Неотъемлемой частью современного практического здравоохранения является сфера «потребительского» контроля качества оказания всех видов услуг, который реализуется посредством масс-медиа. Если все аспекты работы системы, транслируемые через центральные телевизионные каналы, являются так или иначе политически скомпрометированными, то вопросы и проблемы, обсуждаемые в социальных сетях, несут на себе непосредственное отражение позиции «миллионов простых людей» [2]. Зачастую комплект отзывов формирует цифровой образ того или иного учреждения/специалиста. Доступность такого рычага воздействия имеет большое количество плюсов и, несомненно, минусов, печальные последствия анализа которых на административном уровне мы в данной статье затрагивать не будем.
Естественно, оценка работы практического здравоохранения среди населения основывается на личном опыте, но лишь отдельные высказывания можно расценить как конструктивные и взять в качестве отправных точек для реализации определенных «реформ».
Немалое обсуждение и живой отклик вызвала публикация Нюты Федермессер, учредителя благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» и руководителя Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы в Facebook [7].
В нашей статье мы постараемся рассмотреть ключевые аспекты ее позиции и понять основные проблемы в реализации указанных предложений в бюджетном сегменте здравоохранения.
Свою публикацию Нюта Федермессер начинает с выражения благодарности всему персоналу учреждения, где она находилась на лечении (в т.ч. в отделении реанимации), и говорит о высоком профессионализме сотрудников, способствовавшем ее быстрому выздоровлению. Однако наряду с традиционно-формальным признанием, она выделяет ряд моментов, которые делают дискомфортным пребывание в медицинском учреждении пациента, находящегося в здравом уме и способном вести активный диалог с персоналом.
Мы бы хотели разделить ее замечания на 2 принципиальные группы:
1) организационно-бытового характера;
2) замечания, связанные с нарушением принципов профессиональной этики, как составляющей части медицинской этики.
Замечания 1-й группы носят сугубо прикладной характер и базируются на материальной составляющей пребывания пациента в учреждении. Имея большой опыт руководства в сфере здравоохранения, Нюта выдвигает ряд пунктов, требующих от административного звена относительно безболезненных перемен с целью улучшения бытового комфорта, как-то: закупка ширм, специальных больничных рубашек, функциональных таблетниц, сервировка больничной еды, организация пространства в палате соответственно физическому состоянию пациента, возможность визуального контроля пациентом смены одноразового белья, перчаток при проведении исследований/манипуляций. Реализация данных предложений определяется всецело уровнем финансирования каждого конкретного учреждения и заинтересованностью руководства.
Замечания 2-й группы требуют более масштабной оценки и глубокого осмысления. Немаловажным аспектом, в большей степени социально-политическим, и определяющим сложности взаимодействия пациента с персоналом, является трансформация профессиональной этики в отечественной медицине.
Чтобы подробно разобраться в этой теме, мы обратимся к истокам. Откуда взялась «медицинская этика» и что она из себя представляет?
Медицинская этика – это отрасль профессиональной этики, регулирующая профессиональное поведение медицинских работников по отношению к пациентам и коллегам [6].
Медицинская этика так же является разновидностью профессиональной этики. Профессиональная этика присуща в первую очередь профессиям типа «человек-человек», в которых центральное место занимает взаимодействие с человеком, в том числе и медицинская этика.
В современном законодательстве закреплен приоритет прав пациента, выраженный в модели информированного согласия. Правила биомедицинской этики являются механизмом реализации прав пациента на практике. При этом они направлены не только на защиту правового статуса пациента, но и на защиту профессионального статуса врача [6].
В отечественном законодательстве основные права пациента были надежно закреплены в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан» [1].
Там же сформировалась модель информированного согласия пациента.
В этой модели основными правами пациента являются: право на информацию, право добровольного согласия и отказа от медицинского вмешательства, право на врачебную тайну.
В законе устанавливаются границы, в которых участники отношений должны оставаться. Однако то, что остается внутри этих отношений, напрямую зависит от самих участников.
