ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Барахматова А.С. 1, Макарова О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебный предмет «Технология» для младшего школьника является значимым в плане формирования и развития рационально-логических, практико-технологических и эмоционально художественных знаний, умений, компетенций. Данный предмет позволяет расширить возможности самореализации обучающихся за счёт практического применения освоенных знаний и умений при выполнении учебного изделия. Однако самореализация происходит лишь в том случае, когда учебное изделие выполнено успешно и ученик это осознаёт.

Проблема поддержки успешности младших школьников в современных условиях является чрезвычайно актуальной. ФГОС НОО нацеливает учителя на «гарантированность достижения (учеником) планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности» (стр. 6). Исследование учебников, тетрадей на печатной основе и методических пособий показало, что успешность изучения предмета «Технология» связана с формированием у учащихся комплекса планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных). На уроках технологии у учащихся формируются предметные технико-технологические знания и способы деятельности, метапредметные умения (умение поставить учебную задачу, удерживать её, выбирать рациональные приёмы работы, контролировать и оценивать себя), личностные характеристики (развитие волевой сферы, осознание значимости своего и ценности чужого труда и т.п.). Однако, наши наблюдения показали, что ученики на уроке чаще всего нацелены на выполнение учебного изделия и не осознают, чему они учатся на уроках технологии, какие знания и умения являются ключевыми для выполнения изделия. Причина видится в том, что ученики не мотивированы на усвоение учебного материала, который входит в этап подготовки к выполнению учебного изделия. Анализ работы учителей показал, что они под успешностью понимают качество учебного изделия, а формирование у младших школьников технико-технологических знаний и способов действий происходит формально, что и отражается на качестве работы учеников.

Возникает проблема: качество учебных изделий, выполненных учениками на уроке технологии, чаще всего не соответствует заданным критериям оценки, поскольку ученики не мотивированы на усвоение и точное применение технико-технологических знаний и способов обработки материалов. Происходит это, на наш взгляд по ряду причин. Во-первых, потому, что понятие «успешность» применительно к содержанию уроков технологии не сформулировано и понимается и учителями, и учениками по-разному. Во-вторых, потому, что ученики не мотивированы на осознанное применение усвоенных технико-технологических знаний и умений при изготовлении учебных изделий. В-третьих, в методике обучения технологии отстутсвуют специальные приёмы, задания, упражнения, способствующие повышению познавательной мотивации учеников на протяжении всего урока и осознанию детьми взаимосвязи между теоретическим материалом и его практическим воплощением.

Для устранения указанной проблемы считаем необходимым определить трактовку понятия успешность.

Теоретический анализ научных работ (В.К. Вилюнас, Е.А. Никитина, С.Л. Рубинштейн и др.) [3, 15, 17] показал, что успешность в психологии рассматривается как «эмоциональное состояние учащегося, выражающееся в его личном отношении к деятельности и ее результатам» [17, с. 484]. Исходя из данной точки зрения, успешность младших школьников на уроках технологии следует трактовать как модально положительное эмоциональное состояние учащихся, выражающееся в личностном отношении к процессу и результату усвоения технико-технологических знаний, приёмов и выполнению изделия в целом. Это значит, что ученик испытывает удовольствие от проделанной на уроке работы, поскольку она высоко оценивается самими учеником, его одноклассником и учителем.

В педагогических работах (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.) успешность рассматривается как проблема эффективности и результативности обучения [1, 6, 10, 19]. Исходя из данной трактовки успешность изучения школьником содержания учебного предмета «Технология» логично рассматривать как сформированность технико-технологических знаний и умений, способность себя контролировать и оценивать при изготовлении учебного изделия.

Согласимся с точкой зрения Ю.Н. Кулюткина в том, что успешность обучения является динамично изменяющимся и непостоянным явлением, поскольку ее качество обусловлено целым рядом факторов: обучаемостью ученика, т.е. его способностью усваивать определенные знания, формировать умения; особенностями мотивационно-волевой сферы, уровнем развития психических познавательных процессов обучающегося, характером и уровнем сложности учебных программ, слаженностью взаимодействия учителя и ученика [8].

