Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарский ученый, выдающийся языковед, считающийся основателем социологической школы языкознания и «отцом» лингвистики XX века. До Соссюра специалисты изучали язык с точки зрения таких наук, как социология, психология, логика и т.д. Языкознание не было способно объяснить факт языковых изменений, оно не решало прикладных задач и считалось оторванным от жизни. И только труд Соссюра «Курс общей лингвистики», в основе которого лежат материалы лекций ученого, наконец определил специфику языкознания и круг первоочередных задач данной науки. [1]
В «Курсе общей лингвистики» рассматриваются проблемы языка и речи, языковых знаков и единиц, феномены синхронии и диахронии. Объединив данные проблемы, Соссюр создал общую теорию языка. В его концепции большое внимание уделялось разнородности понятий «язык», «речь» и «речевая деятельность».
По Ф. де Соссюру, язык – это только часть речевой деятельности, совокупность принятых обществом условностей, призванных реализовывать способность к речевой деятельности. Язык – это также совокупность языковых средств, которые делают речевое общение возможным. Как лексико-грамматическая система, язык существует в сознании людей, принадлежащих к одной языковой общности. Особое внимание Соссюр уделял изучению знаков и управляющих ими законов в рамках жизни социума, он стал первым, кто предложил идею о том, что язык – это знаковая система, а значит, лингвистика – это центральная часть семиологии, науки о системах знаков.
Речь же, согласно концепции Соссюра, – это средство выражения мыслей, осуществления общения. Язык и речь тесно связаны между собой и предполагают друг друга, так как язык необходим, чтобы речь была понятна, а речь необходима, чтобы факт существования языка был установлен. [2] Подобное разграничение языка и речи не было распространено среди современников Ф. де Соссюра, однако именно благодаря данному разграничению объект современной лингвистики стал более четким и обозримым. [4]
В свою очередь, речевая деятельность в представлении лингвиста – это распространение звуковых волн, движение от уха к акустическим образам, либо от акустического образа к движениям рта. Наряду с физической и физиологической составляющими, речевая деятельность также обладает психическими характеристиками, наличие которых обусловлено тем, что акустические образы являются психической реальностью, не совпадающей со звучанием, и человек имеет определенное представление о физическом звучании. [2] Ф. де Соссюр полагал, что именно изучение языка лежит в основе изучения речевой деятельности.
Кроме того, в «Курсе общей лингвистики» противопоставляются понятия синхронии и диахронии: современности, в которой явления существуют без вмешательства времени, и последовательности, в которой каждый феномен существует в пространстве исторического развития и вытекающих из него изменений. Ф. де Соссюр полагал, что синхрония и диахрония – основополагающие понятия в любой науке. Ученый определял синхронию как «единовременное существование языка», а диахронию как «последовательность языковых фактов во времени». Соссюр утверждал, что синхронический аспект, не имеющий связи с историей, позволяет изучить отношения между феноменами языка, познать языковую систему, изучить язык «в самом себе», что для общества, использующего речь, только он реален, а историческая точка зрения превращает языковую систему в множество разрозненных фактов, поэтому их необходимо изучать отдельно в рамках синхронической и диахронической лингвистики соответственно. [3]
Фердинанд де Соссюр ввел в науку о языке несколько новых понятий, а именно: «языковой знак», «языковая единица» и «значимость». Языковым знаком он называл сущность, связывающую не объект с его названием, а понятие с его акустическим образом, психическим отпечатком звучания в мозгу человека. Язык, согласно концепции Соссюра, состоит из знаков, которые отражают единство акустического образа и понятия. Языковые единицы, в свою очередь, являются языковыми сущностями, разделёнными друг с другом. Конкретной звуковой единице соответствует конкретное языковое понятие. Таким образом, языковые единицы – это отрезки психического звучания, означающие определённые понятия.
Один из не менее важных моментов в концепции Ф. де Соссюра занимает его учение о значимости лингвистического знака. Значимость – это отношение одного знака к другим знакам в рамках языковой системы. Данные отношения бывают либо синтагматические, то есть отношения между единицами одного речевого потока, либо ассоциативные, существующие вне речи и времени. [1]
К сожалению, «Курс общей лингвистики» был опубликован уже после смерти Фердинанда де Соссюра, но идеи, изложенные в нем, заставили языковедов всего мира пересмотреть классические лингвистические методы. Соссюр заложил основы семиологии и структурализма, выявил множество важных аспектов в изучении языка, которым прежде не уделялось внимания. Многие талантливые ученики Фердинанда де Соссюра стали впоследствии выдающимися лингвистами.
Список использованной литературы:
1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 2009.
2. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
3. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (проблема языкового изменения). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М.: Наука, 2005