Конфликты как причины стресса сестринского персонала - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Конфликты как причины стресса сестринского персонала

Рыжова Е.Н. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования.В настоящей работе рассматривается проблема конфликтов в коллективах медицинских сестер, а также конфликт как причина профессионального стресса. В коллективах любой сферы деятельности конфликты являются неизбежным результатом взаимодействия личностей, имеющих разнонаправленные убеждения, но неизбежные общие цели и точки взаимодействия. Не составляют исключения и коллективы в медицинских организациях, в том числе и коллективы медицинских сестер. Медицинским сестрам приходится сталкиваться с данной проблемой во всем ее многообразии и в самых разнообразных ситуациях.

При анализе литературы было выявлено, что проблема профессиональных конфликтов среди медицинских сестер затрагивается в исследованиях многих отечественных и зарубежных авторов. В данных работах полноценно раскрыты качества медицинской сестры, однако, остается неясным, как именно изменяются личностные и профессиональные характеристики медицинской сестры в конфликтных ситуация, а также недостаточное внимание уделено возможным стратегиям разрешения данных конфликтов и устранения их последствий.

Профессиональная деятельность медицинских сестер связана с работой в команде: непрерывная связь с коллегами по работе, взаимодействие с коллективами параллельных служб, с пациентами и их родственниками. Трудности адаптации, различные формы «личностного неблагополучия», избыточные физические нагрузки, отсутствие ясного разделения прав и обязанностей, напряженная обстановка в работе медицинских сестер способствуют возникновению споров, разногласий, ссор, недопонимания и как следствие конфликтов между сотрудниками [1].

Во время рабочего процесса среди медицинских сестер возникают как мелкие споры, так и более крупные ссоры, переходящие в конфликты. Мелкие споры стараются урегулировать мирным путем. В более серьезных случаях, когда недовольство сторон становится очевидным, и работники отказываются идти на уступки, возникает конфликт. Конфликт, в свою очередь создает предпосылки для возникновения стрессовой ситуации, оказывающей отрицательное действие на психическое и физическое состояние сотрудников. Стресс среди медицинских сестер становится причиной снижения качества выполняемой работы, авторитета отдельной личности и престижа организации в целом, вызывает текучесть персонала, снижение заинтересованности в профессиональной деятельности и раннее эмоциональное выгорание [6].

Теория конфликта и его сущность

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор или противоборство взаимосвязанных, но преследующих общие цели двух или более сторон.

Для понимания сути конфликта необходимо сформулировать его основные признаки и условия возникновения. К основным признакам можно отнести следующее:

1. Возникновения конфликта, главным образом, происходит при наличии нескольких противоположно направленных мотивов или суждений.

2. Конфликт подразумевает наличие столкновения взглядов между субъектами, отстаивающими разное мнение, а также неминуемое причинение взаимного ущерба в виде морального, материального, физического или психологического воздействия [4, 5].

Таким образом, условиями для возникновения конфликта являются наличие противоположных мнений или суждений и состояние противоборства между субъектами социального взаимодействия.

Согласно современным представлениям возникновение конфликтов в рабочих коллективах является неизбежным, а в некоторых случаях необходимым движущим элементом деятельности организации [2].

В организации коллектив является главной движущей силой, который представляет собой группу людей, объединенных совместной деятельностью и определенной целью. При этом общие трудовые условия определяют способы их взаимодействия и ограничивают количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении. В связи с этим в рабочих коллективах нередко возникают противоречия по определенному кругу вопросов. Данные разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора решения задач. Однако обостряясь, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам [11].

Конфликты как причины стресса

Возникающие в коллективе медицинских сестер конфликты приводят к возникновению стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное воздействие на психическое и физическое состояние их организма [11].

