Самостоятельные занятия физическими упражнениями студентов в вузе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Самостоятельные занятия физическими упражнениями студентов в вузе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время большинство студентов в вузе уделяют огромное количество времени учебной деятельности, забывая при этом про свое здоровье. Здоровье студента, как и любого человека, зависит не только от питания и количества сна, но и от того, занимается ли он физическими упражнениями. Учитывая то, что большую часть времени студенты проводят в сидячем положении, то в их жизни обязательно должна присутствовать двигательная активность. Такую активность они могут получить на занятиях по физической культуре, но будет лучше, если студенты также будут заниматься самостоятельными занятиями физическими упражнениями для поддержания здорового образа жизни.

Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей использования самостоятельных занятий физическими упражнениями в жизни студентов.

Задачи работы: 1) определить роль самостоятельных занятий физическими упражнениями студентами. 2) определить преимущества самостоятельных занятий физическими упражнениями. 3) рассмотреть основные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. 4) определить ряд мероприятий, необходимых для подготовки к началу самостоятельных занятий физическими упражнениями. 5) рассмотреть основные требования и правила, предъявляемые к проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Материалы и методы исследования. Для исследованияиспользовался метод изучения научной и методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Роль самостоятельных занятий физическими упражнениями студентами в настоящее время очень велика. Стоит отметить, что физическая нагрузка позволяет улучшить как физическое здоровье человека, так и психическое. Также она способствует поддержанию физиологических резервов организма, поддерживает прочность и эластичность связочного аппарата, обеспечивает подвижность суставов и стрессоустойчивость. И наконец занятия физическими упражнениями позволяют повысить работоспособность, получить заряд энергии и хорошего настроения [1]. Таким образом, роль самостоятельных занятий для студентов имеет большое значение.

У самостоятельных занятий физическими упражнениями есть ряд несомненных преимуществ. Во-первых, проводить самостоятельные занятия можно при любых условиях и в любое удобное время. Студент может заниматься в любом удобном ему месте: в университете, на стадионе, в общежитии, в спортивном зале и т.д. Причём выбор времени и продолжительности занятий он также способен определять сам. Даже 20 минут любой физической активности будут полезны для человека [2].

Во-вторых, существует множество возможных направлений деятельности. Выбор формы самостоятельной работы или же вида спорта зависит только от самого человека, а именно от его уровня физической подготовки, интересов, возможностей, проблемных мест и многих других факторов.

Существует три основных формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение рабочего дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время [3].

Далее рассмотрим более подробно каждую из них. Утренняя гигиеническая гимнастика относится к формам самостоятельных занятий, которые являются наиболее простыми и доступными для всех людей. Такую гимнастику следует выполнять с утра, а именно после пробуждения человека. Утренняя гимнастика позволяет проснуться организму и настроится на весь день. В комплекс утренней гимнастики следует включать следующие упражнения: упражнения, связанные с дыханием; упражнения, направленные на растяжку; легкий бег трусцой; ходьба; упражнения, направленные на все группы мышц [3].

Упражнения в течение рабочего дня направлены на поддержание работоспособности, предупреждение утомления и переключения внимания с одного вида деятельности на другой [3]. Данная форма самостоятельных занятий может включать в себя абсолютно любые упражнения, которые будут направлены на разминку тела. Такими упражнениями могут быть: наклоны и повороты головы; вращение кистями рук; рывки руками; вращения коленными суставами и т.д.

Самостоятельные тренировочные занятия в свободное время называют также самотренировками. Данная форма занятий предназначена уже для более подготовленных студентов, которые занимаются под общим контролем или под руководством тренера [4]. Самотренировки направлены в большей степени на достижение результатов в какой-то конкретной области спорта, например, в беге. Они совершенствуют мастерство студента в выбранном виде спорта и его технику. Соответственно, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время можно отнести к высшей форме самостоятельных занятий, так как они преследуют целью не просто поддержание физической формы, а уже конкретные спортивные цели.

Для того чтобы правильно начать использование самостоятельных занятий физическими упражнениями в жизни студента, необходимо провести ряд определённых мероприятий.

Сначала следует постановка целей и задач. Каждый человек решает начать заниматься самостоятельными занятиями по своим причинам, именно поэтому каждый студент должен поставить собственную цель перед собой, для того чтобы у него была мотивация и стимул к занятиям [5].

Далее проведение консультации у врача. Специалист поможет выяснить состояние здоровья и определить уровень физической подготовки.

Потом ознакомление со специальной литературой. Для того, чтобы подобрать для себя эффективный и полезный комплекс упражнений, необходимо прочитать методическую литературу, ознакомится с советами врачей и специалистов.

Последним этапом идёт непосредственное составление собственного комплекса упражнений. Стоит учитывать, что самостоятельные занятия физическими упражнениями должны включать в себя три обязательные части: вводную, основную и заключительную [6]. В вводной части человек должен разогреться и подготовить себя к основной части, для того чтобы не получить травмы и не нанести вред своему здоровью. В основной части происходит выполнение выбранных физических упражнений. А уже в заключительной части выполняются такие упражнения, которые помогут расслабиться, снизить нагрузку и перевести организм в спокойное состояние.

