Проблема развития орфографической зоркости школьников в условиях цифровизации общества и образования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблема развития орфографической зоркости школьников в условиях цифровизации общества и образования

Савельева Ю.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2025 году (http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf). Одним из показателей качества образования является уровень грамотности школьников, причём как в устной, так и в письменной речи.

К сожалению, в данный момент в нашей стране наблюдается снижение уровня грамотности, в том числе орфографической. О низком уровне орфографической грамотности свидетельствуют опросы педагогов-практиков, результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Так, в 2020 году по сравнению с 2019 годом по всей стране заметно увеличилось количество учащихся 5 классов, получивших «двойку» за ВПР, – с 13,5% до 19,8% (http://www.ivege.ru/uploads/files/2020/Деятельность/впр/ВПР%202020%20осень.pdf). И.П. Цыбулько, говоря о типичных ошибках, допущенных участниками ЕГЭ по русскому языку в 2021 году, подчёркивает, что выпускники демонстрируют невысокий уровень грамотности в письменных работах, школьникам сложно оформлять текст в соответствии с орфографическими нормами [1, с. 14].

Главной причиной недостаточного уровня орфографической грамотности является низкий уровень развития орфографической зоркости. Под орфографической зоркостью понимают «способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)» [2, c. 39].

В ФГОС ООО указано, что одним из предметных результатов изучения русского языка является «поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами» (https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/).

На наш взгляд, выстроить эффективную деятельность по развитию орфографической зоркости традиционными средствами в условиях цифровизации образования не предоставляется возможным. Современные ученики стали частью информационного мира, а Интернет стал для них новой реальностью. Сейчас сложно представить жизнь школьника без компьютера или смартфона, а, следовательно, эти электронные устройства нужно включать в образовательный процесс и на уроках русского языка. Ни для кого не является секретом тот факт, что многие современные ученики часто на уроках «сидят» в социальных сетях, играют в онлайн-игры и т.п. Задача педагога в новых условиях – показать школьникам возможности использования любимых ими гаджетов в учебных целях.

В профессиональном стандарте «Педагог» отмечается, что владение ИКТ-компетенциями являются обязательным требованием к современному педагогу (http://профстандартпедагога.рф/wp-content/uploads/2014/07/ПС_Педагог.docx).

Реализация требований указанного Профессионального стандарта и ФГОС ООО в школьной практике невозможна исключительно традиционными методами и средствами: работа с упражнениями из учебника, запись на лист под диктовку учителя, проверка у доски словарных слов и правил и т.д. Необходим пересмотр и корректировка методики обучения русскому языку с учётом вызовов и возможностей электронных технологий.

Мы предполагаем, что продуманное использование дидактических возможностей цифровых технологий может стать одним из действенных средств развития орфографической зоркости обучающихся и в целом повышения качества образования, усиления учебной мотивации и интереса обучающихся к предмету «Русский язык».

Проблема формирования и развития орфографической зоркости является одной из актуальных в методике обучения русскому языку. Исследованием данной проблемы занимались такие известные учёные, как М.Р. Львов, Д.Э. Розенталь, М.Т. Баранов, А.И. Власенков, М.С. Соловейчик и др. Вопросам эффективности применения средств цифровых технологий в учебном процессе, в том числе при обучении русскому языку, посвящены работы И.В. Роберт, Н.В. Апатовой, С.В. Панюковой, О.И. Руденко-Моргун В.И. Машбиц и др. В ряде диссертационных исследований последних лет обозначены различные частные аспекты данной проблемы.

В диссертации Курдус Е.В. (2010 г.) «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 5 класса при обучении орфографии с применением информационных технологий» представлена авторская модель организации работы на уроках русского языка, сочетающая в своей структуре традиционные и информационные технологии. Автор приходит к выводу, что сочетание данных технологий способствует более качественному усвоению материала по орфографии, «создает основу для развития не только правописных, но и интеллектуальных и речевых умений учащихся» [3, с. 8].

