы, отзывы учителей и т. д.

Языковой портфель состоит из следующих разделов [5, с.937]:

1.Языковой паспорт. Оформление языкового паспорта начинается во 2 классе. В данном разделе языкового портфеля школьники делятся рассказами о себе, о своих увлечениях и хобби, о своей семье. Ученики оформляют свою личную карточку (PersonalIdentification) и автобиографию, которые пополняются и обновляются по мере взросления ребенка.

2. Языковая биография. Этот раздел необходимо заполнять в течение учебного процесса для того, чтобы проследить динамику совершенствования умений учеников в четырех видах речевой деятельности (чтении, аудировании, письме и говорении). Данный раздел позволяет обеспечить ученику основу для рефлексивной самооценки своих умений и навыков в процессе обучения и овладения английским языком, благодаря чему у учащегося появляется возможность освоить критерии оценки уровня владения иностранным языком. Следовательно, у школьников формируются приемы самоконтроля и самооценки уровня обученности по основным аспектам владения иностранным языком.

3. Досье. В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.), дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады, дипломы, сертификаты, свидетельства), подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного учебного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные работы сопровождаются комментарием ученика о том, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы все комментарии выполнялись на иностранном языке, начиная с одной - двух коротких фраз, постепенно расширяя и углубляя их). Если это сложно, то все свои рассуждения делаются на родном языке. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что − нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Разумеется, такая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок. Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе, в группе, на учительской конференции, на родительском собрании. Таким образом ученик показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учеников).

Языковой портфель является собственностью обучающегося и служит средством неформального оценивания его достижений по предмету, повышает мотивацию, учит аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.

В процессе работы над созданием языкового портфеля по иностранному языку можно выделить некоторые общие положения:

 для создания языкового портфеля требуется совместная работа трех заинтересованных сторон: ученика, учителя и родителей;

 благодаря языковому портфелю осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения посредством активизации самооценки учащихся;

 языковой портфель способствует усилению ситуации успеха в процессе учебной деятельности, что обеспечивает позитивное самоутверждение личности, влияет на формирование ценностных установок;

 языковой портфель создает все условия, чтобы совершенствовать и самостоятельно изучать иностранный язык.

При использовании языкового портфеля в урочной и внеклассной работе меняются привычные взаимоотношения между педагогом и учениками - они становятся равноправными партнерами, что позволяет расширить возможности обучения и самообучения, развить навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, поощряет их активность и самостоятельность, формирует умение учиться - ставит цели, содействует индивидуализации (персонализации) образования школьников, планирует и организовывает собственную учебную деятельность, закладывает дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

Важным моментом является то, что поэтапная работа по созданию языкового портфолио учащегося позволяет развить у ребенка способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из важнейших показателей учебной компетентности и самостоятельности учащегося в учебном процессе, направленном на овладение языком и культурой.

Осознанными становятся учебная деятельность учеников и ответственность за собственный труд. Активное участие родителей в данном процессе является важным фактором. Это создает предпосылки для создания полноценной картины объективного продвижения ученика в той или иной области.

В заключение хочется остановиться на некоторых моментах. Конечно, использовать в своей работе такой инструмент, как языковой портфель, просто замечательно. Все уже давно привыкли к творческому портфолио, с детского сада родители и дети самозабвенно собирают грамоты, фотографии, отзывы о достижениях. Но мало кто (из не специалистов) слышал о языковом портфолио. По крайней мере, в тех школах, где мне пришлось учиться (а их было три), такого портфолио не было. А ведь в наших сегодняшних реалиях – это вообще должен быть незаменимый инструмент самооценки учащегося.

Действительно, в настоящее время в школах нашего города и района наблюдается огромная нехватка учителей иностранных языков. Например, прошел уже месяц с начала учебного года, а в ряде школ некому вести иностранный язык. Перестали удивляться, что приглашают преподавать студентов, а некоторые школы района готовы даже заниматься дистанционно, лишь бы кто-то согласился закрыть эти «дыры». А уж о текучке учителей по иностранному языку вообще говорить не приходится. Счастье, если педагог год проработает. Вот и получается, что один учитель - уходит, другой – приходит. Хорошо, если смена происходит в начале учебного года, а то ведь бывает и с середины.

И вот в классе - новый учитель, пока привыкает он к детям, а дети к нему, пока придет понимание, что собой представляет каждый ученик, каков его потенциал, проходит значительное время. А если есть возможность ознакомиться с языковым портфелем ученика, можно ведь продолжать двигаться дальше, а не стоять на месте. В данном случае языковой портфель выступает как механизм сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности каждого конкретного ученика. Портфолио для учащегося становится инструментом самооценки его учебной деятельности, а для учителя является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

Таким образом, языковой портфель реализует инновационный подход к изучению иностранного языка. Языковой портфель - это инструмент самооценки и собственной познавательной, творческой работы ученика, рефлексии его собственной деятельности. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки. Кроме того, учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволяет создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие конкретных языковых умений конкретного учащегося для достижения намеченного уровня.

Список использованной литературы

Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.

Архипенкова Н.А. Европейский языковой портфель в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 3. С. 35-38.

Выборнова А.Ю., Гудкова Л.В Приемы самооценки на уроках английского языка в старших классах средней школы // Научный поиск, №2(32) 2019, С.28-30

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Иностранные языки в школе.-№5. - 2000. - С. 6.

Левашкина З.Н. Европейский языковой портфель как средство организации автономной работы учащихся при обучении иностранному языку/З.Н. Левашнина, Л.В. Михалёва// Молодой ученый. – 2014. - №3 (62) – С.937-939.

Сафонова В.В. Языковой портфель в России личнообразующий потенциал//Современные проблемы языкового образования. 2001. С. 8-17.

Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.

Тикуркина А.С. Электронное портфолио и языковой портфель учителя иностранного языка: определение понятий// Вестник ТГУ, выпуск 2 (118), 2013. - С.53-56.

Просмотров работы: 221