В ходе теоретического анализа психолого-педагогических источников (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградова, А.А. Люблинская и др.) установлено, что успешность младших школьников обладает рядом характеристик. Она неустойчива – вспыхнувший интерес, без поддержки быстро угасает, не возобновляется, учебные задания, выполняемые без интереса к ним, вызывают утомление; ситуативна – для ученика важны осознание ценности учебного изделия для себя, эмоциональной комфортности пребывания на уроке; неосознанность – отсутствие взаимосвязи усвоенными знаниями, умениями и качеством выполнения учебного изделия. Считаем, что данные характеристики являются решающими при достижении успешности младших школьников на уроках технологии.

Ввиду изменчивости и нестабильности успешности требуется её поддержка, которая, вслед за А.А. Реан, понимается как «…система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь участникам образовательного процесса в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей, как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни» 16, с. 138. Мы предполагаем, что поддержка успешности младших школьников на уроке технологии достигается особой организацией учебного процесса. Детерминантой организации является особая психическая способность младшего школьника – любопытство, то есть его неосознанное стремление к познанию. Любопытство вызывает интерес с самого начала урока – на этапе актуализации, если в его содержании методически верно раскрывается хотя бы одна проблемная ситуация. Затем интерес поддерживается на этапе освоения необходимых технологических приёмов изготовления учебного изделия. При этом важно помочь ученикам осознать, что от освоенности умения и/или приёма (приёмов) зависит качество их изделий. Далее интерес поддерживается в ходе анализа дефектов изделия. Осмысление причин появления дефектов позволяет ученикам найти пути, которые помогут устранить затруднения и ошибки. При этом непроизвольно определяются критерии контроля и оценки учебного изделия, технико-технологических знаний и умений. Ученик стремится целенаправленно контролировать свои действия, осуществлять поиск рациональных решений, выполнить учебное изделие качественно. Однако следует учитывать важное обстоятельство – успешность будет учеником достигнута только в том случае, если он сам заинтересован в учебной деятельности, то есть мотивирован на познание в течение всего урока.

Теоретические основы познавательной мотивации заложены в трудах И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной и др. [7, 17, 9, 12, 13]. В нашем исследовании познавательная мотивация, вслед за Е.Л. Виноградовой, понимается как способ проявления поисковой активности, интереса и потребности к усвоению технико-технологических знаний, умений и осознанной избирательности способов учебной деятельности [4].

Проанализировав исследования А.А. Реана [16], В.А. Якунина [20] и др., мы можем утверждать, каким бы способным не был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется. Например, эксперименты при изучении прикладного творчества учащихся А.А. Моткова показали, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Те, кто заинтересован в учебе, создают более оригинальные модели, чем их соученики с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности.

Организация процесса обучения, нацеленного на развитие у учащихся познавательной мотивации, должна строиться с учётом её специфики. Мотивация младших школьников характеризуется рядом особенностей, препятствующих успешному учению. По данным М.В. Выгодиной, А.К. Марковой и др. познавательные мотивы младших школьников, основаны на интересе, но при этом являются неустойчивыми, ситуативными и малоосознанными. Следовательно, для преодоления указанных характеристик на уроках технологии целесообразно использовать специальные задания. В связи с приведённой выше характеристикой учебного процесса для уроков технологии, нами были выделены три группы учебных заданий: 1) на вызов интереса и познавательных мотивов к предстоящей деятельности, 2) на поддержку познавательной мотивации при освоении технологии изготовления изделия и вызов потребности в усвоении технико-технологических знаний и умений; 3) на поддержку познавательной мотивации при подготовке обучающихся к самоконтролю и самооценке. Теоретический анализ педагогической литературы показал, основой заданий могут служить проблемные ситуации, реализующиеся в соответствии с технологией, разработанной Е.Л. Мельниковой. Вызов познавательной мотивации на этапе актуализации – начало методической работы. Важно её продолжить так, чтобы у учеников возникла и сохраняла устойчивость на протяжении всего урока потребность в изучении содержания и его практической реализации. Для этого ученикам предлагаются задания на осмысление значения изучаемых технико-технологических знаний и умений, влияющих на качество учебного изделия, на анализ ошибок, допущенных в заготовленных учителем изделиях, что помогает ученикам обнаружить в них дефекты, понять их причины и способы предотвращения, а затем и принять как руководство к действию смысл контроля, его критериев и параметров оценки. Мы рассчитывали, что при выполнении этих заданий у учеников возникнет понимание взаимосвязей между учебной задачей, изучаемыми технико-технологическими знаниями и способами выполнения той или иной операции, необходимостью контролировать себя (пооперационный и итоговый контроль), а значит и эмоциональная комфортность, и устремлённость на успешное выполнение работы. Последовательное применение данных заданий является принципиальным условием методической организации каждого урока. Только в этом случае ученики будут испытывать удовольствие от процесса познания, желание сознательно прикладывать усилия и демонстрировать прилежание для достижения результата. При этом мы принимали во внимание, что процесс познания – двусторонний и противоречивый. Поясним. Учитель выступает в роли помощника, консультанта – он методически организует урок, выстраивая в целостность содержание, методы, приёмы, формы познавательной деятельности учеников, выбирая темп и стиль ведения урока. Однако учебную деятельность осуществляет ученик сам, значит, ему самому необходимо осознать наличие познавательной мотивации, вырабатывать собственный индивидуальный стиль работы, проявить творчество и инициативу, приложить усилия для получения качественного результата. Считаем, что при такой организации урока технологии познавательная мотивация станет способом действий для достижения успешности, а значит – средством его поддержки.

