Эмоциональное выгорание в наши дни – очень часто встречающееся явление. Эмоции необходимо получать ежедневно, но реалии сегодняшних дней таковы, что человек больше отдает их, тем самым делая свою жизнь тусклой, унылой, рутинной. Даже в отношении других людей может чувствоваться враждебность или равнодушие.
Если говорить о работе медицинской сестры, то это именно та самая профессия, куда идут по зову сердца, это призвание. Медицинская сестра должна обладать эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная устойчивость - это устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Л. М. Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость – «это, прежде всего, единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» [1]. Потребность помогать окружающим, дарить пациентам тепло и заботу являются чаще всего личностными эмоциональных характеристик медицинских сестер.
Проблема профессиональной пригодности по своей сущности является проблемой взаимной адаптации человека к деятельности (ее средств, содержания, условий, организации). Уход за тяжелобольными, малоподвижными пациентами, ночные дежурства приводят к физической усталости медицинских сестер, необходимость одновременного выполнения двух и более действий (совмещенная деятельность), что в дальнейшем может стать причиной эмоционального выгорания. В то же время эти условия повышают вероятность развития эмоционального выгорания [3].
Труд медицинской сестры имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь, эта профессия, по Е.А. Климову относится к группе «человек-человек», это означает, что им приходится постоянно общаться с различными людьми, причем пациентами, испытывающим боль. И соответственно, к специалистам предъявляются очень высокие требования, так как объектом труда являются другие люди [5].
Можно выделить несколько методов помощи при эмоциональном выгорании:
1. Физиологические (воздействие на тело).
2. Физиотерапевтические (физиотерапия).
3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне).
4. Психологические (воздействие на психику).
На первой стадии выгорания медицинская сестра настолько увлечена работой, «загорелась» ею, что она не может думать ни о чем другом, говорит только об этом, всю душу вкладывает в свою работу. В тот момент, когда появляется эйфория в виде «головокружения от успехов» в работе (например, ассистируя хирургу во время операции, помогла спасти жизнь человеку, оказала доврачебную помощь, принесла пользу пациенту и т.д.), медицинская сестра часто стремится работать больше, чтобы в следующий раз получилось еще лучше. Иногда в ущерб личной жизни, дружбе, отдыху.
Метод профилактики при первой стадии физиологический (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика. Субъективные ощущения во время, а также после физиологической профилактики, при правильном выборе и методики применения, выражаются в появлении ощущения приятного тепла во всем теле, улучшении самочувствия и повышении общего тонуса.
На второй стадии, которую называют «рабочая», или «недостаток топлива», медицинская сестра продолжает напряженно трудиться, но у нее уже появляется усталость, повышенная утомляемость, но пока дополнительный отдых помогает их устранить. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у медицинской сестры начинает снижаться интерес к трудовой деятельности. Но на второй стадии она может быстро привести себя в рабочее состояние, например, выпив чашку крепкого кофе или чая. Начинается приглушение эмоций, сглаживается острота чувств и свежести переживаний, становится скучно и пусто на душе, возникают недоразумения с пациентами, коллегами.
Методы профилактики при второй стадии физиологические (воздействие на тело) и физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.
На третьей стадии эмоционального выгорания, которую называют «истощение», собственно, и происходит постепенное эмоциональное выгорание, если не предпринять срочно меры профилактики. Медицинская сестра продолжает напряженно работать, но теперь работа уже не доставляет радости (энтузиазм, который был на первой стадии, постепенно исчезает). Даже становится опасно равнодушной к собственной жизни.
Методы профилактики при третьей стадии физиологические (воздействие на тело) и физиотерапевтические (физиотерапия), психологические (метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва).
Четвертая стадия выгорания называют «кризис», или «опустошение». На ней накопившийся за длительный период времени стресс проявляется уже на уровне тела. Появляются телесные симптомы: бессонница, потеря аппетита, проблемы с сердцем или желудком. Иммунная система становится настолько ослабленной, что человек постоянно чувствует различные недомогания. Возможны не только проблемы со здоровьем, но и длительная затяжная депрессия. Нередко на этой стадии происходит разрыв отношений с близкими, развод. Медицинская сестра просто высиживает на работе положенное время, стремится по возможности уйти пораньше, взять больничный лист. К пациентам медицинская сестра испытывает чувство пренебрежения, ей на этой стадии кажется, что пациент сам виноват во всех своих проблемах, и он, безусловно, их заслуживает.