Существуют также некоторые основные требования и правила, предъявляемые к проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Во-первых, эторегулярность занятий. Для того, чтобы занятия были эффективными для человека, необходимо заниматься не реже, чем два раза в неделю. Оптимальным считается проведение занятий 3-4 раза в неделю [7]. Регулярная нагрузка на организм человека благоприятно влияет на его здоровье. Если же самостоятельные занятия проводить в хаотичном порядке и редко, то пользы от них не будет. Систематичность является необходимым условием для эффективности процесса.

Во-вторых, время занятий. Как я уже говорила ранее, продолжительность занятия должна составлять не менее 20 минут. Оптимальным же временем считается один-полтора часа [2]. При проведении слишком коротких занятий организм не успеет настроится и даже просто провести разминку. Стоит учитывать, что для того, чтобы от самостоятельных занятий была польза, необходимо включать в них разминку, основную часть и заключительную часть.

В-третьих, приём пищи. Проводить занятия необходимо не раньше двух часов после приёма пищи и не позже тридцати минут до приёма пищи. Также стоит проводить занятия не позже, чем за 1 час до сна [7]. Считается, что физическая активность отвлекает от процесса пищеварения, поэтому не стоит принимать пищу непосредственно перед самой тренировкой. Стоит учитывать, что при занятиях физическими упражнениями организм начинает работать в интенсивном режиме, именно поэтому после окончания занятия требуется время, чтобы организм нормализовал свою работу.

В-четвёртых, наблюдение за самочувствием [6]. Самостоятельные занятия предполагают собственную ответственность за своим состоянием. Человек сам ответственен за своё здоровье, именно поэтому необходимо фиксировать все изменения в организме. Примером фиксации является диагностика таких показателей, как частота пульса и частота дыхания.

В-пятых, безопасность. Место, выбранное для проведения самостоятельных занятий должно быть безопасным, то есть отвечать правилам техники безопасности [7]. В помещении должно быть достаточно большое пространство свободного места, чтобы при выполнении упражнений не было возможности получить травму. Также нельзя использовать в процессе проведения занятий неисправный инвентарь, который также может привести к травмам.

В-шестых, состояние здоровья. Рекомендуется пропустить самостоятельное занятие или снизить его нагрузку при каких-либо отклонениях в состоянии здоровья. Примерами такого состояния могут быть усталость, переутомление, бессонница и т.п. После болезни нагрузку стоит возвращать также постепенно [7].

Вывод

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что роль самостоятельных занятий физическими упражнениями в жизни студентов очень велика, так как двигательная активность способствует улучшению множества факторов здоровья человека. Стоит отметить, что студент вправе сам выбирать место, время, продолжительность занятий и непосредственно сам вид занятия, что является несомненным преимуществом данного вида деятельности. Также студент может самостоятельно выбирать и одну из трёх основных существующих форм своих самостоятельных занятий: утреннюю гимнастику, упражнения в течение рабочего дня или самотренировки. Для достижения наибольшей эффективности и пользы от самостоятельных занятий необходимо провести ряд мероприятий, направленных на подготовку к началу занятий, а также выполнять основные требования и правила, предъявляемые к проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Список литературы:

1. Прокопенко Л.А. О самостоятельных занятиях физическими упражнениями студентов в ТИ (Ф) СВФУ в преддверии внедрения в вузах ВФСК «ГТО». // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10-4. – С. 647-649; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10408 (дата обращения: 20.11.2021).

2. Намазов А.К., Пискун О.Е., Липовка А.Ю., Меджидов Н.Б., Намазов К.А. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование здорового образа жизни. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samostoyatelnyh-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 22.11.2021).

3. Мостовая Т.Н., Донцов В.В., Старовойтов Ю.Н. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями // Наука-2020. 2019. №9 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-samostoyatelnyh-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami-1 (дата обращения: 22.11.2021).

4. Козенко Е.Ю., Гордеев Н.Н., Кудря А.Д. Формирование у студентов вузов мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1 (58). URL: https://www.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/SKFUelibrary_28786638_13969857.pdf (дата обращения: 22.11.2021).

5. Бледных Д.С., Иноземцев Р.А., Юдина Н.М., Мусина С.В. Планирование и управление самостоятельными занятиями студентов. // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 3) – С. 394-395. URL: https://s.eduherald.ru/pdf/2016/5-3/15974.pdf (дата обращения: 22.11.2021).

6. Шершнева А. Р., Веденина О.А. Самостоятельные занятия физической культурой у студентов. // Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения: сборник материалов 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, 9 декабря 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2016. - С. 369-372. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/16966/1/vpz_2016_125.pdf (дата обращения: 22.11.2021).

7. Лопина Н. Г. Самостоятельная подготовка обучающихся вуза к сдаче контрольных нормативов по дисциплине "Физическая культура". - Москва: Академия Естествознания, 2018. - 83 с. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=791 (дата обращения: 23.11.2021).

Просмотров работы: 73