ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Макарова О.В. 1, Перепеченова Т.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) должно строиться на основе системно-деятельностного подхода, концептуально нацеленного на обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При выполнении данного требования младший школьник становится субъектом учебной деятельности. Он учится ставить учебные цели и задачи, выбирать и применять способы их решения, контролировать и оценивать себя. Условием достижения успешности учебной деятельности является её продуктивность. Для исследования становится важным вопрос: каковы характеристики продуктивности учебной деятельности?

Анализ словарных статей (Толковый словарь, словарь иностранных слов и др.) показал, что термин «продуктивность» трактуется как способность давать продукцию, как плодотворность, производительность. Анализ научной литературы, посвященной вопросам организации учебной деятельности (В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.В. Харламова, Н.Ф. Талызина, Н.Я. Чутко и др.) показал, что «продукцией» учебной деятельности младшего школьника следует понимать знания, умения, компетенции, которыми определяется его способность к выполнению различных учебных и жизненных задач. На уроках технологии это – технико-технологические, общекультурные, общетрудовые знания и предметно-практические умения, которые характеризуются новизной для ученика и которые имеют практическое значение при выполнении учебного изделия. Таким образом, учебное изделие является, в первую очередь, средством успешного освоения знаний, умений и только затем – результатом, поскольку его готовность и качество зависимы от компетенций, которые формируются у ученика на уроке.

Анализ конспектов и технологических карт уроков, предложенных в сети интернет, а также наблюдения уроков технологии в школе (56 уроков), показал, что их подавляющее большинство (порядка 75%) нацелено на другой результат – выполнение конкретного учебного изделия. При анализе учебных изделий было отмечено их невысокое качество и наличие в работах существенных дефектов. Дефекты в изделиях понимаются как ошибки, которые возникают от того, что формирование знаний, умений и компетенций на уроке происходит, скорее всего, формализовано – ученики не осмысливают, а значит и не понимают, насколько глубока связь осваиваемых знаний, умений и качества учебного изделия.

Проведенный анализ деятельности учителя показал, что в большинстве разработок уроков ученическая учебная задача содержательно отличается от дидактической цели, изделие не осмысливается учениками как результат освоения определённых знаний и умений. Это наводит на мысль о том, что учителями не осознаётся необходимость включения младших школьников в процесс осмысления значимости изучаемого содержания. Таким способом обучения обусловлено снижение самостоятельности и продуктивной деятельности у младших школьников.

Сложившаяся ситуация порождает противоречие между планируемыми и реальными результатами освоения младшими школьниками содержания предмета «Технология»: освоенность технико-технологических знаний и предметно-практических умений противопоставляется учебному изделию и его качеству. Возникает необходимость в решении проблемы: какие условия на уроке технологии следует учесть, чтобы повысить продуктивность учебной деятельности младших школьников и достичь результата, соответствующего требованиям ФГОС НОО.

Термин «условия» в контексте исследования, вслед за Н.М. Борытко, понимается как комплекс внешних обстоятельств, оказывающих существенное влияние на протекание педагогического процесса, который сконструирован педагогом для достижения определенного результата [1]. Исходя из контекста определения, условия будут касаться методов, приемов, форм организации познавательной деятельности учащихся, которые в соответствии с содержанием обучения, возрастными и психологическими особенностями, возможностями детей отбирает учитель. От этого отбора зависит продуктивность учебной деятельности учащихся на уроке технологии.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л.И. Божович, А.А. Люблинская и др.) позволил выделить те возрастные и психологические особенности личности младшего школьника, которые оказывают решающее влияние на динамику продуктивности учебной деятельности младших школьников. При восприятии значимая и интересная учебная информация вызывает у ребёнка эмоциональные переживания, любопытство, стремление к познанию и самостоятельной деятельности. Интенсивное развитие познавательных потребностей, в частности словесно-логического, рассуждающего мышления позволяет ученику проникать в учебное содержание, устанавливать в нём взаимосвязи и взаимозависимости, а успешное выполнение учебных заданий вызывает чувство удовлетворения и эмоциональный комфорт. Перечисленные психологическое особенности младшего школьника способствуют повышению продуктивности его учебной деятельности. Однако нестабильность умственной работоспособности, высокая утомляемость, усталость при длительном сосредоточении, повышенная эмоциональная возбудимость и др. свойства психики отражаются отрицательно на продуктивности учебной деятельности ученика. В связи с этим, методы, приёмы, формы организации учебной деятельности младшего школьника на уроках технологии будут направлены на укрепление положительного и снижение отрицательного влияния психологических характеристик ученика, то есть на повышение его продуктивности учебной деятельности.

