К вопросу актуальности теории речевых актов Джона Остина и Джона Серля - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К вопросу актуальности теории речевых актов Джона Остина и Джона Серля

Насильников Е.В. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теория речевых актов – это открытие (или же изобретение) британского философа языка Джона Остина. Данная теория возникла как часть аналитической философии и является ключевой составляющей лингвистической прагматики. Все основные идеи Остина по теории речевых актов были изложены в курсе лекций, которые были прочитаны в Гарварде в 1955 году и опубликованы в качестве книги под названием «How to Do Things with Words».

Остин не был единственным ученым, который занимался вопросами структуры речи в прагматическом аспекте, однако именно ему принадлежат самые известные размышления о природе речевого акта. Одновременно с Остином теорию речевых актов разрабатывали Карл Брюлер и Роман Якобсон. Эти ученые выработали теорию компонентов и функций речевого акта, сейчас она считается актуальной для методологического аппарата лингвистических исследований. Теория Остина, в которой различаются так называемые «уровни» речевого акта (иллокутивный, локутивный и перлокутивный), оказалась наиболее применима в рамках философии обыденного языка.

Возможно, что рано или поздно теоретики смогли бы привести теорию Остина к лингвистической методологии, как в случае с теорией Брюлера и Якобсона, однако, известный ученик Остина - Джон Сёрль - развил ее в другом направлении. Сёрль активно занимался доработкой теории Остина и по сей день теория речевых актов, какой ее знают философы языка – это продукт совместной работы именно этих двух ученых. Прежде всего, Сёрль занимался обоснованием теоретических наработок Остина и пытался доказать, что на их основе возможно выстроить «серьезную таксономию» речевых актов [1], что помогло бы привести теорию к логическим стандартам аналитической философии.

Классификация речевых актов Остина, по его собственному признанию, была далекой от идеала, и Сёрль также указывал на ее недостатки:

1) она «не построена на каком-либо ясном или последовательном принципе»;

2) «категории в значительной степени пересекаются, а их внутренний состав часто неоднороден», и, как следствие, «имеет место внутренняя разнородность постулируемых классов глаголов» [2].

Одним из главных достижений Сёрля является собственная классификацая иллокутивных актов, основанная на двенадцати параметрах:

1) различия в цели акта;

2) различия в направлении приспособления между словами и миром;

3) различия в выражаемых психологических состояниях;

4) различия в энергичности, или в силе, с которой подается иллокутивная цель;

5) различия в статусе или положении говорящего и слушающего в той мере, в какой это связано с иллокутивной силой высказывания;

6) различия в способе, которым высказывание соотнесено с интересами говорящего и слушающего;

7) различия в соотношении с остальной частью дискурса;

8) различия в пропозициональном содержании, определяемые на основании показателей иллокутивной силы;

9) различия между теми актами, которые всегда должны быть речевыми актами, и теми, которые могут осуществляться как речевыми, так и неречевыми средствами;

10) различия между теми актами, которые требуют для своего осуществления внеязыковых установлений, и теми, которые их не требуют;

11) различия между теми актами, в которых соответствующий иллокутивный глагол употреблен перформативно, и теми, в которых перформативное употребление глагола отсутствует;

12) различия в стиле осуществления иллокутивных актов [2].

Таким образом, Сёрль принял основные позиции Остина, серьезно уточнил их и развил на этой базе понятия конститутивных и регулятивных правил деятельности уже в рамках собственной теории. Совместно с Сёрлем над схожими теоретическими проектами работал его коллега, ученый Оксфордской школы, Герберт Грайс. Сёрль также защищал теорию речевых актов в научных дебатах уже после смерти Джона Остина в 1960 году. Так, 1972 году начался известный спор Сёрля с философом Жаком Деррида [4], в котором Сёрль отстаивал теорию Остина от критики, указывая на ее узкую направленность [3].

Этот спор не окончился однозначно в чью-либо пользу, однако, он показал, каким образом Джон Сёрль оценивал потенциал развития теории Остина своими усилиями.

Сейчас, спустя больше, чем 50 лет после всех этих событий, все еще сложно говорить о будущем теории речевых актов. Представляется, что она не была ни опровергнута, ни в достаточной степени обоснована и систематизирована, чтобы занять главное место в современной лингвистической парадигме. Тем не менее, эта теория указала на существенные «пробелы» в исследованиях лингвистов и философов прошлого и привлекла всеобщее внимание к проблемам перформативной силы высказывания. Данные теоретические наработки могли бы быть крайне полезны для решения широкого спектра вопросов, касающихся не только лингвистической науки, но и, например, философии права, будь то вопросы свободы слова, практики лингвистической экспертизы и т.д. Теория речевых актов также могла бы дополнить положения стилистики и других дисциплин.

Список литературы:

Дж. Р. Серль Философия языка, М:Едиториал УРСС, 2010. – 208с.

Дж. Р. Серль Классификация иллокутивных актов, М.: Прогресс, 1986, – С. 170-195.

Searle J.R. Reiterating the Differences: A Reply to Derrida. Baltimore, 1977, С.1

[Интернет-источник]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D1%91%D1%80%D0%BB%D0%B0_%D0%B8_%D0%96%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BE_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2#cite_ref-5

Просмотров работы: 523