АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Кеврель А.Ю. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии современная практика работы с семьями выдвигает новые требования к учету социальных факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. Одним из таких факторов является социально-экономический, статус – понятие, используемое для описания экономических и социальных условий жизни, как семьи, так и отдельно взятого индивида [6; 14].

Низкий уровень языковой и речевой компетенции, недостаточность языковой и общей культуры, снижение уровня интеллигентности говорящих и пишущих отмечается лингвистами уже на протяжении нескольких лет [6]. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) почти 90% подростков в мире проживают со средним или низким уровнем дохода, что является серьезным неблагоприятным фактором для формирования речи. В 90% случаев, подростки, проживающие в сложных социальных ситуациях, имеют склонность к самоубийству. Поэтому речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции подростков имеет решающее значение для благополучия жизни [6].

В отечественных и зарубежных исследованиях имеется достаточно большое количество информации о взаимосвязи социально-экономических факторов риска с речевым развитием подростков [6;12;18;19]. Как отмечают исследователи, в настоящее время наблюдается резкое снижение общего уровня речевой культуры во всех средствах массовой информации, особенно - в телевизионном развлекательном пространстве. В то же время необходимо отметить, что число подростков с нарушениями речевого развития с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Например, специфические расстройства речи – инфантильная речь, алалия, которые наблюдались у 70% детей, проявляются сейчас и в подростковом возрасте [11].

Изучение влияния социально-экономических факторов риска на речевое развитие подростков имеет огромную значимость в наше время. В большей степени это связано с постоянным развитием современных технологий, за которыми человек не успевает совершенствоваться также быстро. Взаимоотношения в семье, ее статус в обществе, образовательная, экономическая среда и все связанные с этим переживания человека оказывают влияние на развитие речи детей. Поэтому данная проблема не теряет своей актуальности в настоящий момент, привлекая к себе внимание исследователей когнитивных функций человека, его творческих способностей на данном этапе социально-экономического развития мира, влияющих на развитие людей и общества в целом.

В нашем исследовании социально-экономические факторы риска обозначают условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, также это вероятная угроза того, что могут возникнуть отрицательные последствия. При анализе будет использована классификация Ю. В. Прилепко, где социально-экономические факторы риска включают в себя неполную семью, ее низкий бюджет, конфликты и разводы, низкий уровень образования родителей, их асоциальное поведение, многодетность, ограниченный круг общения ребенка или его отсутствие [9].

Цель нашего исследования: проанализировать и описать взаимосвязи социально-экономических факторов риска и речевого развития детей подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 47 подростков города Архангельска (школа и поселок конфиденциальны), среди них 19 девочек и 28 мальчиков в возрасте 10-18 лет, а также их опекуны. Были обследованы характеристики речевой сферы подростков. Для определения речевого развития была применена методика АРФА – РУС [17]. Для определения социально-экономических факторов риска использовалась методика «Демографический опросник социально-экономического положения семьи» [15].

Для обработки данных использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 23.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова), в частности: корреляционный анализПирсона. Критический уровень значимости (p) для всех проверяемых статистических гипотез – 0,001.

Применение корреляционного анализа Пирсона позволило обнаружить ряд значимых связей между характеристиками речевого развития и социально-экономическими факторами риска (рис. 1).

p<0,05; p<0,001

Рисунок 1– Корреляционные связи социально-экономических факторов риска раннего онтогенеза с речевым развитием подростков

 Обнаружено наибольшее количество связей характеристик речевого развития с социально-экономическими факторами риска раннего развития: «деятельность отца в течение дня» и «жилищные условия семьи».

Наибольшее количество корреляций обнаруженомежду жилищными условиями и речевыми аналогиями (r=–0,551; p=0,004).Известно, что подростки, не имеющие свою собственную комнату или личное пространство, наиболее подвержены развитию психологических проблем, следовательно, эти проблемы могут оказывать влияние на речевое и психическое развитие в целом. Например, при ограниченном пространстве ребенок не сможет полностью восстановить свои ресурсы и отдохнуть, что может сказываться на четком восприятии и усвоении информации, тем самым понижая его речевую развитость [7].

Также с данным фактором риска обнаружена корреляция с повторением предложений в речи (r=0,488; p=0,013). Жилищные условия семьи оказывают значительное влияние на хорошее знание грамматики. Например, у подростков городских и сельских семей, различных данному фактору, идет отставание в формировании грамматического строя [10].

Существует взаимосвязь деятельности отца в течение дня и повторением псевдослов в речи ребенка (r=0,556; р=0,013) и повторением предложений (r=0,493; р=0,032). Деятельность отца оказывает влияние на сформированность грамматики и фонологическое осознание подростка. Разнообразные увлечения отца в семье развивают у подростка речевые навыки. Так, если отец занимается какой-либо научной деятельностью, при беседе с ним ребенок может быть также включен в это дело, что позволяет подростку воспринимать наибольшее количество научных терминов и изучать их правописание [7].

