Образование в наши дни приобретает все более прогрессивные черты. Ключевым моментом в модернизации образования стал разворот к цифровой дидактике, ориентированной на широкое применение цифровых технологий и мультимедийных средств в обучении. В связи с этим становится актуальной проблема поиска новых образовательных технологий, одной которых является дополненная реальность (англ. Augmented Reality, AR).
Будучи используемой в медицине и промышленности, дополненная реальность сегодня активно проникает в сферу образования. Результативным считается применение технологии в процессе обучения химии, физике, информатике. Отмечается тенденция к внедрению AR-технологии в преподавание гуманитарных дисциплин и, в частности, иностранных языков. Использование дополненной реальности в учебных целях является перспективным направлением, что подчеркивает актуальность темы.
Новизна и быстрота распространения идеи включения дополненной реальности в обучение привели к повышению научного интереса. Российские и зарубежные ученые по-разному подходят к раскрытию теоретических и эмпирических аспектов AR-технологии, стремясь определить ее назначение в образовании. Так, М. А. Маколкина [5] подчеркивает универсальность инструмента, разрабатывая подробную классификацию AR-приложений. О. Ю. Матвеева [6] устанавливает взаимосвязь между умением педагогов использовать технологию и освоением ими ИК-компетенции. Зарубежные ученые T. Khan, K. Johnston и J. Ophoff [13] изучают влияние дополненной реальности на мотивацию обучающихся.
Популяризация вопроса и происходящие за счет развития технологии изменения порождают желание произвести комплексный анализ новшества и оценить оптимальность его применения.
Дополненная реальность определяется как среда с дополнением физического мира цифровыми данными (3-D объектами) в режиме реального времени [7]. Визуализация объектов происходит посредством использования технических средств: планшетов, смартфонов и инновационных устройств (GoogleGlass), а также программного обеспечения к ним. Механизм функционирования дополненной реальности прост: с помощью специальных мобильных приложений камера электронного устройства распознает AR-маркер (например, QR-код), расположенный в физическом мире, и преобразует его в виртуальный объект. В результате происходит интеграция двух сред: реальной и виртуальной, при значительном преимуществе первой.
Необходимо различать понятия дополненной реальности (Augmented Reality, AR) и дополненной виртуальности (Augmented Virtuality, AV). Если в дополненной реальности цифровые элементы привязаны к окружающей действительности, то в дополненной виртуальности, напротив, элементы реального мира лишь внедряются в виртуальный. Дополненная реальность максимально адаптирует виртуальные объекты к реальным контекстам и поэтому является перспективной для применения в сфере образования [1].
Для подтверждения образовательной значимости AR-технологии необходимо определить ее дидактический потенциал.
Дополненная реальность обладает рядом дидактических свойств – качеств технологии, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [9]. Среди них: наличие механизмов погружения в аутентичную среду с 3-D визуализаций материала, возможность самостоятельного проектирования условий дополненной реальности и управления ей, присутствие функции быстрого ответа на выполняемые операции с последующей персонификацией процессов.
Дидактические функции отражают внешнее проявление свойств дополненной реальности и подчеркивают рациональность ее применения. К ним можно отнести организацию учебного процесса с использованием разных форм работы, оптимизацию процесса обучения за счет достижения учебной интеракции и реализации принципа «погружения» [12], создание благоприятной эмоциональной среды для повышения мотивации учащихся.
Проанализировав общие и дидактические характеристики дополненной реальности, можно говорить о действенности ее применения в обучении, однако следует учитывать следующие аспекты.
Технология дополненной реальности способствует оптимизации учебного процесса [4, 15], обладает удобством использования [6], позволяет поддерживать совершенствование познавательных способностей учеников и педагогов [3]. Вместе с тем существуют определенные трудности, препятствующие реализации возможностей технологии: ограниченность технических средств, отсутствие у педагогов навыков работы с AR-приложениями [8], неготовность учеников к применению ИКТ в обучении. Внедрение нового инструмента работы в образовательный процесс также предполагает определенные риски. Так, при использовании приложений дополненной реальности существует опасность утечки персональных данных [6, 13, 15]. Неграмотное управление инструментом может оказать негативное влияние на психологическое здоровье учащихся (когнитивная перегрузка) [11, 13, 15]. Дополненная реальность повышает результативность учебного процесса, однако следует помнить о возможных издержках и рисках.
