Основу организации и функционирования внутреннего контроля в медицинской организации должен обеспечивать главный врач медицинской организации. Так как единая регламентация контроля качества в сфере здравоохранения отсутствует, поэтому Клинический госпиталь на Яузе разработал свои правовые документы, которые определили базовую основу внутреннего контроля из структурных элементов.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [2], в практической деятельности медицинской организации используется алгоритм построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Данный алгоритм применяется в многолетней практике многих медицинских организаций и затрагивает всю систему построения менеджмента качества. Данный алгоритм уже доказал свою эффективность во многих медицинских организациях.
В Клиническом госпитале на Яузе разработан комплект документов в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [там же].
Внутренний контроль качества включает:
1. Лекарственную безопасность, надзор за фармакологическими препаратами.
2. Безопасность обращения с изделиями медицинского использования.
3. Безопасность внутренней среды, организацию ухода за пациентами, обеспечение необходимых процедур для профилактики пролежней и т.д.
4. Хирургическую безопасность, направленную на профилактику рисков, которые могут быть связаны с разным уровнем оперативных вмешательств.
В связи с разработкой внутреннего приказа были разработаны СОПы и регламенты для работы медицинских сестер и младшего медицинского персонала:
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы;
гигиена рук;
соблюдение технологий выполнения медицинских вмешательств и сестринского ухода;
идентификация пациента;
профилактика пролежней;
профилактика профессионального заражения;
хранение, выдача. списание, применение лекарственных препаратов;
организация экстренной неотложной помощи;
утилизация медицинских отходов.
Для организации контроля необходимой работы в госпитале создана соответствующая комиссия (постоянно действующие рабочие группы), например, по организации сестринского ухода, из числа среднего медицинского персонала в рамках системы организации внутреннего контроля.
При регламентации работы комиссий (групп) на уровне госпиталя учтены три важных фактора:
четко формулировать и указывать необходимые полномочия;
определять круг ответственных категорий медицинского персонала в рамках организации внутреннего контроля;
обеспечивать на регулярной основе процесс отчетов главному врачу о работе среднего медицинского персонала с целью обеспечения скоординированной и наиболее слаженной работы коллектива и преемственности по тому или иному актуальному и наиболее приоритетному направлению медицинской деятельности в рамках организации внутреннего контроля.
В госпитале внутренний контроль качества и безопасности медицинских услуг производится в порядке, который был разработан и установлен согласно необходимым нормативным документам.
В госпитале разработана следующая система качества:
1. Создание трехэтапного контроля качества медицинской помощи.
2. Создание Департамента управления качеством медицинской помощи.
3. Внедрение внутренней системы контроля качества на основе разработанных внутренних регламентов и форм документов.
Внутренние комиссионные проверки важны для деятельности любых медицинских подразделений.
На основании этого в госпитале проводятся ежемесячные аудиты, в которых старшие медицинские сестры проверяют качество оказания медицинской помощи пациентам средним и младшим медицинским персоналом по разработанным для комиссии чек-листам. На основании аудита составляется акт о выявленных нарушениях.
Таким образом, каждая из предлагаемых мер обеспечила стимул для улучшения показателей социальной, медицинской и экономической эффективности госпиталя.
Благодаря внедрению системы мероприятий внутреннего контроля качества в Клиническом госпитале на Яузе и усилиям медицинского персонала появилась возможность своевременного диагностирования заболеваний на ранней стадии их развития и дальнейшего лечения и ухода за пациентами.
Были достигнуты следующие результаты:
- снижение количества ошибок идентификации личности пациента при выполнении манипуляций средним медицинским персоналом на 93,7%;
- снижение случаев ИСМП на 72%;
- снижение количества ошибок при выполнении врачебных назначений средним медицинским персоналом на 100%;
- снижение количества ошибок среднего медицинского персонала при работе с медицинским оборудованием на 100%;
- время отсутствия медицинской сестры на посту в отделении за смену, в связи с необходимостью транспортировки пациентов, сократилось на 75,7%
- снижение случаев возникновения инфекций послеоперационных ран на 38,1%;
- снижение случаев возникновения падений среди пациентов на 100%;
- снижение случаев возникновения пролежней на 92,8%;
- повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг до 95-100%.
Выводы:
Разработанные в Клиническом госпитале на Яузе правовые документы, определившие базовую основу системы внутреннего контроля качества, показали свою эффективность.
Внедрение внутренней системы контроля качества повысило результативность работы как отдельных структурных подразделений, так и всего Клинического госпиталя на Яузе в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – 1997-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 16.11.2021).
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности») [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал Гарант.ру. - 1990-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YtscB (дата обращения 18.11.2021).
Лаптева, Е.С. Личная гигиена пациента. Аспекты ухода за тяжелобольными пациентами: Часть 2. Учебно-методическое пособие / Е.С. Лаптева, Н.В. Алешева. - СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2013. - 40 с.
Кашафутдинова, Г.Т. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики / Г.Т. Кашафутдинова, В.Ю. Байсугурова // Вестник КАЗМУ. - 2013. - № 3. - С. 8-11.
Агаларова, К.Н. Больничная среда как фактор выздоровления пациентов / К. Н. Алагарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2. – С. 88–96.