Обращение плодоовощной продукции на российском потребительском рынке - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Обращение плодоовощной продукции на российском потребительском рынке

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Плодоовощные товары (овощи, плоды, ягоды, грибы и продукты их переработки) обладают низкой энергетической ценностью, но высокими вкусовыми достоинствами и большим содержанием витаминов, сахаров, пищевых волокон и минеральных веществ.

Плодоовощные товары подразделяют на две группы: свежие и переработанные.

Плодоовощные товары бывают следующего ассортимента: замороженные плоды и овощи, консервы овощные, консервы плодово-ягодные, маслины, оливки, разные, свежие овощи и зелень, свежие плоды, сушеные плоды и овощи.

Сырьем для производства плодоовощных товаров служат свежие плоды и овощи. На пищевую ценность и сохраняемость плодов и овощей влияют их физические свойства, такие как размер, масса, форма, окраска, а также свойства, приобретаемые при проведении уборочных, погрузочно-разгрузочных работ, товарной обработке и хранении продукции (загрязненность, поврежденность механическая, поврежденность микроорганизмами порчи и т. д).

При оценке качества свежих плодов и овощей особое внимание необходимо обращать на внешний вид и величину плодов и овощей. Внешний вид включает следующие свойства: форму, окраску, зрелость, свежесть, целость, загрязненность, поврежденность механическую и сельскохозяйственными вредителями. Форма должна быть типичной для каждого сорта. Не допускаются плоды и овощи уродливой формы. Окраска обуславливает достоинства внешнего вида и зрелость плодов и овощей. Различают основную и покровную окраску. Основная окраска может быть зеленой, желтой, оранжевой, а покровная - красной и фиолетовой. Наиболее высоко ценится ярко окрашенные плоды и овощи. Все плоды должны быть свежими, сочными. Слабое увядание допускается в ограниченном количестве у некоторых плодов (у яблок поздних 1-го сорта). Целость характеризует степень повреждения отдельных экземпляров плодов, наличие на их поверхности порезов, царапин, пятен от ушибов и других механических повреждений или повреждений сельхозвредителями, а также поражение фитопатологическими и физиологическими болезнями.

Экономическая эффективность овощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке.

Плодоовощная продукция является товаром первой необходимости. Большая часть населения в зимне-весенний период потребляет овощи, которые закладывают на хранение осенью или импортируют. К началу второго квартала запасы плодоовощной продукции заканчиваются, и к следующему урожаю наблюдается сезонное увеличение спроса. Так как предложение овощей на данное время являются ограниченным, цены возрастают.

Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объёмы которого ежегодно растут. Из-за неудовлетворительного хранения и плохой транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и её прямое уничтожение. Потери составляют более 40% среднегодового производства овощей. Всё это негативно сказывается на решении проблемы обеспечения населения полноценными продуктами питания и эффективности плодоовощного комплекса.

В последнее время в плодоовощной промышленности отмечается тенденция укрупнения существующих российских производителей. Это связано с тем, что крупные торговые сети более охотно продают раскрученные бренды и предпочитают заключать договоры с крупными производителями или холдингами. Мелким производителям не под силу выдержать необходимые объемы поставок и прочие требования крупных сетевиков. Налаживание связей с современными видами розничных сетей (супер- и гипермаркетами) для поставщиков представляет определенные трудности.

Плодоовощеконсервное производство- одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны.

На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде.

Так как плодоовощная продукция – скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка.

С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном комплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.

Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства.

Оптимальное распределение плодоовощной промышленности по направлениям использования состоит: в реализации в свежем виде; в хранении и в переработке.

Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки овощной продукции приводит к очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К сожалению, ввиду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики.

Среди причин, обусловливающих неустойчивое положение плодоовощной перерабатывающей промышленности России, выделяются:

¾нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

¾отсутствие льготного кредитования;

¾нестабильность рыночных конъюнктур;

¾низкая конкурентоспособность и т.д.

На сегодня ассортимент овощей и фруктов не большой. Большинство производителей отдают предпочтение выращиванию стандартного набора овощей и его оптовой реализации. Большие объёмы продукции супермаркеты купить не в состоянии, при отсутствии возможности хранения. Но стремительные тенденции развития розничной торговли могут в ближайшее время привести к уменьшению части рынков.

Большие торговые предприятия ищут пути к нормальной овощной торговли. Супермаркеты всё чаще пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведётся на договорной основе.

При хранении плодоовощной продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Плодоовощная продукция, находящаяся на хранении и в реализации, должна сопровождаться информацией об условиях хранения и сроке годности. В случае если осуществляется реализация пищевой

продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листах-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

Требования к маркировке плодоовощной продукции, помещенной в потребительскую упаковку или реализуемую из транспортной тары:

Маркировка продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование продукции;

2) количество продукции;

3) дату изготовления продукции;

4) срок годности продукции;

5) условия хранения продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

6) наименование и место нахождения изготовителя, а также в случае реализации

импортной плодоовощной продукции - наименование и место нахождения импортера;

7) рекомендации и (или) ограничения по использованию, если ее использование

без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред

здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых

свойств пищевой продукции;

8) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генетически модифицированных организмов (ГМО).

9) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; Предусмотренная и нанесенная в виде надписей маркировка плодоовощной

продукции должна быть нанесена на русском языке.

Список литературы:

1.ГОСТ Р 57976-2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФРУКТЫ И ОВОЩИ СВЕЖИЕ

2.РЕКОМЕНДАЦИ ПО ВБОРУ ПЛОДОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ: http://70.rospotrebnadzor.ru/directions/nadzor/148756/

Просмотров работы: 31