Проводя анализ идеи развития дополненной реальности как элемента учебного процесса, интересно проследить, каким образом происходит внедрение новой технологии в конкретные предметные области, а именно, в систему обучения иностранным языкам.
В структуре языкового образования дополненная реальность является одним из инструментов реализации актуального лингводидактического подхода – мобильного обучения иностранным языкам (MALL) [2]. Дополненная реальность в рамках осуществления концепции MALL позволяет модернизировать систему языкового образования и воспроизвести принципы индивидуализации, непрерывности и активности в учебном процессе [14]. Технология дополненной реальности также отражает основные положения деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранным языкам.
Дополненная реальность в ходе обучения иностранным языкам может применяться для достижения разных целей. Проведенный зарубежными учеными [11] анализ научных работ позволяет выделить ключевые направления языкового обучения, в которых AR пользуется наибольшей популярностью: обучение лексике (28 статей), говорению (18 статей), получение культурных знаний и развитие навыков письма (по 10 статей).
Выполнению поставленных задач способствует гибкость технологии. Дополненная реальность может быть включена в структуру урока, в процесс индивидуальной работы или коллективной творческой деятельности (создание «живого буклета») [3]. Технология используется при реализации таких методов обучения, как веб-квест, кейс, ролевая игра [1].
Практическую функциональность технологии обеспечивает наличие разных видов AR-приложений: автономных и интерактивных, управляющих и информативных, визуальных, графических, аудиосистем [5] и т. д. По отношению к обучению иностранным языкам целесообразным будет использование следующей классификации AR-приложений [1]: дополненные книги (AR Books), дополненные игры (AR Games), дополненные карты (AR Maps). Следует рассмотреть каждый из перечисленных видов подробнее.
Дополненные книги представляют собой бумажные учебники, имеющие маркеры дополненной реальности для доступа к заданиям в формате AR. Примером может служить немецкое издательство Ernst Klett Verlag, разработавшее AR-приложение Klett Augmented для учебных пособий. Дополненные книги обеспечивают наглядность материала и интерактивность в процессе его изучения.
Второй вид приложений дополненной реальности представлен AR-играми. Дополненные игры имеют спроектированный сценарий, предполагающий развитие языковых знаний и умений в игровой форме. Так, приложение MondlyAR помогает освоить лексические и грамматические аспекты иностранного языка, а также усовершенствовать навыки говорения посредством ведения коммуникации с виртуальным преподавателем.
Наконец, важными компонентами структуры приложений дополненной реальности, применяемых в языковом образовании, являются дополненные карты (AR Maps). Данные инструменты способствуют формированию социокультурной компетенции за счет воссоздания элементов иноязычной среды. К примеру, приложения Google Arts & Culture и Google Expeditions позволяют участвовать в экскурсиях в дополненной и виртуальной реальности с целью посещения объектов мирового культурного наследия [6].
Применяя AR-приложения, преподаватель может использовать готовые элементы дополненной реальности, а также создавать свои (с помощью платформ HP Reveal (Aurasma), Vuforia, Blippar [8], UniteAR и др.), что позволяет адаптировать технологию под любой учебный контекст.
Обобщить перечисленные принципы применения дополненной реальности в обучении и определить ее эффективность можно обратившись к экспериментальным данным. Е. А. Смирнова [10] провела эксперимент по включению дополненной реальности в процесс обучения английской лексике. В ходе исследования одна группа школьников заучивала слова традиционным способом, а другая сопровождала прочтение слов просмотром объектов дополненной реальности. Итоговое тестирование показало, что во второй группе качество знаний по теме было на 22% выше, чем в группе, изучавшей материал в обычной форме. Кроме того, 93% учащихся второй группы положительно оценили идею использования дополненной реальности на уроке. Опыт Е. А. Смирновой продемонстрировал, что применение AR-технологии повышает мотивацию учеников, способствует лучшему усвоению материала и оптимизирует процесс обучения иностранному языку.
