ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Кондрашова О.И. 1
1ФГАОУ ВО Российский университет дружбы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы понять проблемы профессионального развития руководителей сестринской службы, изначально нужно обратиться к определениям понятий: профессиональное развитие, мотивация, повышение квалификации.

Профессиональное развитие – это деятельность специалиста, направленная на сохранение и приумножение своих профессиональных умений, навыков, квалификационных характеристик, базы полезных знаний и личностных черт, необходимых для повышения качества своей профессиональной деятельности и расширения профессиональной компетенции [10].

Мотивация — это побуждение к действию и неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста [7].

Повышение квалификации – это подготовка кадров, направленная на усовершенствование знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности [6].

Рассмотрим подробнее требования, которые предъявляются к работе руководителей сестринской службы в медицинских организациях. На сегодняшний день для профессионального развития руководителей сестринских служб нужен комплекс новых умений и знаний, которые включают в себя оптимизацию работы персонала и административное планирование, применение психологических и социологических методов в работе с персоналом [2].

Для успешной реализации административных функций недостаточно интуитивного понимания обязанностей. Руководителям сестринских служб необходима профессиональная переподготовка, повышение квалификации, семинары, конференции, тренинги, лекции, программное обучение [10].

Профессиональное развитие может быть реализовано в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Важным фактором в профессиональном развитии руководителей сестринских служб является получение высшего сестринского образования на базе высшего учебного заведения [4].

Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров. Приказом Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)» определены универсальные и общепрофессиональные компетенции выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки сестринское дело [1]. А именно: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерств, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, этические и правовые основы профессиональной деятельности, информационные технологии, медицинские технологии, лекарственные препараты, оценка состояния здоровья, организационно-управленческая деятельность, научная деятельность, профессиональное образование.

Профессиональное образование, профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать престижу профессии медицинская сестра в обществе [11].

Мотивацией для повышения квалификации является повышение статуса и престижа должности. Формированию внутренней трудовой мотивации способствует привлечение руководителей сестринских служб к научно-исследовательской деятельности, выступлению с докладами. Образовательный стандарт специалиста имел своей целью готовить руководителей сестринской службы и преподавателей сестринского дела. Бакалавры сестринского дела, в соответствии с образовательным стандартом, должны быть готовы к следующим видам деятельности: реабилитационная деятельность, медико-профилактическая, лечебно-диагностическая, организационно-управленческая и исследовательская. Это дает возможность занимать должности сестринского персонала и должность старшей медицинской сестры.

Повышение квалификации для руководителей сестринских служб в связи с большой загруженностью на рабочем месте в формате очных занятий становится невозможным [3]. В связи с этим на помощь приходит дистанционное обучение, для которого не существует проблемы нехватки учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для обучающихся, так как в большинстве образовательных учреждений процесс обучения осуществляется путем предоставления каждому обучающемуся отдельного кабинета в закрытой части учебного портала [9]. Для удобства планирования времени обучении, выбора интересующего курса повышения квалификации был разработан проект по непрерывному медицинскому образованию.

Под непрерывным медицинским образованием понимается развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности [5]. Обучение в системе непрерывного медицинского образования – это обучение составлению плана собственного развития по интересующим темам, обучение ставить перед собой цели и задачи перед прохождением очередного курса повышения квалификации, участия в конференциях, прохождения интерактивных модулей.

В условиях возрастающей конкуренции, несмотря на то, что руководящие должности в учреждениях здравоохранения по сестринскому делу могут занимать специалисты со средним специальным образованием и соответствующим сертификатом, и для этого нет необходимости получать высшее образование, многие медицинские учреждения при приеме на работу руководителей сестринских служб ставят приоритетным наличие высшего сестринского образования [12].

Выводы

Работа по профессиональному развитию старших (главных) медицинских сестер должна проводиться комплексно с использованием курсов профессиональной переподготовки, повышение квалификации, проведения семинаров, конференций, тренингов, лекций, программного обучения.

Для повышения мотивации руководителей сестринских служб необходимо привлекать старших (главных) медицинских сестер к участию в конференциях, семинарах, где они смогут передавать свои знания молодым специалистам.

В программу по профессиональному развитию старших (главных) медицинских сестер необходимо включать обучение медицинским и информационным технологиям.

Для достижения эффективного использования профессионального и личностного потенциала, без потери времени на обучение в рабочее время, возможно использование дистанционных образовательных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - 1997-2021. - Электр. дан. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/16386/ (дата обращения: 17.11.2021).

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - 1997-2021. - Электр. дан. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/16386/ (дата обращения: 17.11.2021).

Алексеев, В.М. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих. / В.М. Алексеев, С.В. Ильченко. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №9-1. - С.168-171.

Двойников, С.И. Развитие высшего сестринского образования в России. / С.И. Двойников. // Главная медицинская сестра. - 2011. - № 6. - С. 5-6.

Двойников, С.И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России / С.И. Двойников. // Главная медицинская сестра. - 2011. - № 6. - С.21-24.

Дремова, Ю.Г. Профессиональное развитие личности в организациях на основе технологий управления знаниями: дис.канд. соц. наук: 22.00.08. / Дремова Юлия Геннадиевна. – Москва, 2008. – 31с.

Клочков, А.К. KPI и мотивация персонала / А.К. Клочков // СПб.: ИРЭ РАН, 2010. – 155 с. [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека - 1999-2021. - Электр. дан. – Режим доступа https://search.rsl.ru/ ru/record/01004568368 (дата обращения: 20.11.2021).

Ларин, С.Н. Повышение квалификации персонала как ключевой фактор развития персонала / С.Н. Ларин. // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 38-3. - С. 46-52.

Леванов, В.М. Дистанционные тренинги в непрерывном медицинском образовании. / В.М. Леванов, А.Ю. Никонов, Е.Ю. Мамонова, О.В. Переведенцев // Телемедицина и электронное здравоохранение. – 2015. - №1. – С.42-45.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 308 с.

Островская, И.В. Сестринское дело: эволюция статуса. / И.В. Островская. // Медицинская сестра. – 2000. - №4. - С.15-17.

Перфильева, Г.М. Реформы среднего медицинского образования в России. / Г.М. Перфильева // Медицинская помощь. – 1996. - №8. – С.8.

Просмотров работы: 74