Основные направления увеличения доходности на основе критического анализа взаимоотношений участников производственного процесса - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Основные направления увеличения доходности на основе критического анализа взаимоотношений участников производственного процесса

Леонова Т.В. 1, Сурикова Е.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одной из стратегических целей компании ОАО «РЖД» является повышение финансовой устойчивости и эффективности [1]. В условиях нестабильной ситуации на рынке, проблем экономического характера вопрос повышения доходности деятельности транспортной корпорации и региональной дирекции сохраняет свою актуальность. Региональная дирекция является структурным подразделением транспортной корпорации. Основной вид деятельности – своевременное и качественное выполнение установленных заданий по ремонту, техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению устройств безопасности, средств радиосвязи и ресурсосберегающих систем установленных на локомотивах, МВПС и ССПС [2]. Выполнение работ осуществляется по наряд-заказам структурных подразделений транспортной корпорации в рамках бюджета по перевозочным видам деятельности, а также региональная дирекция выполняет работы по договорам со сторонними контрагентами в рамках бюджета по прочим видам деятельности.

Однако, за последние несколько лет, наблюдается тенденция не выполнения бюджетных показателей, в части получаемых доходов от оказания услуг сторонним контрагентам. Большая часть доходной части формируется за счет исполнения договора между транспортной корпорацией и сервисной компанией.

Цель исследования: выделить основные направления увеличения доходности на основе критического анализа взаимоотношений участников производственного процесса.

Материалы и методы исследования. Для подготовки исследования использован комплекс теоретических и эмпирических методов научного познания, включающий в себя: анализ (структурный, факторный и другие) и синтез, сравнение и обобщение, современный математический аппарат, а также использование табличных и графических приемов исследования и интерпретации данных.

Результаты исследования. На сегодняшний день в состав региональной дирекции входят шесть производственных участков, расположенных в границах железной дороги. Основным контрагентом, приобретающим услуги является сервисная компания. Структурное подразделение проводит ремонт и обслуживание устройств безопасности, установленных на локомотивах при проведении технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и плановые регламентные работы (ПРР). Объемы выполненных работ измеряются в приведенных единицах. Приведенные единицы – суммарный объем ремонта в физических единицах по всем видам ремонта, всем видам блоков приборов безопасности, установленных на всех сериях локомотивов, приведенный в единые условия с использованием коэффициентов приведения. Качественными показателями работы структурного подразделения дирекции тягового подвижного состава являются отказы технических средств (ед.), внеплановые ремонты (ед.).

Основные объемные и качественные показатели региональной дирекции за 2018 – 2020 годы представлены в табл. 1. Анализ объемных и качественных показателей региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава показал, что в период с 2018 по 2020 годы сохраняется тенденция к увеличению количества ремонтов и обслуживаний устройств безопасности (прирост при ТО и ТР в 2020 году по отношению к 2019 году составил 32,5%, в 2019 году по отношению к 2018 году 10,5%; прирост количества ПРР в 2020 году по отношению к 2019 году составил 21,5%, в 2019 году по отношению к 2018 году 0,8%).

Таблица 1

Выполнение объемных и качественных показателей региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава за 2018-2020 год

Наименование показателя

Ед. изм.

Период

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2018

2019

2020

2019/

2018

2020/

2019

2019/

2018

2020/

2019

При ТО, ТР

Ед.

143 523

158 642

210 193

15 119

51 551

10,5%

32,5%

ПРР

Ед.

41 919

42 244

51 327

325

9 083

0,8%

21,5%

Объем работы, в том числе

Прив.ед.

54 877,518

51 869,800

57 180,618

-3 007,718

5 310,818

-5,5%

10,2%

При ТО, ТР

Прив.ед.

40 853,279

40 863,455

44 989,946

10,176

4 126,491

0,0%

10,1%

ПРР

Прив.ед.

14 024,239

11 006,345

12 190,672

-3 017,894

1 184,327

-21,5%

10,8%

Отказы технических средств (1,2,3 категории)

Ед.

70

63

60

-7

-3

-10,0%

-4,8%

Внеплановый ремонт

Ед.

16

14

10

-2

-4

-12,5%

-28,6%

В приведенных единицах отмечалось резкое снижение объемов работ по ПРР в 2019 году по отношению к 2018 году (-21,5%). Что свидетельствует о проведении менее «дорогостоящих» ремонтов и обслуживаний на 1 приведенную единицу. В целом увеличение объемов производимых ремонтов и обслуживаний приборов безопасности за рассматриваемый период связано с увеличением программы ремонта.

Проведенный анализ качественных показателей позволил сделать вывод о росте качества выполняемых ремонтов и обслуживаний приборов безопасности. Отмечается тенденция снижения количества случаев отказов технических средств, установленных на локомотивах 7 ед. в 2019 году по отношению к 2018 году и 3 ед. в 2020 году по отношению к 2019 году. Количество неплановых ремонтов в 2020 году снижено на 37,5% по отношению к уровню 2018 года.