Детальное рассмотрение технологии дополненной реальности как части современного образования и одного из элементов языкового обучения позволяет говорить о целесообразности внедрения AR-технологии в учебный процесс. Доказываемая эффективность дополненной реальности убеждает в перспективности технологии, а наличие малоизученных свойств новшества создает основу для дальнейших научных исследований.
Список использованной литературы
Авраменко, А. П. Дополненная реальность в языковом образовании: этапы развития, тенденции и перспективы / А. П. Авраменко // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. — 2019. — № 2 (26). — С. 47–55.
Бисимбаева, П. М. Мобильные приложения в обучении иностранному языку как компонент системы вузовского образования / П. М. Бисимбаева, М. Ю. Илюшкина // Studia Humanitatis : электронный журнал. — 2020. — № 2.
Волосюк, Н. Ю. Дополненная реальность в образовании: возможности и
перспективы / Н. Ю. Волосюк // Цифровая информатизация образования : электронный сборник тезисов докладов 1-й науч.-практ. конф / под общ. ред. В. А. Богуша, П. А. Лис, В. И. Слижа [и др.]. — Минск : ГИАЦ Минобразования, 2018. — С. 287–290.
Использование элементов технологии «дополненной реальности» в образовательной деятельности как необходимое условие развития цифровых навыков школьников поколения Z / Т. И. Григорьева, А. А. Потапов, О. И. Пронина, К. В. Шапиро. // Информационные технологии для Новой школы : материалы IX Всеросс. конф. с междунар. участием. Т. 1. — СПб. : ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2018. — С. 6–12.
Маколкина, М. А. Классификация приложений дополненной реальности / М. А. Маколкина, А. Е. Кучерявый // Информационные технологии и телекоммуникации : электронный журнал. — 2020. — Т. 8, № 1. — С. 11–21.
Матвеева, О. Ю. Технология дополненной реальности в обучении и ее место в информационно-коммуникационной компетенции преподавателей иностранных языков / О. Ю. Матвеева // Преподаватель XXI век. — 2021. — № 2., ч. 1. — С. 94–102.
Пашко, С. А. Использование дополненной реальности в образовательном процессе / С. А. Пашко // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки : материалы Междунар. Интернет-конф. / под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : МПГУ, 2019. — С. 77–82.
Поддубная, Н. А. AR-технология в образовательном процессе вуза / Н. А. Поддубная, Т. А. Куликова // Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология». — 2018. — № 4. — С. 252–256.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
Смирнова, Е. А. Опыт использования технологии дополненной реальности на уроках английского языка в школе / Е. А. Смирнова // Диалог языков и культур: лингвистические и лингводидактические аспекты : материалы XIII Всеросс. науч.-практ. конф. молодых учёных. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2020.
A Systematic Review of AR and VR Enhanced Language Learning / X. Huang, D. Zou, G. Cheng, H. Xie // Sustainability. — 2021. — № 13 (9). — Article number 4639.
Arvanitis, P. Augmented Reality in Language teaching and learning? / P. Arvanitis // Proceedings of 4th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN12) / International Association of Technology, Education and Development (IATED). — Barcelona, 2012. — P. 2768–2772.
Khan, T. The Impact of an Augmented Reality Application on Learning Motivation of Students / T. Khan, K. Johnston, J. Ophoff // Advances in Human-Computer Interaction. — 2019. — Article ID 7208494.
Krystalli, P. Réalité Augmentée et développement des compétences langagières à l’oral : enjeux et perspectives / P. Krystalli, P. Arvanitis, P. Panagiotidis // Langues & Cultures. — 2020. —Vol. 1, № 2. — P. 99–112.
Richardson, J. Réalité virtuelle et réalité augmentée / J. Richardson, E. Milovidov, M. Schmalzried // Manuel de maîtrise de l’Internet. — Strasbourg : Conseil de l’Europe, 2017. — Fiche d’information 25. — P. 163–167.