Методы профилактики при четвёртой стадии: физиологические (воздействие на тело), физиотерапевтические (физиотерапия), психологические, биохимические (воздействие на клеточном уровне), лекарства [8].
Ниже представлен список рекомендаций, который поможет избежать выгорания:
Необходимо выбрать время для отдыха, не обязательно целый день, достаточно 45 минут в день, разбив их по 15 минут. Найти способ переключиться на другой вид деятельности: кулинарию, скандинавскую ходьбу; овладеть новым «бесполезным» навыком, за который никогда не заплатят (научиться петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах).
Главная цель — дать отдохнуть мозгу. Нужно отключить префронтальную часть коры путем развития деятельности, связанной с моторикой. Например, изготовление перевязочного материала (салфетки, турунды, шарика, тампона) тоже подойдет, если это не требует умственных усилий.
Необходимо соблюдать режим работы и режим отдыха. Очень действенно научиться работать по режиму. Тем самым поддерживается ритм и исключается возможность переутомления [4].
Одной их самых распространённых форм отслеживания настроения и здоровья в современном мире является ведение электронного дневника в приложениях. Трекеры способствуют выявлению причины эмоционального выгорания и помогают изменить ситуацию и вернуться к нормальной жизни.
Использовать приложения удобно именно в телефоне, так как он всегда под рукой. Есть приложения, где можно описывать и улучшать свое настроение, получать уведомления с вопросом о самочувствии, использовать технику «вдох/выдох», ставить цели, связанные со здоровьем и не только. Рассмотрим некоторые из них.
Приложение Prana Breath. Используется для дыхательных тренировок. В приложении представлены различные виды тренировок. Каждая из тренировок представляет собой последовательность вдохов и вдохов определенной продолжительности, в некоторых тренировках используется задержка дыхания. В процессе тренировки на экране отображается круг, поделенный на секторы согласно соотношению фаз дыхательного цикла. В приложении есть возможность отслеживания динамики тренировок по разным параметрам.
Благодаря приложению Prana Breath, можно заниматься дыхательной гимнастикой, контролировать продолжительность дыхательных циклов и длительность тренировки.
Трекер «Моя вода». Приложение абсолютно элементарное в использовании. Достаточное количество воды обеспечивает организм энергией. Недостаточное количество воды может приводить к появлению головной боли и плохому самочувствию в целом, которое вызвано обезвоживанием организма. Отсутствие энергии может привести к эмоциональному выгоранию, которое необходимо "побороть" изнутри. Необходимо отмечать количество и вид потреблённой жидкости.
Персональный трекер сна Fitbit Sense. Используется для ежедневного мониторинга сна. Этапы сна Fitbit позволяют ежедневно просматривать статистику легкого, глубокого и быстрого времени сна и бодрствования, сравнивать результаты с прошлым месяцем и другими пользователями аналогичного возраста.
Трекер привычек Habbit. Приложение помогает формировать новые привычки и продолжать старые. Тут же можно экспортировать все данные конкретной привычки удобным способом, например, отправить на WhatsApp.
Приложение Todoist. Приложение для составления списков дел, где возможно распределение по приоритету и категориям, отслеживание прогресса и упорядочение запланированных дел.
Выводы:
Эмоциональное выгорание происходит у медицинских сестер, долгое время испытывающих стресс на рабочем месте от многозадачности, от проблем адаптации к деятельности.
Использование методов профилактики эмоционального выгорания медицинскими сестрами даст возможность повысить их эмоциональную устойчивость.
Прогресс в области технических достижений позволяет использовать специализированные трекеры, направленные на работу с эмоциональным выгоранием медицинских сестер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости/ Л.М. Аболин. – Казань: КГУ, 1987. – 261 с.
Абрамова Г.С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. // Психология в медицине. - М.: Кафедра-М, 1998. - С. 231-244 с.
Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров - М.: PerSe, 2001. - 511 с.
Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
Абдуллаева, М.М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда. / М.М. Абдуллаева. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2005. - № 4 - С. 25-37.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. - 368 с.
Пивоваров, Д.В. Методы социальной психологии / Д.В. Пивоваров. - М.: Академический проект, 2016. - 205 с.