Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях

Костогорова Л.А. 1, Юревич С.Н. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем.

«Образование сегодня понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6].

От взаимодействия всех субъектов образовательного процесса зависит развитие системы дошкольного образования, повышение доступности, эффективности качественного взаимодействия в интересах полноценно развития ребенка с учетом потребностей общества.

Современный руководитель ДОО должен знать быть «универсалом», управленцем, которому необходимо [2]

обеспечивать координацию деятельности педагогических работников с учетом внешних и внутренних факторов развития ДОО; используя оптимальное сочетание централизации и децентрализации при принятии управленческих решений;

сформировать стабильный кадровый состав; создать систему переподготовки и повышения квалификации кадров, ориентированную на интересы и потребности педагогов. Внедрить в ДОО модель персонифицированного развития педагогов;

создать имидж ДОО и поддерживать его на высоком уровне;

создать эффективную систему внутренней оценки качества дошкольного образования;

обеспечить внедрение инновационной модели включения родительской общественности в управлении ДОО;

внедрять механизм открытости и доступности информации об управлении ДОО. Размещение информации с использованием информационно-коммуникационных технологий в открытом доступе: отчетность, самоанализ, тенденции развития и роста. Предельно широкое привлечение сотрудников, родительской общественности в процесс принятия управленческих решений;

содействовать модернизации в ДОО доступной, безопасной и безбарьерной среды для развития ребенка.

Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ [1].

Подход №1 – системный

Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС. Он предполагает акцент на процесс принятия управленческих решений на каждом уровне организации. Все системы, отделы и звенья в ДОУ связаны между собой коммуникационными каналами, которые позволяют избежать единоначалия в принятии управленческих решений и делать их более эффективными.

Основная задача руководителя организации в рамках данного подхода – обеспечить открытость, адаптивность и развитие образовательной системы в соответствии с принципом системности.

Подход №2 – процессный (функциональный)

Управление ДОУ – это система взаимосвязанных между собой функций, а каждая функция представляет собой серию из определенных действий. Их последовательное выполнение обеспечивает успех деятельности ДОУ. То есть управление представляет собой иерархическую структуру процессов, обеспечивающих функционирование организации.

Функции управления, в рамках этой концепции, следующие:

планирование;

организация;

мотивация;

делегирование;

координация;

коммуникация;

принятие управленческих решений;

формирование кадров;

оценка и контроль.

Подход №3 – интегративный

Его основу составляют знания, умения, навыки и компетенции руководителя, а также кадрового состава. Открытый стиль педагогической коммуникации, партнерское общение между членами коллектива, родителями и воспитанниками создает положительный микроклимат в ДОУ.

Одним из важных требований профессиональных стандартов к педагогическим сотрудникам является коммуникативная компетентность. Однако даже опытные воспитатели сталкиваются с трудностями в построении коммуникационного процесса. Основная из них связана с налаживанием контакта с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Для эффективной организации коммуникаций в работе с детьми и родителями, воспитатели и руководители ДОУ проходят курсы повышения квалификации и переподготовки.

Подход №4 – личностно-ориентированный

Руководитель использует его как в организации образовательного процесса, так и в системе взаимодействия с кадрами.

Личностно-ориентированный подход в системе организации ДО

До введения ФГОС дошкольное образование в большей степени было ориентировано на формирование у детей определенный знаний, умений и навыков. Новые стандарты направлены на преодоление учебно-дисциплинарного подхода. Воспитатель сквозь призму личностно-ориентированного подхода рассматривается как наставник, партнер и помощник ребенка. Его задачи – помогать, развивать инициативу воспитанника, что требует оснащения новыми педагогическими методами и технологиями.

Личностно-ориентированный подход в управлении кадрами

Основан на учете «человеческого фактора» в дошкольной организации. Для обеспечения эффективной работы сотрудников организации руководитель должен знать о факторах мотивации сотрудников; удовлетворенности воспитателей условиями труда; сформировавшемся в ДОУ микроклимате; эффективных стилях руководства.

Подход №5 – деятельностный

Рассматривает управление как вид деятельности, включающий следующие компоненты:

объект и субъект;

мотивация;

целеполагание;

действия, способы и средства достижения цели;

контроль и оценка результатов.

Подход №6 – ситуационный подход

Основным принципом управления, согласно данного подхода, является ситуация. То есть управленческие решения руководителя должны опираться на конкретные обстоятельства.

Подход №7 – управление по результатам

Управление по результатам предполагает систему, при которой для каждого сотрудника или группы определены показатели результативности. Руководитель и подчиненные ставят цели и задачи деятельности и согласовывают их. Это помогает более осмысленно и целенаправленно подходить сотруднику к собственной деятельности, находить наиболее эффективные способы реализации поставленных целей.

Управление по результатам осуществляется на трех уровнях:

определение миссии;

оценка качества и полноты услуг, оказываемых ДОУ;

диагностика удовлетворенности родителей результатами деятельности.

В качестве результатов могут выступать такие целевые показатели, как здоровье, уровень социализации и формирование ценностных ориентиров, уровень развития в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями и др.

Таким образом, современная система управления ДОУ требует от руководителя комбинированного использования как базовых, так и инновационных подходов в управлении. Применяя их, заведующий ДОУ, опирается на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации ФГОС.

Список использованных источников и литературы:

Богуславская Т.Н., «Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации» с. 45-55 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-munitsipalnoy-variativnoy-sistemoy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-sotsiokulturnoy-modernizatsii

Данилов Д.А., «Обновление образования в условиях глобальных преобразований»: монография /Д.А. Данилов. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -108 с.

Зеушева Д.М., «Особенности управления системой дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27404056

https://elibrary.ru/item.asp?id=24922811 - дата обращения 18.12.2021

Исправинская Е.В., «Основные качества заведующей дошкольной образовательной организации»/ Управление школой №5-6 (196). 2018.– с. 6-7

Просмотров работы: 10