Развитие познавательной самостоятельной деятельности школьников при обучении информатики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие познавательной самостоятельной деятельности школьников при обучении информатики

Павлова Е.Н. 1
1ЧГПУ им Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласностандартам второго поколения очень важно развивать у школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Такие свойства личности, как любознательность, целеустремленность, овладение познаниями и методами учения: интеллектуальными умениями, общими навыками учебного труда и специальными умениями, формируются в учебно-познавательной деятельности ребенка. Такое понимание познавательной деятельности включает в себя понятие познавательной самостоятельности. Формирование познавательной самостоятельности школьника является одним из важных путей повышения эффективности обучения в современной начальной школе.

Поэтому школа должна быть ориентирована на развитие познавательной самостоятельности как важнейшего качества личности, от которого во многом зависит успешность формирования знаний, умений, навыков, системы интеллектуально-нравственных ценностей и способности к самореализации в различных жизненных ситуациях.

Главной задачей познавательной самостоятельности является формирование высококультурной личности, поскольку только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Познавательная самостоятельность проявляется в умении анализировать, отождествлять, обобщать, выделять существенное, в умении осуществлять перенос знаний и навыков в новую ситуацию, т.е. проявляется в умении использовать имеющиеся знания, навыки для приобретения новых знаний и опыта [3].

Важным условием формирования познавательной самостоятельности на уроках информатики является высокий уровень обучения, предполагающий научность его содержания, целесообразную организацию активного и самостоятельного познания. Трудность самого процесса формирования познавательной самостоятельности заключается в том, что на различных этапах обучения приходится идти различными путями, использовать разнообразные методы и приемы воспитания и обучения.

Развитие познавательной самостоятельности достигается через задачи, так как на различных этапах ее решения организуется своего рода деятельность и разного уровня самостоятельность. Это такой процесс, выражающий активное отношение обучаемых к овладению знаниями, а также активное использование приобретенных знаний в практической деятельности или ситуации. Такой вид деятельности требует от учителя организации действий, направленных на обучение и развитие такого качества деятельности, как самостоятельность. В процессе обучения ученики переходят от копирующей самостоятельности к воспроизводящей и творческой.

Говоря о познавательной самостоятельности, подразумевают деятельность, способствующую расширению знаний. Ребенок самостоятельно или под руководством учителя не только применяет, но и пополняет свой запас знаний о том или ином объекте, процессе.

Под познавательной самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в потребности овладения новыми знаниями, приёмами и способами деятельности с целью самостоятельного решения как предметных, так и профессиональных задач. Тем самым можно определить признаки познавательной самостоятельности учащихся: мотивация учебно-познавательной деятельности, сформированность основных приёмов учебной деятельности, оценка и коррекция учащимся результатов своих действий.

Познавательная самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, Она характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.

Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно.

Интерес является мощным средством успешного обучения и воспитания, необходимым условием достижения положительных результатов. Чтобы активизировать познавательную самостоятельную деятельность учеников, необходимо сформировать у них положительные мотивы к учебе, пробудить их мышление. Внутренняя учебная мотивация помогает ребенку быстро усваивать новые знания, легко учиться, получать удовольствие от учебного процесса [1]. Поэтому одна из основных задач учителя – формирование у школьников внутренней мотивации учения, а, значит, и самостоятельной познавательной активности в процессе учебной деятельности [1]. Условиями развития познавательных интересов являются: понимание ребенком смысла и значения материала; новизна учебного материала, его практическая направленность; эмоциональная насыщенность обучения; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; создание возможностей для учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность; глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного материала и приемов учебной работы [3].

К уроку необходимо отбирать задания логически-поискового характера, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития и интереса, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, закономерности, делать выводы. Все задания можно разбить на несколько направлений:

задания на развития внимания;

задания на развития памяти;

задания на совершенствования воображения;

задания на развития логического мышления.

Для реализации данных направлений можно использовать разные способы активизации познания [2]:

1. Игры, применяемые на уроках весьма разнообразны и могут применяться на любом этапе урока. Кроссворды, игры с зашифровками, загадками совершенствуют воображение, наблюдательность, сообразительность, рассудительность и логику.

2. Самостоятельная работа, это очень важный этап в работе с учениками, и чтобы с ней справиться, можно, а желательно и нужно, проработать упражнения, которые подготавливают ребенка к самостоятельной работе. Давать дифференцированные задания. Важно продумать очередность заданий и наглядный материал.

3. Непривычные формы уроков помогут пробудить у детей творческие способности, выявить их скрытые возможности.

4. Проектная и исследовательская деятельность позволяет проявить самостоятельность, инициативность у обучающихся.

6. Проблемные ситуации помогают активизировать познавательную деятельность. На уроках, целесообразно ввести проблемно-диалогическую технологию при помощи побуждающего диалога. Такая технология вовлечет всех учеников в образовательный процесс, так как ученики не будут бояться ошибиться с ответом, потому что здесь нет правильного и не правильного варианта.

Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является так же личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых образцов. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.

Таким образом, познавательная самостоятельность школьника не является врожденным качеством личности, а формируется и развивается в процессе обучения, представляя собой постепенный переход от действий, производимых только под руководством педагога, к познавательной деятельности, основанной на самостоятельном, творческом подходе к поставленной учебной задаче.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Активизация познавательной деятельности школьников. Под ред. М. П.  Осипова. – Минск Наука, 1997 г.

2. Болотова, А. И. Развитие познавательной самостоятельности школьников средствами математики / А. И. Болотова // Воспитание и обучение. – 2009. – №6. – С.17-19.

3. Егорова, Т. В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики [Текст] / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Артемовские чтения». – Пенза: Издательство ПГУ, 2016. – С. 116-119 .

Просмотров работы: 42