ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Леонова Е.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях изменения системы образования РФ выходит на первый план проблема обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях общеобразовательной школы, так как количество обучающихся с такой патологией в школах постоянно увеличивается.

В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с РАС вместе с обычными детьми, но следует отметить, что не достаточно полно раскрыт опыт работы школ по данному вопросу. Для организации обучения младшего школьника с РАС, необходимо создать единую систему, в которой будет спланирована образовательная среда с учётом психофизических возможностей и потребностей ученика.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды, разработанных для школьников с РАС. В связи с этим, для анализа образовательной среды младших школьников были выделены такие параметры, как: предметная, пространственная, смысловая и социальная организация среды. Данные параметры включают в себя всю совокупность факторов, которые положительно влияют на обучение и развитие младшего школьника с РАС.

В предметную организацию образовательной среды включили такие критерии: учебно-дидактический материал, визуальные подсказки, предметы, мотивирующие процесс обучения. Для анализа пространственной среды включали такие критерии: размещение рабочего места, зонирование пространства, постоянство пространства. Смысловая организация среды включала в себя структурирование времени, визуализацию расписания, визуальные подсказки, дидактический материал, адаптированные средства обучения. В социальную организацию образовательной среды включали наличие специалистов, продолжительность занятий, адаптацию инструкций, речевую обстановку, поддерживающую коммуникацию, соблюдение поощрений, привлечение родителей в образовательный процесс.

Для анализа показателей образовательной среды было проведено обследование в школах города. В обследовании приняли участие педагогические работники коррекционных образовательных организаций и педагоги общеобразовательных школ, в которых дети с РАС обучаются в ресурсных классах. Анализ каждого параметра организации образовательной среды осуществлялся по 4-х бальной системе: 3 балла – высокий результат показателя; 2 балла – хороший; 1 балл – удовлетворительный; 0 баллов – неудовлетворительный.

Как оказалось, предметная организация образовательный среды МБОУ СШ № 82 и МБОУ "Приморская СШ" имеет средний балл –3, Соломбальская СКОШИ средний балл – 2, ГБОУ АО СКОШ № 31 – 2, 25 балла.

Пространственная организация образовательной среды была оценена так: МБОУ СШ № 82 средний балл – 3, МБОУ "Приморская СШ" имеет средний балл –2,7, Соломбальская СКОШИ и ГБОУ АО СКОШ № 31– 1.7 балла.

При оценке смысловой образовательной среды были получены следующие результаты: МБОУ СШ № 82 средний балл 3, МБОУ "Приморская СШ" – 2.4, Соломбальская СКОШИ – 0,8, ГБОУ АО СКОШ № 31 – 2, балла.

Социальная организация образовательной среды также оказалась различной: МБОУ СШ № 82 средний балл 2,7, МБОУ "Приморская СШ" –2.9, Соломбальская СКОШИ – 1,7, ГБОУ АО СКОШ № 31– 1,9 балла.

Исходя из полученных результатов обследования организации образовательной среды школ, можно выделить средний балл по каждому критерию: предметная организация образовательный среды имеет средний балл – 2,6; пространственная организация имеет средний балл –2,3; смысловая организация имеет средний балл – 2; социальная организация имеет средний балл – 2,3. Обследование показало, что имеются нарушения в конструировании образовательной среды во всех школах. Самые низкие показатели были получены по организации смысловой, социальной и пространственной сред. Надо отметить, что более низкие показатели имеют коррекционные школы.

На основе представленных данных, можно сделать вывод, что инклюзивное образование позволяет учитывать особенности и потребности каждого ребёнка с РАС. Исходя из особых образовательных потребностей младших школьников с РАС в общеобразовательной школе, мы можем индивидуально и дозированно вводить ученика в образовательное пространство, эффективно использовать дополнительные средства, методы, формы обучения, создавать условия для успешного обучения, обеспечивающего комфорт ребёнку.

Проанализируем, какие условия созданы для младшего школьника с РАС в общеобразовательной школе в МБОУ СШ № 82, куда поступил ребёнок с ранним детским аутизмом, смешанным вариантом парциальной недостаточности. На первом этапе работы было проанализировано заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое предоставили законные представители ребёнка. На основании этого заключения обучение должно быть построено по Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, вариант 8.3 (АООП НОО обучающихся с РАС).