Таким образом, проведенный корреляционный анализ доказал, что неблагоприятные социально-экономические факторы являются существенным риском для формирования характеристик речевого развития подростков. Так наибольшее влияние на речевое развитие оказывают жилищные условия семьи и деятельность отца в течение дня. В особенности это сказывается на развитости лексикона и грамматики подростка. Для развития лексикона в подростковом возрасте рекомендуется использовать специальные приемы. Самым простым будет ведение дневника, где будет тренироваться формулировка мыслей. Вести дневник рекомендуется ежедневно, а после написания проверять грамматику. Также следует предлагать лингвистические игры, такие как кроссворды или головоломки со словами. Изучение иностранного языка является сильным стимулом пополнения лексикона, есть возможность учить слова, о которых подросток ранее не догадывался. Так будет выстраиваться ассоциативный ряд и запоминание станет проще. Лучше всего помогает развивать лексикон чтение словарей, например, «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова [8].

Список литературы:

1 Башилова, Е. В. Роль семьи в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Григорьева // Минобрнауки. 2019. 13 с.

2 Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Изд-во Национальное образование, 2016. 357 с.

3 Григорьева,  Я. С. Влияние спорта на нейропластичность и обучаемость[Текст] / Я. С. Григорьева // Научный электронный журнал меридиан. – 2020. – № 5. – С. 378-380.

4 Долбичкина, А. Расширение словарного запаса [Электронный ресурс] / А. Долбичкина // Я-родитель. – 2021.  – Электрон. журн. – Режим доступа : https://lifehacker.ru/kak-rasshirit-slovarnyj-zapas/ (дата обращения : 08.07.2021).

5 Измайлов, А. З.  Речь и развитие интеллекта [Текст] / А. З. Измайлов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2009. № 1. С. 15-19.

6 Карнацкая, Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка [Текст] / Н. В. Карнацкая // Концепт научно-методический журнал. – 2018. – № 8. – С. 61-70.

7 Лебедева, Ю. В. Отцовская роль и ее влияние на развитие ребенка [Текст] / Ю. В. Лебедева // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2005.С. 19-29.

8 Мудрая С. Развитие самоорганизации у детей и подростков [Электронный ресурс] / С. Мудрая // Репетит. – 2021.  – Электрон. журн. – Режим доступа : https://repetit.ru/blog/articles/samoorganizaciya-%E2%80%93-sila-kak-nauchit-ej-rebenka/ (дата обращения : 08.07.2021).

9 Прилепко, Ю. В. Факторы риска и профилактика возникновения возможных нарушений развития в раннем возрасте [Электронный ресурс] / Ю. В. Прилепко, Е. С. Слюсарева // Наука о здоровье. – 2014. – № 6. – Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-i-profilaktika-vozniknoveniya-vozmozhnyh-narusheniy-razvitiya-v-rannem-vozraste (дата обращения: 19.05.2021).

10 Савчук, В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / В. В. Савчук // Медиафилософия. – 2008. – №1(1). – С. 5-25.

11 Семерикова, А. А. Характеристика памяти подростков [Электронный ресурс] / А. А. Семерикова  // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2017». – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2017/article/2017035094 (дата обращения: 20.06.2021).

12 Соболевская, О. В. Как социальное положение семьи программирует образование ребенка [Электронный ресурс] / О. В. Соболевская //  Научно-образовательный портал IQ, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://iq.hse.ru/news/334099509.html свободный (дата обращения : 14.05.2021).

13 Шведовская, А. А. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования [Текст] / А. А. Шведовская, Т. Ю. Загвоздкина // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 1. С. 65-76.

14 Щеплягина, Л. А. Факторы риска и формирование здоровья детей [Текст] / Л. А. Щеплягина // Рос. педиатр. журн. – 2002. – № 2. – С. 4-6.

15 Achenbach, T. M. Manual for the ASEBA School-Age Forms and Profiles / T. M. Achenbach // Burlington, VT: University of Vermont, Research Center for Children, Youth, and Families. – 2001. – 238 с

16 Flavell, J. L. Development of children’s knowledge about the mental world / J. L. Flavell // International Journal of Behavioral Development.2000. № 24 (1). – P. 15-23.

17 Gioia, G. A. Behavior Rating Inventory of Executive Function / G. A. Gioia, P. K. Isquith // Psychological Assessment Recourse. – 2018. – № 20. – С. 39-60.

 18 Kornilov, S. Language Outcomes in Adults with a History of Institutionalization: Behavioral and Neurophysiological Characterization / S. Kornilov, M. Zhukova // Scientific reports. 2018. – № 9. – С. 1-13.

19 Luby J. The Effects of Poverty on Childhood Brain Development / J. Luby, A. Belden // JAMA Pediatr. – 2013.– № 167. Р. 1135-1142.

20 Noble, K. Family income, parental education and brain structure in children and adolescents. / K. Noble, S. Houston // Nat Neurosci . – 2015. – № 18.  – P. 773-778.

Просмотров работы: 17