Выполнение основных финансовых показателей региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава представлено в табл. 2. За рассматриваемый период наблюдается незначительный рост доходов от прочих видов деятельности. Прирост доходов составил 1,344 млн. руб., или 0,3% в 2020 году по отношению к 2018 году. Стоит отметить, что темп роста расходов от прочих видов деятельности превышает темпы роста доходов от прочих видов деятельности. Таким образом, деятельность структурного подразделения в течение рассматриваемого периода является убыточной и имеет тенденцию к ухудшению ситуации.

Таблица 2

Выполнение основных финансовых показателей региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава за 2018-2020 годы

Наименование показателя

Ед. изм.

Период

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2018

2019

2020

2019/

2018

2020/

2019

2019/

2018

2020/

2019

Доходы, в том числе:

млн. руб.

403,143

403,878

404,487

0,735

0,609

0,2%

0,2%

сервисные компании

млн. руб.

397,863

392,831

401,424

-5,032

8,593

-1,3%

2,2%

сторонние контрагенты

млн. руб.

5,252

11,046

3,063

5,794

-7,983

110,3%

-72,3%

реализация металлолома

млн. руб.

0,028

0,001

 

-0,027

-0,001

-96,4%

-100,0%

Расходы, в том числе

млн. руб.

413,142

426,477

434,777

13,335

8,300

3,2%

1,9%

Ремонт подвижного состава

млн. руб.

391,987

403,776

413,193

11,789

9,417

3,0%

2,3%

- сервисная компания

млн. руб.

388,098

395,584

410,923

7,486

15,339

1,9%

3,9%

- сторонние контрагенты

млн. руб.

3,889

8,192

2,270

4,303

-5,922

110,6%

-72,3%

- пригородная компания

млн. руб.

11,728

14,148

14,222

2,420

0,074

20,6%

0,5%

- пассажирская компания

млн. руб.

9,403

8,551

7,362

-0,852

-1,189

-9,1%

-13,9%

Реализация металлолома

млн. руб.

0,024

0,002

 

-0,022

 

-91,7%

 

Прибыль ПВД, всего

млн. руб.

-9,999

-22,599

-30,290

-12,600

-7,691

-55,8%

-25,4%

Ремонт подвижного состава

млн. руб.

11,128

0,101

-8,706

-11,027

-8,807

-99,1%

-8719,8%

- сервисная компания

млн. руб.

9,765

-2,753

-9,499

-12,518

-6,746

-128,2%

-71,0%

- сторонние контрагенты

млн. руб.

1,363

2,854

0,793

1,491

-2,061

109,4%

-72,2%

Реализация металлолома

млн. руб.

0,004

-0,001

-

-0,005

0,001

-125,0%

-

Темп роста доходов

%

-

100,2%

100,2%

-

0%

-

0,0%

Темп роста расходов

%

-

103,2%

101,9%

-

-1,3%

-

-1,2%

Основная доля доходов от прочих видов деятельности регионального подразделения дирекции сформирована по договору с сервисной компанией. В 2020 году рост доходной части по сервисной компании составил 3,561 млн. руб. (или 0,9%) к уровню 2018 года. Незначительный рост доходов по данному договору обусловлен ростом объемов работ. Стоит отметить отсутствие положительной динамики роста доходов по получению доходов в рамках договора с сервисной компанией. За весь период действия договора с 2014 года не производилась индексация цен. Данный фактор негативно отражается на доходной части, так как расходная часть растет в соответствии с рыночной ситуацией. Доходы от прочих видов деятельности от сторонних контрагентов в 2019 году значительно выросли по отношению к 2018 году (на 5,794 млн. руб.), в 2020 году доходы снижены до значения 3,063 млн. руб.

Основную долю расходов, как и доходов занимают затраты связанные с оказанием услуг сервисной компании. За рассматриваемый период расходы выросли на 22,825 млн. руб. (или на 5,9%). В сравнении с доходами темпы роста расходной части значительно выше. Также следует отметить увеличение расходов на оказание услуг по наряд-заказам для структурных подразделений транспортной корпорации, которые не обеспечены доходной частью в региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава. С 2018 по 2020 год данные статьи расходов выросли на 0,453 млн. руб. (или на 2,1%). Расходы по реализации металлолома незначительны, как и получаемые доходы.

Результаты критического анализа позволяют сделать вывод об убыточности деятельности региональной дирекции транспортной компании, а также о необходимости принятия мер по повышению доходности. Так за 2018 – 2020 год прибыль снизилась на 20,292 млн. руб. Прибыль от реализации услуг сервисной компании снизилась на 19,264 млн. руб. Прибыль от реализации услуг сторонним контрагентам снизилась на 0,570 млн. руб.

Наиболее важным аспектом является то, что деятельность региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава для транспортной корпорации является специфичной. Работы, выполняемые структурным подразделением, обеспечивают безопасность движения (один из основных показателей деятельности корпорации) В связи с тем, что основную долю расходов предприятия составляют расходы по прочим видам деятельности, изучение производственно-экономических показателей по данному направлению является наиболее необходимым.