Понятие о медицинской этике тесно связано с понятием «деонтология», т.к. оба эти понятия имеют дело с нравственными и моральными нормами. На них базируются принципы и правила поведения медицинского персонала, который выполняет свой профессиональный долг.
Термин «деонтология» в СССР был введен Н.Н. Петровым , который, в свою очередь, писал: «Под деонтологией мы, в наших условиях советской медицины, должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия или общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы"[3].
Профессиональная деятельность медицинского персонала наряду с формальными юридически закрепленными правилами регулируется принципами медицинской морали, формирующей определенную негласную идеологию, которая соответствует текущему социально-историческому контексту. Именно эта мораль в повседневной рутинной деятельности определяет порядок и качество оказания медицинских услуг населению, определяет специфику отношений между медицинским персоналом и пациентом. В отечественной медицине проблемам морали и этики уделялось большое значение с самых ранних этапов формирования профессиональных сообществ, и советское учение о врачебном долге (медицинская деонтология) в своей основе имело опыт предшествующих поколений, наложенный на принципы господствующей идеологии. Советскую деонтологию отличали:
1) прагматизм (в руководствах были представлены практические рекомендации, обусловленные специфичностью работы в конкретных сферах медицины);
2) отношение к больному как к личности «со всеми ее сложными переживаниями» [3];
3) позиционирование медицинского персонала не как наемного работника, предоставляющего услуги за вознаграждение, но как людей, выполняющего долг перед Родиной, несущего ответственность за сохранение важного ресурса страны – здоровья населения. Медицинские работники своим трудом транслировали патерналистскую заботу государства о народе.
Перемены в морали медицинских работников, возникшие с начала 90-х годов прошлого века, были определены появлением новых технологий, коммерциализацией медицины и развитием доктрины прав человека. Следствием стало формирование новой дисциплины - медицинской биоэтики. Медицинская этика, пришедшая на смену медицинской деонтологии вместе с уходом от модели государственного патернализма к рыночной модели, перестала рассматривать профессиональную деятельность медицинского персонала как нечто совершенно особое. Оказание медицинской помощи начало восприниматься как один из видов услуг, как отношения, обусловленные формальным договором между лицами, которые стремятся к обеспечению собственного блага.
Медицина стала определяться как «тип социальных отношений, предполагающих определенные обязательства по обеспечению блага – это отношения между профессионалом, с одной стороны, и клиентом, пациентом, т.е. потребителем услуг профессионала, с другой» [5]. Если в рамках советской деонтологии важность беседы с больным объяснялась потребностью познакомиться с ним/ней как с уникальной личностью, сформировать доверительные отношения, то учебные пособия по медицинской этике говорят о подобном диалоге как об условии реализации прав пациента на принятие решения относительно медицинского вмешательства в его/ее жизнь.
Таким образом, мы приходим к выводу, что деонтологический подход к пациенту как к уникальной личности, забота о пациенте, определяющаяся гуманистическим желанием помочь попавшему в беду человеку посредством практического искусства медицинского персонала, сменился предоставлением медицинской помощи населению в терминах прав/обязанностей и сервиса. Каждая сторона (сотрудник/пациент) рационально действует с целью максимизации собственной пользы, ориентируясь на существующие у него конкретные права и обязанности.
Исходя из опыта нахождения в современных медицинских организациях и в качестве сотрудника, и в качестве пациента, мы хотели бы дать свое видение реализации принципов либеральной идеологии в условиях отечественной рыночной экономики на почве устоявшихся традиций советской деонтологии.
Проблемы, описанные Нютой Федермессер, связаны с нарушением границ личного пространства пациентов и фамильярностью персонала: «стук в дверь – это не больничное», «врачи открывают дверь и заходят, словно они в своей квартире входят с свою спальню», «пошлые солдафонские шутки», «я не милая, у меня есть имя, оно написано в истории болезни») [7].
