Агрессивный пациент. Способы предупреждения и разрешения конфликтов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Агрессивный пациент. Способы предупреждения и разрешения конфликтов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современных реалий агрессия стала частью нормы как в медицинских организациях, так и вне их. Независимо от специальности, каждый медицинский работник в своей каждодневной практике сталкивается с агрессией пациентов. Есть множество причин агрессии: возможно, причиной является боль, изнуряющая пациента, быть может это неподобающее поведение медицинского работника или же некомфортные условия пребывания в медицинском учреждении.

Так или иначе, пациент чувствует себя некомфортно и старается это обозначить, чаще всего в грубой форме. Виноват может быть кто угодно: от главного врача до санитарок, но зачастую под руку попадается медицинская сестра, потому что именно она в большем объёме контактирует с пациентом. Отнюдь не положительные эмоции на искреннее желание помочь вызывает негативная реакция пациента, проявляющаяся как оскорбление или жалоба, слово за слово и тут уже образуется конфликт.

Для того, чтобы понять, кто такой агрессивный пациент, необходимо сначала дать определение самой агрессии.

Агрессия - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [2]. Также агрессией можно назвать ответную реакцию пациента на внутренний дискомфорт или стресс. К стрессу можно отнести: боль, реакцию на болезнь, конфликт с медицинским персоналом.

Отсюда можно сделать вывод, что агрессия – это не эмоция, а поведенческая форма. Агрессивным можно назвать того пациента, чье поведение отличается враждебностью, негативным посылом, грубостью, возможным высказыванием ненормативной лексики. Медицинский персонал в силу своих обстоятельств так же может ответить в агрессивной форме, в следствие чего возникает конфликт.

Конфликт — процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей.

Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки, действия, и нередко они противоречат друг другу [3].

Наиболее эффективным способом управления конфликтами является их предупреждение. Он подразумевает под собой создание таких условий, в которых медицинская сестра и пациент с противоположными мнениями будут взаимодействовать с наименьшей вероятностью.

Источником конфликта между медицинской сестрой и пациентом является “трудная ситуация”. Оказание медицинской помощи относится к категории, имеющих следующие признаки: осознание личностью угрозы здоровью, препятствий к реализации целей; состояние психической напряженности как реакция на трудность. Это позволяет полагать, что предпосылок для развития трудных ситуаций в медицине много, и если их не предупредить, то они реализуются в конфликты [4].

Способы предупреждения конфликтов

Как уже упоминалось выше, конфликт легче предупредить, чем его разрешить. Можно выделить несколько причин возникновения конфликтов:

отсутствие комфортабельности в зоне пребывания пациентов;

нехватка медицинского персонала;

страх беспомощности, болезни, смерти у пациента;

отсутствие записи не необходимую процедуру или к узкому специалисту;

потребительское отношение пациентов к медицинским сестрам;

недостаточное техническое оборудование рабочих мест медицинского персонала;

бездействие медицинского персонала.

К признакам “назревающего” конфликта можно отнести:

повышенный эмоционально-психологический фон;

рост эмоциональной напряженности;

полное отторжение позиции оппонента;

нежелание поиска решения для прекращения конфликтной ситуации [4].

Чтобы не допустить развитие конфликта, можно придерживаться следующих способов:

Создание благоприятных условий для работы сотрудников медицинских организаций, а также пребывания в ней пациентов.

Оптимальный микроклимат на рабочем месте и вокруг него, современное оборудование;

Наложение ответственности на пациента за оскорбление медицинских сотрудников.

Увеличение штата медицинский организации.

Каждый свой рабочий день медицинский сотрудник сталкивается с агрессией, неподобающим, иногда даже девиантным поведением со стороны пациентов. И если у пациентов есть возможность пожаловаться на агрессивное поведение грубого сотрудника его руководству, сделать запись в жалобную книгу, оставить отзыв на сайте или же попасть на прием к главному врачу, то у медицинских работников защиты нет. Не существует статьи в уголовном кодексе, защищающей честь и достоинство медицинских сотрудников, да и руководители чаще всего встают на сторону пациентов, чтобы не усиливать конфликт.

К способам разрешения конфликтов относят следующие:

Уход (уклонение): человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Это уместно, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они могут появиться.

Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу.

Компромисс – данный стиль характерен принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется преимущественно за счет взаимных уступок. Но через некоторое время могут появиться и рассогласованные последствия (например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями»).

Сотрудничество (решение проблемы) – этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – неизбежный результат того, что у людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход. В данной ситуации идет поиск устраивающего всех решения проблемы [5].

ВЫВОДЫ:

Конфликт - это противоборство между двумя социальными объектами, которые активно мешают друг другу достичь цели или переубеждают друг друга.

Для предотвращения конфликтов в медицинских организациях, необходимо создать оптимальные условия как для пребывания в этих организациях пациентов, так и для медицинских работников, ведь именно их задача оказать пациенту помощь с той или иной проблемой, а также правильно скоординировать его дальнейшие действия в случае возникновения проблемы.

К методам разрешения конфликтов относят: принуждение, уход, приспособление, компромисс, сотрудничество. Задача медицинских сотрудников состоит в том, чтобы максимально точно подобрать метод разрешения для каждого пациента, и тогда конфликтов станет меньше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2014. - 411 с.

Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова: под ред. Б.С. Волкова. - М.: КНОРУС, 2016. - 356 с.

Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие/ Г. И. Козырев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.

Ступак, В.С. Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде медицинских работников. / В.С. Ступак, Е.В. Подворная. // Новые задачи современной медицины: материалы III Международной научной конференции. – СПб., 2014. - С. 99-102.

Хохлов, А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А.С. Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.

Просмотров работы: 1138