В результате анализа производственно-финансовой деятельности структурного подразделения дирекции по ремонту тягового подвижного состава необходимо отметить следующие моменты:

1. деятельность региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава за последние три года убыточна и имеет тенденцию к ухудшению ситуации;

2. объем выполненных работ в приведенных единицах в 2020 году возрос на 4,2% по отношению к 2019 году;

3. доходы предприятия в 2020 году возросли на 0,3% по отношению к уровню 2019 года, рост доходов не значителен;

4. расходы предприятия в 2020 году возросли на 5,24% по отношению к уровню 2019 года;

5. темпы роста расходов превышают темпы роста расходов на 3% в 2019 году и на 1,7% в 2020 году (негативный фактор);

6. минимальный рост доходов за последние три года, при этом расходы растут в соответствии с экономической ситуацией.

На основании изложенного, необходимым является рассмотрение вопроса по увеличению доходности по основному договору, заключенному с сервисной компанией. Для этого необходимо рассмотреть возможность и результативность внедрения следующих мероприятий.

Пересмотр ценовой политики по договору на обслуживание и ремонт приборов безопасности. Согласно, заключенному договору цены на оказываемые работы определены в 2014 году в разрезе региональных дирекций. Так в период действия договора с 2014 года не проводилась индексация цен по данному договору.

В соответствии договором с сервисной компанией цены установлены на проведение ремонта или планово-регламентные работы для каждого устройства безопасности в разрезе региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава. При переходе на расчеты по договору за локомотиво-километры и локомотиво-часы в разрезе серий локомотивов и видов движения (грузовое движение, прочие виды движения) предполагается увеличение доходов Дирекции по ремонту тягового подвижного состава.

В рамках повышения надежности ресурсосберегающих систем локомотивов за счет улучшения сервисного обслуживания планируется повышение доходности с учетом создания дорожного центра диагностики и ремонта систем автоведения локомотивов. В настоящее время за исправность систем автоведения отвечает сервисная компания. Однако облуживание систем автоведения непосредственно специалистами сервисных локомотивных депо осуществляется только в рамках текущих ремонтов на другой железной дороге. На исследуемой железной дороге специалисты производственных участком дирекции по ремонту тягового подвижного состава выполняют обслуживание систем автоведения при текущем обслуживании и текущих ремонтах. Ремонт неисправных блоков осуществляет сторонняя компания (по договору с сервисной компанией). Обслуживание и ремонт микропроцессорной системы управления локомотива выполняется также сторонней компанией по договору с сервисной компанией.

В данной схеме обслуживания имеются значительные недостатки:

больше количество участников, распределения ответственности;

необходимость передачи переходного запаса блоков и комплектующих из сервисных локомотивных депо в производственные участки дирекций по ремонту тягового подвижного состава;

необходимость передачи неисправных блоков и комплектующих из производственных участков дирекций по ремонту тягового подвижного состава в сервисные локомотивные депо и далее в стороннюю организацию для последующей диагностики и ремонта;

длительное время ремонта блоков и комплектующих системы в связи с необходимостью их пересылки в подразделение, находящееся на большом расстоянии от места проведения ремонта.

Существующая схема сервисного обслуживания систем ресурсосбережения, находящихся в зоне ответственности сервисной компании, не обеспечивает их исправное и работоспособное состояние.

Заключение. На основании это предлагается все работы по обслуживанию систем автоведения передать в Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава, в том числе создать сервисный центр по ремонту блоков на базе центра по ремонту устройств безопасности. Данное мероприятие позволит получить дополнительные доходы за счет расширения объемов работ по договору. На увеличение доходности также положительно повлияет принятие на обслуживание бортового комплекса «АВК-ТОР», установленного на локомотивах. В настоящее время ведется работа по выявлению проблемных вопросов по организации обслуживания бортового комплекса «АВК-ТОР», формируются калькуляции на обслуживание бортового комплекса «АВК-ТОР» при выполнении цикловых работ в объеме ТО-2, ТО-5 в/и, ТР-1, ТР-2, ТР-3

В современных условиях функционирования железнодорожного транспорта повышение доходности услуг и вывод их на безубыточный уровень является залогом устойчивой работы подразделений транспортной корпорации. Формирование способов повышения доходности региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава обеспечит повышение качества обслуживания и ремонта приборов безопасности, что существенно повлияет на улучшение показателей безопасности железнодорожного транспорта.

Список литературы:

Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL.: https://company.rzd.ru/ru/9360?redirected (дата обращения 16.11.2021)

Белинский Алексей Анатольевич, Лакин Игорь Капитонович, Аболмасов Алексей Александрович Принцип «Встроенное качество» в информационных системах локомотиворемонтного комплекса // БРНИ. 2015. №3-4 (16-17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-vstroennoe-kachestvo-v-informatsionnyh-sistemah-lokomotivoremontnogo-kompleksa (дата обращения: 30.11.2021).

Силичева Галина Валентиновна, Пыжьянов Никита Игоревич Проблемы и Перспективы развития локомотиворемонтного комплекса ОАО «РЖД» // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2015. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-lokomotivoremontnogo-kompleksa-oao-rzhd (дата обращения: 30.11.2021).

Костенец И.А., Л.В. Шкурина, Экономика предприятий железнодорожного транспорта. Планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности. Том I.

Просмотров работы: 13