Правовые основы брендинга в туризме Российской Федерации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Правовые основы брендинга в туризме Российской Федерации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Роль брендинга формировалась в течение нескольких столетий. Появление на туристском рынке большого количества похожих товаров и услуг в 20 веке побудило компании к созданию собственного бренда. Основной задачей брендинга является формирование у потребителя ряда ассоциаций, которые связаны с определённым туристским предприятием.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного исследования являлось изучение и рассмотрение правовых аспектов создания и дальнейшего использования туристского бренда в Российской Федерации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведённое мной исследование опирается на литературу по туристскому брендингу, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также практические исследования. В ходе статьи были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, метод сравнения.

РЕЗУЛЬТЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

История брендинга берёт своё начало в 16 веке, когда фермеры клеймили свой скот. У каждого хозяйства было своё собственное клеймо, которое было простым и легко узнаваемым. Эти знаки (клейма) являлись первыми продуктовыми логотипами.

Бренд − это комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

В 19 веке США и Европейские страны преобразились в ходе процесса перехода на массовое производство товаров на фабриках и заводах. Тем самым возросло количество товаров, а, следовательно, и конкуренция, возникла необходимость выделяться среди других производителей. Появились товарные знаки. Регистрация товарных знаков началась в 1870 году, а в 1871 году в США был издан первый закон, регламентирующий защиту репутации компании и помощь потребителям в идентификации товаров и услуг.

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право, на которое удостоверяется свидетельством (Гражданский кодекс Российской Федерации статья 1477). То есть, понятие товарный знак применяется для различия компаний, занимающихся производством товаров. [1]

В Гражданском кодексе Российской Федерации также есть понятие знака обслуживания, которое применяется для различия компаний, которые предоставляют какие-либо услуги. Знак обслуживания – это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (Гражданский Кодекс Российской Федерации статья 1477). [1]

На сегодняшний день, брендинг играет важную роль в продвижении услуг и товаров, а также узнаваемости среди множества предприятий-конкурентов. Туристский бренд (бренд туристской компании, бренд гостиничного предприятия, бренд предприятия питания и бренды других предприятий в сфере туризма) – один из эффективных инструментов продвижения услуг. Все туристские предприятия стараются создать уникальные визуальные образы, запоминающийся слоган и другие отличительные знаки. [3]

Однако стоит понимать, что бренд и товарный знак (знак обслуживания) это разные понятия. Под брендом понимают имидж товара, его подачу, включая совокупность материальных и нематериальных категорий. А товарный знак (знак обслуживания) – это символ, знак, обозначение, предоставляемых товаров и услуг. То есть, товарный знак – это часть бренда, это картинка, которая ассоциируется непосредственно с каким-либо брендом. Это и является главным различием товарного знака (знака обслуживания) от бренда.

Также, стоит отметить, что бренд невозможно зарегистрировать, в отличие от товарного знака. То есть, если туристская компания намерена защищать свои права на использования оригинального логотипа, то возможно зарегистрировать только товарный знак. Никто не может использовать уже существующий товарный знак без разрешения правообладателя.

Товарный знак и знак обслуживания является интеллектуальной собственностью, то есть самовольное использование знака другими организациями влечёт гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Лицо, использующее чужой товарный знак или знак обслуживания, обязано удалить товарный знак с рекламы, вывесок и прочих документов, изъять из оборота этикетки, упаковки. Правообладатель вправе по своему выбору потребовать от нарушителя компенсацию:

В размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, размер компенсации определяется по усмотрению суда;

В двукратном размере стоимости товаров (услуг), но которых незаконно размещён товарный знак или знак обслуживания, или двукратном размере стоимости права использования товарного знака или знака обслуживания. [1]

Товарные знаки в Российской Федерации регистрирует федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Роспатент). Подать заявку может физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или юридическое лицо. Каждый товарный знак должен соответствовать определённому классу согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Для подачи заявки на регистрацию необходимо представить следующие документы:

Заявление (указывается информация о заявителе: его местонахождение, место жительства);

Изображение будущего знака и его описание;

Классифицирование товаров или услуг согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), а также список товаров или услуг, которые будут представлены под знаком;

Чек об уплате госпошлины.

Товарный знак (знак обслуживания) может быть текстовым, графическим и комбинированным, возможные виды товарного знака описаны в статье 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако существует ряд ограничений, по которым могут отказать в регистрации товарного знака (ограничения прописаны в статье 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации). [1]

После проверки заявки в Роспотенте, заявка регистрируется, после физическое или юридическое лицо получает свидетельство на товарный знак (знак обслуживания).

Согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) туристские услуги можно отнести к 43 классу (услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания), также косвенно к туристскому бизнесу можно отнести 39 класс (транспортировка, организация путешествий и другие услуги), 41 класс (организация развлечений, спортивных и культурно-просветительских услуг и другие), 44 класс (медицинские услуги и другие услуги).

Если говорить о туристском бизнесе в России, следует отметить, что чаще всего предприятия гостеприимства в целях повышения доходов и большего внимания к своему предприятию заключают соглашение на использование знака обслуживания с уже известными брендами.

К известным знакам обслуживания можно отнести следующие гостиничные цепочки: «Marriott», «Hilton», «Redisson», «Accor», «Azimut», «Amaks» и другие. В ресторанном бизнесе самыми известными знаками обслуживания являются: «McDonalds», «KFC», «Burger KING», «Starbucks», «Якитория» и другие. Самым узнаваемыми туристскими фирмами являются следующие компании: «TezTour», «AnexTour», «CoralTravel», «Pegas Touristik» и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, товарный знак и знак обслуживания – это обозначение, предназначенное для индивидуализации производимых услуг и товаров. Поэтому при создании туристского бренда необходимо создать узнаваемый и уникальный товарный знак или знак обслуживания. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания даёт право на охрану логотипа туристского предприятия как интеллектуальной собственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 25.01.2021).

Гончарова И.В., Розанова Т.П., Морозов М.А., Морозова Н.С. Маркетинг туризма. − М.: Федеральное агентство по туризму. 2014.

Каныбекова Б.Д. Место брендинга в туризме: обзор теоретических подходов // Экономика и парадигма нового времени. 2019. №2 (10). 13-16 с.

Логунцова И.В. Особенности территриального брендинга в российских условиях. –М.: КДУ. 2013. 65 с.

Шапиро С. В. Брендинг в сфере туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 21. 68–72 с.

Просмотров работы: 18