В исследовании Замахаевой А.В. (2015 г.) «Изучение односоставных предложений в системно-деятельностном аспекте с использованием информационных технологий» разработана целостная методическая система по изучению односоставных предложений с использованием информационных технологий, а также комплекс заданий по теме «Односоставное предложение» на основе ИТ как компонент к действующим учебникам по русскому языку в 8 классе. Автор доказывает, что современные электронные технологии позволяют создавать и эффективно использовать в образовательном процессе информацию по различным темам курса русского языка, значительно повышать познавательный интерес школьников и эффективность обучения [4].

В работе Самарцевой О.В. (2009) «Изучение вводных слов в стилистическом аспекте с использованием информационных технологий (8 класс)» отмечается, что использование ИКТ при изучении языкового явления формирует умение делать самостоятельный выбор языковых средств с разной стилистической принадлежностью в повседневном общении, повышает интеллектуальный потенциал обучающихся, позволяет научить школьников самостоятельной обработке информации [5].

В диссертации Милютиной А.А. «Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка» (2017) говорится о том, что овладеть грамотной речью возможно в процессе работы с различными медиасредствами на уроке, однако для осуществления эффективного формирования медиакомпетенции необходимы оптимальное сочетание языковой культуры и медиакультуры [6].

Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. подчёркивают, что в современных условиях цифровизации общества каждый учитель должен уметь проводить урок с использованием ИКТ. Например, на уроках русского языка информационные технологии позволяют развивать орфографическую зоркость обучающихся путём нестандартного представления текста: «разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах» [7, с. 47]. Этого же мнения придерживается и Гильман Н.В. В своей работе он указывает на то, что «в современной школе мультимедиатехнологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса» [8, с. 32].

Пашкова Г.И. считает, что на уроках русского языка компьютерные средства обучения должны использоваться наряду с традиционными, так как компьютер не способен заменить живое общение с учителем. Автор приходит к выводу, что эффективность применения компьютера при обучении орфографии зависит как от качества и дидактических возможностей программного обеспечения, так и от компетентности учителя в сфере ИКТ [9].

Расуловой З.М. описан практический опыт использования средств ИКТ для формирования орфографических навыков учащихся начальных классов. Автор подчёркивает, что использование отдельно взятого средства ИКТ не является эффективным, «только комплексное использование различных средств даёт наилучшие результаты в обучении учащихся правописанию» [10, с. 110].

Проведённый анализ исследований, посвящённых проблеме развития орфографической зоркости обучающихся позволяет, выделить нам противоречия между:

высокими требованиями современного общества к уровню орфографической грамотности школьников и низким уровнем данной грамотности, демонстрируемым ими как на итоговых контрольных работах по предмету, так и при общении в сети Интернет;

традиционными приёмами, методами и способами развития орфографической зоркости у обучающихся и возможностью интенсификации данного процесса путем использования цифровых технологий;

возможностями цифровых технологий как эффективного средства развития познавательного интереса школьников к русскому языку и слабой разработанностью методики использования данного средства в процессе развития орфографической зоркости обучающихся

Выявленные противоречия обусловили постановку проблемы исследования, которая заключается в ответе на вопрос: какие средства современных цифровых технологий, а также методы и приёмы на основе ИКТ могут быть эффективно использованы для развития орфографической зоркости учащихся 5 классов?

Поэтому мы ставим целью исследования разработку, обоснование и экспериментальную проверку методику развития орфографической зоркости обучающихся пятых классов в условиях цифровизации образования.

Для достижения поставленной цели мы планируем проанализировать и обобщить существующие взгляды на формирование и развитие орфографической зоркости школьников; провести анализ учебных и методических пособий по русскому языку для пятых классов, рассмотреть особенности изучения материала по орфографии в пятых классах. Конечно же, перед нами стоит задача изучения возможностей использования цифровых технологий для развития орфографической зоркости школьников и отбора наиболее эффективных методов, форм и средств развития орфографической зоркости.

Нашей главной задачей является разработка и описание методики развития орфографической зоркости обучающихся пятых классов на основе применения современных технологий и включения обучающихся в цифровую образовательную среду, а также проведение опытно-экспериментального исследования по определению результативности разработанной методики.