Неподготовленность правовой базы, как и юридический нигилизм медицинского персонала и пациентов делают крайне затруднительным организацию продуктивной работы (пациент рассчитывает на соблюдение его прав и свобод, но в большинстве случаев интерпретирует их в вольной форме, это, в свою очередь, выливается в неконструктивные диалоги с медицинским персоналом и конфликтные ситуации, содержащие по сути субъективно ориентированные претензии).
Кроме того, современная больница становится крупным структурным звеном в сложной цепи реализации бюджетных вложений. Во главе угла стоит не забота о здоровье граждан и предоставление условий для профессиональной реализации медицинского персонала, а выполнение финансовых планов врачом/отделением/больницей. Это приводит к увеличению потока пациентов, сокращению времени, доступного для диалога с пациентом. Все это делает такие понятия как «эмпатия» и «пациенториентированность» весьма отдаленными от практической деятельности филологическими конструкциями («…пациенту в больнице все время стыдно, вечно кажется, что ты мешаешь медикам делать их работу…») [7]. Только рудиментарные навыки советской деонтологии, которые в современном обществе расцениваются как абстрактное морализаторство, являются единственным выжившим компонентом, обращенным именно к пациенту, и сохраняют человеческое лицо отечественной медицины пусть и в сильно пострадавшем виде.
Признавая важность темы, обозначенной Нютой Федермессер, мы считаем, что конкретные инструкции не могут стать действенными в решении современных проблем медицинской этики и этикета. На наш взгляд, наиболее эффективными могут стать следующие рычаги воздействия:
1) совершенствование юридической базы, определяющей порядок отношений между пациентом и медицинским персоналом, с привлечением экспертов, непосредственно вовлеченных в практическую медицинскую деятельность
2) прицельная и тщательная подготовка врачебного персонала в вопросах медицинской этики и права еще на этапе ординатуры/первичной переподготовки с более детальным изучением аспектов в каждой конкретной специальности
3) модернизация работы среднего персонала за счет увеличения его количества, т.к. именно грамотный сестринский уход во многом определяет качество жизни пациента в отделении реанимации, после хирургических вмешательств; улучшения качества образования, в том числе и в вопросах медицинской этики и права
4) повышение материальной заинтересованности младшего медицинского персонала в качественном и корректном выполнении своих обязанностей.
Выводы:
Медицинский персонал должен отвечать высоким требованиям медицинской морали в современных реалиях, где трудно представить условия формирования личности с высокой планкой самосознания – качество образования, уровень жизни, социальное обеспечение не позволяют взращивать отдельную касту гуманистов в условиях дикого рынка.
Важно придерживаться принципов советской деонтологии, в которой беседы с больным объяснялась потребностью познакомиться с ним/ней как с уникальной личностью, сформировать доверительные отношения, что оказывает положительное влияние как на пациента, так и на медицинский персонал.
Надо осознавать, что только глобальная трансформация общественного сознания в рамках либеральной идеологии позволит полноценно и гармонично выстроить непростую систему взаимоотношений пациента и отечественной медицины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1997-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 17.11.2021).
Кассирский, И.А. О врачевании / И.А. Кассирский – М.: Медицина, 1970. – 272 с.
Петров, Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. / Н.Н. Петров. – Л.: Издательство ГИдУВа, 1948. – 20 с.
Феденев, Р. Вопросы этики. Этичный человек. / Р. Феденев. [Электронный ресурс] / Проза.ру. – 2000 - 2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://proza.ru/2016/10/23/1499 (дата обращения 16.11.2021).
Юдин, Б.Г. Введение в биоэтику / Б.Г. Юдин – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
Лекция №3. Права пациентов и основные правила биомедицинской этики. [Электронный ресурс] / Studfile. – 2018 – Электр. дан. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7151244/ (дата обращения 17.11.2021).
Федермессер, Н. 24 октября я написала, что заболела гриппом… [Электронный ресурс] / Facebook. – 2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://www.facebook.com/federmesser/posts/640751709 2651635