Вначале была разработана индивидуальная программа сопровождения для ученика с РАС. От индивидуального образовательного маршрута зависит, как будет построен весь процесс обучения, какая образовательная среда будет организована для младшего школьника. Была поставлена главная задача – максимально безболезненно ввести первоклассника в образовательную среду.

Для ребёнка с РАС был выделен отдельный кабинет. Весь класс разделён на две зоны: учебную и сенсорно-разгрузочную. Весь учебный материал, необходимый учителю в течение учебного дня располагается на передвижном стеллаже, который находится вне зоны видения и доступа для ученика. Материал, который не используется, находится в шкафу также вне зоны видимости. Весь учебный материал располагается в отдельных папках по предметам. Для ученика также есть материал, который он может использовать во время отдыха. Материал для лепки, рисования, игрушки, настольные игры располагаются в шкафу на нижних полках. Во время перемен, динамической паузы ученик может использовать необходимый ему игровой материал.

Второе важное условие организации учебного процесса – адаптационный период. В этот период необходимо было установить эмоциональный контакт с первоклассником, помочь ему почувствовать интерес к школе, к учебному процессу. В адаптационный период были исследованы интересы, способности и возможности ребёнка с РАС. Были учтены особенности построения учебного процесса в адаптационный период. Учитывая индивидуальные способности ребёнка, после игровой деятельности в расписание включали те учебные предметы, которые вызывают положительный эмоциональный отклик. Создаются ежедневные ситуации успеха. Продолжительность учебных занятий наращивалась постепенно, начиная с 10 минут. Для планирования деятельности в течение учебного дня использовалось в работе визуальное расписание, которое было адаптировано для конкретного ученика. Расписание помогает чётко определить количество и последовательность уроков в течение дня, а также перемены для отдыха. Ежедневно перед учебными занятиями, совместно с ребёнком, составлялось расписание уроков и перемен. Ещё не приступая к учебной деятельности, ребёнок заранее знал, какие уроки будут у него, что снимает уровень тревожности. Кроме визуального расписания в своей работе используем визуальный план урока: что сначала – что потом. Для установления правил поведения в зоне доступа визуальные карточки, которые помогают регулярно вспоминать то, что нельзя делать: «не кричать», «не ударять», «не толкать», «не кусаться». Все визуальные правила символические. Учитывая особенности восприятия, используется индивидуальный учебный и дидактический материал. Особое внимание уделяется разработке пособий, адаптированных для младшего школьника. Данные пособия представлены в виде папок с заданиями, индивидуальных листов для работы, альбомов по каждому предмету, так как те учебные пособия, которые были предъявлены ученику, не воспринимались и учебный материал не усваивался должным образом. Каждое задание по предмету адаптируется для ученика. Объём задания также ориентирован на индивидуальный темп работы и возможности ученика. При подаче нового материала используем визуальные подсказки. Данные подсказки группируем в отдельные папки по каждому предмету. В связи с тем, что дети с аутизмом легче воспринимаю информацию через зрительный канал, в свой работе используем технические средства обучения, помогающие легче усвоить материал – презентации, познавательные сюжеты. Для формирования положительного эмоционального контакта со сверстниками ребёнок включается в совместную деятельность на праздниках, во время прогулки и совместных игр с детьми в центре социальной помощи семье и детям. При обучении ребёнка не следует забывать и о поощрении, что является для него значимым мотивационным компонентом.

В течение урока не только обращаем внимание на то: усваивает ли ребёнок предложенный материал, как взаимодействует с педагогом, но и обращаем внимание и реагируем на тот момент, когда ученик устал. Для этого используем карточку перерыв и таймер. В это период ребёнок уходит в зону сенсорной разгрузки и ученика никто не беспокоит.

Постепенное включение младшего школьника с РАС в адаптированную среду общеобразовательной школы позволяет реализовать возможности его развития, снизит его поведенческие проблемы, поможет спланировать и организовывать коррекционную работу.

Таким образом, основной задачей в организации школьного обучения младшего школьника с расстройствами аутистического спектра создание благоприятных условий для обучения, оказание помощи в постепенном, последовательном освоении среды общеобразовательной школы.

Список литературы:

1 Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова, Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – Т. 13. (47). – 2. – С. 8-16.

2 Старкова Т.Г. Особенности адаптации образовательной среды к потребностям детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] // В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 162–165.

3 Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. №2. С. 3-12. – Электрон. тестовые данные. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26191020_49212624.pdf

Просмотров работы: 17