Мы предполагаем, что использование возможностей цифровых технологий будет педагогически целесообразным и способствовать развитию орфографической зоркости обучающихся пятых классов, если применяемые цифровые технологии будут иметь чёткие учебные цели; будут использоваться на разных этапах урока русского языка по орфографии, во фронтальной, групповой и индивидуальной работе, при написании самостоятельных и проверочных работ, при выполнения домашнего задания.

Очень важно учителю русского языка проводить планомерную работу по формированию у обучающихся культуры письменной речи не только на бумажных носителях, но и в цифровом варианте представления; контролировать соблюдение орфографических норм и правил обучающимися не только при написании контрольных работ, сочинений и изложений, но и при общении со школьниками в сети Интернет. Всё это, несомненно, мы будем учитывать при разработке методики развития орфографической зоркости обучающихся пятых классов на основе применения цифровых технологий.

В рамках научного исследования планируется создать мультимедиапрезентации к урокам по орфографии; разработать конспекты уроков с использованием образовательных платформ РЭШ и ЯКласс, с применением возможностей виртуальной доски Padlet; создать комплексы интерактивных упражнений для формирования орфографической зоркости, умения правильно писать слова с изученными видами орфограмм и объяснять условия выбора написания данных слов. Мы хотим в этих целях использовать такие Web-сервисы, как LearningApps, WordWall, Kahoot, Quizizz, Wizer.me иhttps://www.liveworksheets.com/.

Кроме того, мы нацелены на создание фрагментов уроков по орфографии, на которых обучающиеся будут анализировать медиатексты – тексты из Интернета и социальных сетей, учиться видеть в них ошибки и исправлять их. После этого в планах предложить школьникам написать подобный собственный медиатекст, причём не на бумажном носителе, а в цифровом варианте (в редакторе MS Word, Блокнот, на платформе ВКонтакте и отправить в личные сообщения педагогу). Мы постараемся в ходе нашего эксперимента контролировать соблюдение орфографических норм и правил пятиклассниками не только при написании контрольных работ, диктантов, сочинений и изложений по русскому языку, но и при общении с друзьями, одноклассниками, родителями и учителями в сети Интернет.

Мы предполагаем, что использование на уроках русского языка цифровых технологии в сочетании с традиционными средствами может стать действенным средством повышения орфографической зоркости школьников, что и постараемся доказать результатами планируемого эксперимента. Мы должны помнить, что именно от учителя русского языка зависит, каким будет уровень речевой культуры подрастающего поколения, как при устном общении, так и при взаимодействии в сети Интернет, а, значит, должны приложить максимум усилий для разработки эффективной методики развития орфографической зоркости обучающихся пятых классов на основе современных информационных технологий.

Список литературы

Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по русскому языку. Москва, 2020. 42 с. // ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». сайт. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ru_mr_2021.pdf (дата обращения: 11.12.2021).

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. Москва: «Просвещение», 1990. 160 с.

Курдус Е.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 5 класса при обучении орфографии с применением информационных технологий: автореф… дис. кан. пед. наук. Елец, 2010. 26 с.

Замахаева А.В. Изучение односоставных предложений в системно-деятельностном аспекте с использованием информационных технологий: автореф… дис. кан. пед. наук. Елец, 2015. 24 с.

Самарцева О.В. Изучение вводных слов в стилистическом аспекте с использованием информационных технологий (8 класс): автореф… дис. кан. пед. наук. Москва, 2009. 27 с.

Милютина А.А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка: автореф… дис. кан. пед. наук. Челябинск, 2017. 25 с.

Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 46-48.

Гильман Н.В. Специфика работы с мультимедиатехнологиями на уроках русского языка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5-1. С. 32-34.

Пашкова Г.И. Компьютерные средства обучения орфографии в работе современного учителя // Научные ведомости Белгородского Государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12. С. 46-54.

Расулова З.М. Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 106-111.

Просмотров работы: 357