АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ВЫХОДОВ ИЗ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ВЫХОДОВ ИЗ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ проблемы поиска выходов из конфликтных ситуаций диктует необходимость модернизации существующих подходов к процессу образования и воспитания. К сожалению, следует отметить, что уже имеющийся большой практический наработанный материал по способам разрешения конфликтов в подростковом возрасте не объединен в одну систему: нет единых показателей, которые качественно характеризуют процесс школьного воспитания в этом направлении.

Известная исследовательница копинг-стратегий подростков, Н.А. Сирота, подчеркивает, что «набор жизненных ситуаций, а также набор способов их решения могут существенно меняться в течение жизни человека. Начало подросткового возраста и его продолжение характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание подтвердить свою независимость и личную автономию» [4; с. 65]. Подростковый возраст традиционно рассматривался как период отчуждения от взрослых. Это не только готовность противостоять взрослым, защищать свою независимость и права, но и ожидать помощи, защиты и поддержки со стороны взрослых.

Проблема разрешения конфликтов между участниками процесса образования в школах (особенно подросткового возраста) вызвана усложнением структуры взаимоотношений участников образовательных отношений – появляются конфликты различного происхождения, форм и видов. Складывается мнение, что конфликт – одно из естественных состояний человеческих отношений. И пока вряд ли можно рассчитывать, что человечество откажется от силовых методов решения конфликтных вопросов в ближайшее время. В связи с этим первоочередная задача связана не столько с предотвращением конфликтных ситуаций, сколько с их урегулированием.

В исследованиях межличностных конфликтов подростков в школах упор делался, скорее, на объяснительных теориях, причинах и моделях конфликтного поведения детей, чем на эффективных средствах и копинг-стратегиях урегулирования межличностных конфликтов.

Вопросами теории и методики разрешения конфликтов и совладания со стрессом, воспитательного и социально-педагогического потенциала школ занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Их исследования посвящены поиску способов управления конфликтами, вопросам организации служб медиации. Исследуемая нами проблема совладающих стратегий разрешения конфликта и преодоления стресса изучалась рядом авторов

Однако, как отмечает Н.П. Фетискин, «вопросам сохранения и поддержания психического здоровья подростков в процессе обучения и социализации в условиях увеличивающегося потока информации и способам адаптивных стратегий совладания со стрессом еще не было уделено достаточного внимания» [5; с. 439].

Анализ научной литературы по этой теме выявил следующие противоречия:

между общей установкой психологической науки на изучение пси­хического здоровья и малой разработанностью способов и стратегий сохранения и поддержания психического здоровья подростков;

между потребностью современной школы в специалистах и службах, обладающими необходимой квалификацией и инструментарием в решении конфликтов и защите прав подростков, и тем, что в современной психолого-педагогической науке недостаточно четко определены средства и адаптивные стратегии, обеспечивающие сохранение и поддержание психического здоровья детей, адаптации к социуму и конструктивному решению конфликтов в процессе обучения.

В последнее время наметилась тенденция к разработке и использованию альтернативных методов решения конфликтов. Представлены образовательные и корректирующие программы, модели разрешения конфликтов, информационно-методические источники, практика медиации в регулировании отношений. «Очевидно, что увеличивающийся поток информации увеличивает нагрузку на психику. Подросток сталкивается с необходимостью решать все более важные задачи, вовлекаться в новые межличностные и социальные отношения, учитывать большее количество факторов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности ребенка»[3; с. 60].

Быстрое изменение социальной среды вынуждает подростка искать новые формы поведения, которые позволяют ему быстро адаптироваться к новой ситуации, используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные навыки, проактивность, творческий потенциал и инициативу. Это делает актуальным изучение совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям у современных подростков.

«Одним из путей качественного развития школьной деятельности является изучение места и роли службы медиации в структурировании воспитательной работы, методическом обеспечении ее деятельности и разработке новых методов разрешения конфликтных ситуаций»[1; c. 117]. Недооценка важности и актуальности этой проблемы приводит к тому, что подросткам, находящимся в тесном взаимодействии друг с другом, недостает знаний в области управления конфликтами. «Детям не хватает знаний и навыков для конструктивного разрешения конфликтов и защиты своих прав. Это в свою очередь, подрывает сохранение психического здоровья подростков, что негативно сказывается на их социальной адаптации» [2].

Стремление найти пути разрешения выделенных противоречий определило проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования эффективных копинг-стратегий поведения подростков в условиях работы школьной службы медиации?

Таким образом, теоретически это проблема обоснования содержания саморегуляции, способствующей формированию у подростков навыков использования адаптивных поведенческих копинг-стратегий в процессе обучения.

На практике это проблема обоснования условий формирования адаптивных стратегий поведенческой адаптации, создания модели и разработки программы, способствующей сохранению и поддержанию психологического здоровья подростков и созданию благоприятной атмосферы в отношениях с другими людьми.

Литература:

Дубовицкая Т.Д. Микро и макроструктура межличностного конфликта: практико-ориентированный подход / Т.Д. Дубовицкая // Психология обучения. – 2017. № 1. – С. 116-123.

Куркина О.В. Опыт организации социально-психологической работы по профилактике правонарушений в подростковой субкультуре // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-sotsialno-psihologicheskoy-raboty-po-profilaktike-pravonarusheniy-v-podrostkovoy-subkulture (дата обращения: 10.12.2021).

Самсонова Н.В. Конфликтология и медиация в образовании: этап стандартизации / Н.В. Самсонова //Конфликтология. – 2017. – С. 59-63.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии - 1994. - №1. - С.63-74.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануилов Г.М. Диагностика стратегий безнаказанного поведения в конфликтных ситуациях / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института психотерапии, 2018. - С.438-442.

Просмотров работы: 11