Ранняя немецкая народная музыка - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Ранняя немецкая народная музыка

Скотникова А.Д. 1, Косован О.Л. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Народная музыка является одним из важнейших отражений культуры и языка, поэтому, без сомнения, требует изучения со стороны лингвистики (а точнее, лингвокультурологии). Тексты народных песен повествуют о важнейших для той или иной этнической группы концептах, нормах, ценностях. К тому же, песни являются уникальным сочетанием литературы (поэзии) и музыки, что делает их особенно интересными для исследования.

Немецкий песенный фольклор называют одним из самых древних в Европе. Народы, говорившие на немецком языке, жили в соседстве с множеством представителей других культур, вследствие чего немецкий фольклор «впитал» в себя их особенности и черты. Прослеживается связь с итальянской, французской, скандинавский культурами. Такому смешению также способствовала деятельность бродячих музыкантов средневековья. Таких музыкантов назвали шпильманами, а позднее вагантами и голиардами. Они играли на множестве музыкальных инструментов (фидели, лире, свирели, трубе и т.д.) и также помогали связывать народную, духовную и профессиональную музыку.

Истоки и начала песенного искусства немецкого народа теряются в глубине веков. Из различных исторических и литературных источников известно, что в конце VII – начале VIII веков существовали хоровые песни, однако, существовали они лишь в устной традиции. Периодом расцвета песенной традиции Германии стали XV – XVI века. Источники свидетельствуют, что немецкий фольклор включал различные виды песен: эпические (героические), обрядовые, трудовые, лирические. Преобладали эпические песни, которые включают баллады, песни о битвах и сражениях, исторические песни, шуточные песни, а также песни разных профессий, ремесленников и горожан. Этот жанр очень интересен, так как включает песни протеста, против мастеров, угнетавших ремесленников.

Отметим также, что немецкие народные песни прошли длительный путь изменений, одни жанры сменяли другие, поэтому исследователи сталкиваются со значительными трудностями. Одним из известнейших исследователей культуры и фольклора является писатель, мыслитель и богослов Иоганн Готфрид Гердер. В трудах Г. Гердера, который наиболее полно и глубоко раскрыл эстетическую природу фольклора, имеются высказывания и мысли об источниках народной поэзии, о произведениях, родившихся в самой гуще народа, живущие и действующие среди них самих». Начиная с 12 века, среди немецких народов становилась всё более популярной инструментальная музыка. Музыканты осваивали лютню, духовые инструменты. Со временем возрастала роль танцевальных песен, а также формировались чёткие жанры (вальс, марш, лендлер и т.д.).

Наиболее общие черты музыки: гармонический склад мелодии, чёткий ритм (чаще всего связанный с особенностями поэзии), умеренный темп. С течением времени в музыке появляется несколько мелодий (полифония). Большинство песен были написаны в мажорном ладе, минор в основном использовался гармонический или мелодический. Духовная музыка строилась на секвенциях. Интересно также отметить, что зачастую народная духовная музыка служила источником секвенций и ритмических фигур, которые потом проникали в профессиональную церковную музыку.

Народной немецкой поэзии присуща глубокая вера в человека, в благородство и несокрушимость его естественных чувств и порывов. Важно отметить, что тексты немецких песен обладают большим нравственным потенциалом. Мотивы немецкой народной музыки известны по всему миру и являются важной частью мирового культурного наследия.

Список литературы

История немецкой музыки [Интернет ресурс] Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4617174/post336463481

Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера

Никифорова А.С. Идея синтеза искусств в культуре немецкого романтизма (от И. Г. Гердера до Р. Вагнера) // Вестник Московского университета.

Овсиенко Татьяна Владимировна, Караманян Лилиана Сергеевна ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ ОХОТНИЧЬИХ, СОЛДАТСКИХ И КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН)

Ященко А. Л. Об антологии Гердера «Голоса народов в песнях» [Интернет ресурс] Режим доступа: https://md-eksperiment.org/post/20190215-ob-antologii-gerdera-golosa-narodov-v-pesnyah

Просмотров работы: 2311