В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Перед такой школой стоят новые задачи – отмечает в своей статье Рыбина О.В. [6]. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, способствующие их развитию по различным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
В своей работе Громова Т. и Быкова О. [2] утверждают, что в соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.
Цель статьи – проанализировать содержание проектных заданий в учебниках информатики.
Основная часть. Рассмотрим понятия учебного проекта, проектной деятельности, проектного обучения.
Иванова Н.В. дает следующее определение проекта - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь посредством консультаций учителя.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то конкретном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой учащийся производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.
Урок не является единственно целесообразной формой организации учебной работы по школьному курсу информатики. По большому счету поиск новых подходов и форм организации учебной работы с учащимися диктуется стремлением современной школы к развитию личности и интеллекта школьника в такой степени, чтобы выпускник школы был способен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгенерированную и обработанную информацию, но и сам генерировать новые идеи. Одним из направлений поиска решения этой проблемы является деятельностный подход к обучению и, в частности, так называемый метод проектов, который в отношении обучения информатике (говоря точнее - обучению компьютерной технологии) может с успехом использоваться как на пропедевтическом этапе обучения, так и в старших звеньях средней школы. [2,3,5]
Использование метода проектов базируется в том числе на освоении приемов работы с компьютером (ИКТ). Особенно это касается выполнения проектных заданий по информатике. В соответствие с ФГОС, проектные задания включены во все учебники. Рассмотрим типы проектных заданий, представленных в учебниках информатики Л.Л. Босовой 10 класса и И.Г. Семакина 10 класса. [1,7] Приведем сравнительный анализ проектных заданий из учебников Л.Л. Босовой и И.Г. Семакина.
Таблица 1
Типы проектных заданий в учебнике Информатика, 10 класс, автор Босова Л.Л.
Тема |
Формулировка задания |
Тип задания |
Информация и информационные процессы |
Когда была изобретена магнитная запись? Подготовьте небольшое сообщение об этом изобретении и о магнитных носителях информации. |
Сообщение |
История развития вычислительной техники |
1. Дайте краткую характеристику «домеханического» периода развития вычислительных устройств, связанного с изобретением и использованием счётов, таблиц и логарифмической линейки. 2. Дайте краткую характеристику «механического» периода создания вычислительных устройств, связанного с именами таких изобретателей, как Леонардо да Винчи, Вильгельм Шиккард, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Филипп Маттеус Ган, Евна Якобсон и др. 3. Попытайтесь обнаружить «ткацкий след» в развитии вычислительной техники. 4. Подготовьте краткое сообщение об истории создания арифмометров, рассмотрев в нём изобретения Карла Томаса, Пафнутия Львовича Чебышёва, Вильгодта Теофиловича Однера. |
Поиск информации/ сообщение |
Основополагающие принципы устройства ЭВМ |
Подготовить сообщение о Джоне фон Неймане и его вкладе в развитие компьютерной техники |
Сообщение |
Программное обеспечение компьютера |
Выполнить сравнительный анализ нескольких офисных пакетов или же дать сравнительную характеристику известных растрового и векторного графических редакторов. |
Сравнительный анализ |
Файловая система компьютера |
В Windows существует три возможных варианта файловой системы: NTFS, FAT32 и редко используемая устаревшая система FAT (также известная как FAT16). Найдите в Интернете информацию об этих файловых системах. Какая из них является предпочтительной файловой системой для Windows 8? |
Поиск информации |
Представление чисел в компьютере |
Вычислите с помощью калькулятора (приложение Windows) в режиме «Программист» следующие примеры: 1) 1110111012 — 11011101102; 2) 11011010012 — 110001001002. Как вы можете объяснить полученные результаты? |
Вычисление/ анализ |
Кодирование графической информации |
1. Выяснить, каким образом распределено количество битов по красной, зелёной и синей составляющим в 8-битной цветовой схеме. С чем связано такое распределение? 2. Исследовать окно «Изменение палитры» в графическом редакторе Paint. Какие модели конструирования цвета там представлены? |
Исследование |
Кодирование звуковой информации |
В сети Интернет найдите информацию о записи музыкальных произведений в формате MIDI. Почему запись звука в этом формате считают аналогичной векторному методу кодирования графических изображений? |
Доклад |
Текстовые документы |
На страницах Википедии найти информацию об истории создания программы Micrisoft Word. Составить хронологическую таблицу. |
Анализ |
Объекты компьютерной графики |
Подготовить небольшое сообщение об истории разработки кривых Безье. |
Сообщение |
Компьютерные презентации |
Узнать кто такой Роберт Гаскинс и каков его вклад в создание программы для подготовки презентационных материалов с использованием компьютера? |
Доклад |
Таким образом можно сделать вывод, что большая часть практических заданий дано на поиск информации. Очень много докладов, сообщений, индивидуальной работы и ни одного задания на групповую работу. Такие задания направлены на формирование умений по отработке и интерпретации информации.
Таблица 2
Типы проектных заданий в учебнике Информатика, 10 класс, автор Семакин И.Г.