Стресс является одной из наиболее важных психосоциальных проблем для среди среднего медицинского персонала. Около половины медицинских сестер подвергаются ему ежедневно, и большинство считает, что наличие стресса негативно влияет на профессиональную деятельность, различные сферы жизни, а также в ряде случаев является причиной психических и соматических изменений. Кроме того, длительный профессиональный стресс может вызвать различные виды искажений профессиональных и личностных качеств, в результате которых может возникнуть «профессиональное выгорание» [9, 10].

Более чем у трети медицинских сестер присутствует выраженный стресс, который требует коррекции. Сестры в большинстве своем признают, что в связи с отсутствием у них умений и навыков, они не могут самостоятельно справиться со стрессом. Половина из них хотела бы повысить свой уровень знаний по вопросам влияния стресса на организм и возможным мерам его профилактики [10]. Большинство медицинских сестер нуждается в квалифицированной психологической помощи [3, 7].

Учитывая, что конфликты являются неизбежным элементом функционирования любого коллектива, крайне важно уметь их контролировать. Правильное управление конфликтом способствует снижению издержек для отдельных личностей и коллектива в целом. В создании благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер, направленного на предупреждение конфликтных ситуаций и снижение уровня стресса, ключевую роль играют руководители коллектива, а именно заведующий отделением и старшая медицинская сестра.

Задачами руководителя являются:

1. Своевременное обнаружение неблагоприятных и потенциально конфликтных моментов в работе медицинских сестер, оценка сложившегося в коллективе психологического микроклимата. Основной задачей является не только организация медицинских сестер на выполнение главных задач подразделения, но и прогнозирование, и предупреждение конфликтов [8, 11].

2. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на предупреждение развития конфликтов в коллективах медицинских сестер [11].

3. Организация различных вариантов психологической помощи для снижения неблагоприятных последствий профессионального стресса в работе сестринского персонала.

Выводы

Конфликт представляет собой наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия и трудовой деятельности. Как в любом коллективе, в организациях здравоохранения конфликты неизбежны. Остро эта проблема стоит и в коллективах медицинских сестер.

Длительно существующие конфликты в сестринских коллективах являются одним из ведущих факторов профессионального стресса. Постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психическое и физическое состояние медицинских сестер.

С целью предупреждения конфликтных ситуаций и снижения уровня стресса руководитель должен способствовать созданию благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бершадская, М.Б. Проблема конфликтов в сестринских коллективах / М.Б. Бершадская // Главная медицинская сестра. - 2015. - №11. - С.13-21.

Вагина, Л.В., Управление персоналом в конфликтных ситуациях / Л.В. Вагина // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. - 2013. - С. 232-234.

Васильева, Т.Н. Психосоциальные аспекты профилактики профессионального стресса у работников стоматологической поликлиники / Т.Н. Васильева, И.В. Федотова // Медицина труда и экология человека. - 2018. - №3 (15). - С. 38-42.

Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2005. – 528 с.

Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардари-ки, 2005. – 318 с.

Луценко, Е.Е. Роль старшей медицинской сестры в управлении эмоциональными факторами в деятельности среднего медицинского персонала / Е.Е. Луценко, Е.А. Ибрагимова // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2019. - №2. - С. 54-57.

Масляков, В.В. Конфликты и стрессы в среде сестринского персонала / В.В. Масляков, В.А. Левина, Э.Е. Кузнецова. // Медицинская сестра. - 2011. - №8. - С. 42-44.

Масляков, В.В. Пути создания благоприятного психологического микроклимата и предупреждение конфликтов в сестринском коллективе / В.В. Масляков, В.А. Левина // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. - 2012. - №1. - С. 27-32.

Найденова, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Современные инновации. - 2015. - №2 (2). - С. 97-100.

Петрова, Н.Г. О проблеме стресса среди среднего медицинского персонала / Н.Г. Петрова, С.Г. Погосян, Б.В. Эпельман // The Scientific Heritage. - 2020. - №48-2. - С. 43-46.

Чечнева, И.А. Управление конфликтами в сестринских коллективах / И.А. Чечнева, И.В. Островская. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021363 (дата обращения 17.11.21).

Просмотров работы: 242