Психологический комфорт на уроке технологии обеспечивается включенностью ученика в процессы осмысления ценности изделия и знаний, умений для себя. Заметим, что «включение» ученика этот процесс происходит посредством побуждения у него познавательных мотивов. Основой появления таких мотивов является обращение к субъектному опыту школьника. Ученик осмысливает, какие знания и умения ему необходимы и будут решающими для выполнения учебного задания, какими из них он владеет, а каких недостаточно. Ситуация понимания того, что знаний и умений недостаточно, а учебное изделие выполнить нужно, порождает у ученика интерес к содержанию и мотивацию к его изучению. Отсюда, первое условие организации продуктивной деятельности младшего школьника – вызов интереса и познавательной мотивации к предстоящей деятельности посредством обращения к его жизненному опыту. В этом случае учебная информация становится для младшего школьника личностно-значимой. Для реализации данного условия предлагаем применение группы мотивирующих приемов: создание проблемной ситуации (через анализ противоречивых фактов, столкновение мнений учащихся, осмысление противоречий между житейскими представлениями и научными фактами, противоречий между необходимостью и невозможностью выполнить задание [2]), подбор системы вопросов для организации эвристического диалога и др.

Как уже было указано, интенсивное в период обучения в начальной школе развитие мышления, позволяет ученику глубоко проникать в учебное содержание, устанавливать в нём взаимосвязи и взаимозависимости. Опора на данное психическое свойство личности ученика позволяет применить задания, направленные на поиск и обоснование учениками необходимости освоения технико-технологических знаний и умений: фиксирование затруднения (Для чего нам нужны эти знания? Какой приём обработки материала нужно освоить? Что позволит улучшить этот приём?) В этом случае ученики убеждают себя сами в том, насколько изучаемый материал важен для решения ряда учебных технологических задач. Такое методическое решение позволяет ученику обнаружить, что качество учебного изделия зависит от того, насколько глубоко он освоил подготовительный учебный материал, секреты мастерства и технологические умения. Отсюда второе условие организации продуктивной деятельности младшего школьника – содействие осознанию им взаимосвязей между изучаемыми знаниями, формируемыми умениями, компетенциями и качеством учебного изделия.

В силу возрастных особенностей младшего школьника одной из важных потребностей для него является самостоятельность в деятельности, которая представляет собой способность ученика к самоорганизации, умениям осуществлять рациональный отбор способов решения учебных задач и, соответственно, их выполнение. Вслед за Г.А. Цукерман учебная самостоятельность понимается нами как способность ученика к выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действий в новых ситуациях [3]. Внешнее выражение самостоятельности проявляется в стремлении ученика выполнить учебную задачу без тотального контроля со стороны взрослых (учителя или родителей). Однако нередко можно наблюдать, что у младших школьников данная потребность снижена в связи с тем, что ученики не видят положительной динамики в своей работе, не ощущают успешности, а взрослые не доверяет ученику поскольку боятся, что он не справится. Очевидно, что при таком подходе продуктивность учебной деятельности для ученика значительно снижается. Таким образом, третье условие организации продуктивной деятельности младшего школьника на уроках технологии – содействие его самостоятельности в учебной деятельности. Выполнение данного условия сопряжено с реализацией специальных приёмов (или заданий), направленных на предварительный разбор учебного задания с выделением ключевых моментов («секретов мастерства»), планирования, программирования деятельности (приём «Робот»), анализ дефектов у приготовленных учителем изделий и др.

Сделаем вывод. Продуктивная деятельность младшего на уроках технологии определяется как комплекс усваиваемых и усвоенных учеником знаний, умений, компетенций, которыми обусловлена его способность к выполнению различных учебных и жизненных задач. Организация продуктивной деятельности младшего школьника на уроках технологии возможна, если ученики, анализируя собственный жизненный опыт, испытывают интерес к предстоящей деятельности, осознают взаимосвязи между изучаемыми знаниями, формируемыми умениями, компетенциями и качеством учебного изделия, выполняют учебное задание самостоятельно. Предложенные условия и группы приемов и заданий были проверены в ходе экспериментальной проверки; результаты их внедрения будут представлены с последующей публикации.

Список литературы:

Борытко, Н.М. В процессе воспитательной деятельности. – Волгоград: Перемена, 2001.

Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогические методы обучения / Е.Л. Мельникова // Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/0YrH (дата обращения 04.02.2021)

Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М., 2010

Давыдов, В.В Что такое учебная деятельность? // Начальная школа, 1999. – №7. [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/0YK4 (дата обращения 09.02.2021)

Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm#$p239, (дата обращения 09.02.2021)

Харламов, И.Ф. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. – М.: Гардарики, 1999.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 1998.

Чутко, Н.Я. Учебная деятельность как основная форма жизнедеятельности младших школьников. – М: Самара: Изд. «Учебная литература», 2005.

Просмотров работы: 96