Тема |
Формулировка задания |
Тип задания |
Понятие информации |
1. К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике? 2. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести? 3. Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите это на примерах |
Поиск информации / доклад |
Измерение информации. Алфавитный подход |
Возьмите страницу текста из данного учебника и подсчитайте информационные объемы текста, получаемые при кодировании его семиразрядным и восьмиразрядным кодами. Результаты выразите в килобайтах и мегабайтах. |
Вычисление/ анализ |
Хранение информации |
1. Какая, с вашей точки зрения, сохраняемая информация имеет наибольшее значение для всего человечества, для отдельного человека? 2. Какие перспективы с точки зрения хранения информации открывают нанотехнологии. |
Доклад |
Передача информации |
Указать какие существуют способы борьбы с шумом. |
Поиск информации |
Обработка информации и алгоритмы |
1. Приведите примеры процессов обработки информации, которые чаще всего вам приходится выполнять во время учебы. Для каждого примера определите исходные данные, результаты и правила обработки. К каким видам обработки относятся ваши примеры? 2. Если вы решаете задачу по математике или физике и при этом используете калькулятор, то какова ваша функция в этом процессе и какова функция калькулятора? 3. Почему калькулятор нельзя назвать алгоритмической машиной, а компьютер можно? 4. Придумайте минимально необходимую систему команд для кассового аппарата, который подсчитывает стоимость покупок и сумму сдачи покупателю. Опишите алгоритм управления работой такого автомата. |
Поиск информации |
Информационные процессы в компьютере |
1. Расскажите о смене элементной базы компьютеров, происходившей при переходе от одного поколения к другому. Как при этом менялись основные характеристики ЭВМ? 2. В чем состоял отход от архитектуры фон Неймана на ЭВМ второго и третьего поколений? 3. Что позволило реализовать мультипрограммный режим работы на ЭВМ третьего поколения? 4. Чем принципиально отличается архитектура ПК от классической архитектуры компьютеров первых поколений? 5. Для примера со сложением чисел 25 учениками попробуйте проанализировать следующие ситуации: в классе всего 1 кусочек мела; в классе 5 кусочков мела; в классе 25 кусочков мела. Оцените, как от этого зависит время решения задачи (учтите еще ширину доски и время перемещения учеников по классу). Попробуйте построить модель такого процесса. Переведите эту ситуацию на язык компьютерной терминологии для многопроцессорных систем. 6. Чем отличаются мультикомпьютерные системы от мультипроцессорных? По какому принципу работают суперкомпьютеры? |
Поиск информации /исследование/ анализ |
Программирование циклов |
1. Составьте программу, по которой компьютер десять раз запросит ввод любых чисел и в результате выведет среднее арифметическое значение введенных чисел (массив не использовать). Сделайте три варианта программы, используя операторы цикла While, Repeat и For. 2. Значение функции ех (экспонента от х) равно сходящейся сумме бесконечного ряда: Получите рекуррентную формулу для слагаемых. Используя операторы цикла While, Repeat и For, составьте три варианта программы вычисления суммы с заданным числом слагаемых. |
Составление программ и их анализ |
Комбинированный тип данных |
1. Опишите комбинированный тип для записей, содержащих следующие данные учеников: фамилию, имя, год рождения, рост (в сантиметрах), вес (в килограммах). 2. Опишите содержимое текстового файла, из которого будут вводиться данные, соответствующие описанию из предыдущего задания, для нескольких учеников класса (не менее пяти). 3. Напишите программу, по которой будут введены данные из файла, описанного в предыдущем задании, и выполнена следующая обработка. 4. Решите предыдущую задачу, не используя в программе массива записей. Подсказка: оператор Reset можно использовать в программе многократно для повторного чтения файла, начиная с его первой записи. |
Доклад/составление программы и её анализ |
В этом учебнике проектных заданий относительно больше чем заданий для подготовки к итоговой аттестации. Большая часть заданий направлены на анализ и сравнение. Они формируют умение работать с информацией.
Вывод: рассмотрены проектные задания из учебников Л.Л. Босовой и И.Г. Семакина. Большая часть заданий направлена на поиск информации, и подготовку сообщения, доклада. Нет заданий, направленных на создание информационных продуктов, востребующих творческий подход обучающихся, таких как лента времени, интерактивный плакат, инфографика и пр. На наш взгляд формулировка заданий нуждается в расширении способов представления результатов поисковой и исследовательской работы в виде законченных цифровых продуктов, созданных с помощью современных программ и веб-сервисов.
Также все задания предлагаются для индивидуального выполнения. На наш взгляд, более плодотворно проектная деятельность ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, где ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что представленные проектные задания могут послужить основой для творческого преобразования их учителем информатики, а именно продумывания формата конечного цифрового продукта, организации групповой работы по проекты, формулирования критериев оценки результатов работы над проектным заданием.
Список литературы:
1. Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
2. Быкова О. Проектная деятельность в учебном процессе / О. Быкова, Т. Громова. - Учитель №4. - с. 17.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - 2-е изд., доп. - Москва: АБВ, 2018. - 100 с.
4. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. – 367
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. - М., 2008. - 138 с.
6. Рыбина, О. В. Проектная деятельность учащихся в современной школе [Текст] / О.В. Рыбина // Образование в современной школе. - 2003. - №9. - С. 20-22.
7. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова Л.В - 2-е изд. :Бином. Лаборатория знаний. 2014