Данные задания были апробированы в ходе формирующего эксперимента в ГБОУ НАО «СШ п. Искателей». В эксперимент участвовали ученики третьего класса (20 человек). Согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы учителя нами было разработано и проведено четыре урока технологии. Для каждого урока группы заданий были наполнены соответствующим теме содержанием. Затем была проведена диагностика успешности младших школьников и влияния на неё познавательной мотивации.

Обобщенные полученные данные позволяют сделать следующие заключения.

Содействие появлению познавательных мотивов и установление взаимосвязи между ними и успешностью ученика на уроке технологии – сложный педагогический процесс взаимодействия учителя и ученика, в котором учитель играет руководящую роль, управляя поисковой активностью, интересом ученика, его учебной деятельностью, а ученик как субъект этой деятельности вовлечён в процесс, состоящий из ряда действий: усвоения знаний и умений, выбора способов достижения результата, осознания их влияния на конечный результат, воплощения усвоенного в учебном изделии, его контроля и оценки.

Применение экспериментальных заданий позволило повысить интерес и стремление учеников к познанию, возбудить у них желание усвоить знания о технологии изготовления учебного изделия, технологические приёмы, позволяющие выполнить его успешно, помочь осознанию потребности в самоконтроле и самооценке. По результатам эксперимента отмечаем, что у 18 третьеклассников экспериментального класса учебные изделия стали более качественными – они соответствовали выбранным для уроков критериям контроля, хорошим и высоким параметрам оценки. Школьники эмоционально делились впечатлениями об успехах, отмечали, что уроки стали интереснее. Отмечено, что ученики не только формулировали, но и удерживали учебную задачу на протяжении всего урока, обосновывали значение изучения технико-технологических знаний и формирования соответствующих умений. Полученные данные свидетельствует о том, что познавательные мотивы младших школьников более осознанными и устойчивыми. Однако характеристика ситуативности сохранилась – младшие школьники третьего года обучения всё-таки достаточно сильно зависят от собственного эмоционального состояния, конкретной учебной ситуации, понимания ценности учебного изделия для себя.

Таким образом теоретически обосновано и практически подтверждено, что познавательная мотивация младших школьников является средством поддержки их успешности на уроке технологии: чем более осознанны и устойчивы познавательные мотивы, тем более высока вероятность успешности обучающихся. В частном порядке отмечено, что успешно выполненная на уроках технологии учебная работа способствует эмоциональному подъёму, усилению потребности узнать новое и выполнить учебное задание на последующих уроках.

Список литературы:

1 Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] : педагогика и психология / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1987. – 78 с.

2 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] : избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.

3 Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Текст] : учебное пособие / В.К. Вилюнас. – М.: Моск-й ун-т, 1994. – С. 3-28.

4 Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации [Текст] : автореферат диссертации / Моск. гор. психол.-пед. ин-т. – М., 2004. – 20 с.

5 Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника [Текст] / М.В. Выгодина / НОУ ВПО «Российский новый университет». – М.: Смысл, 2015 – С. 43-48.

6 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

7 Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – Разд. 4. – С. 231-384.

8 Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] : сборник науч. трудов / Под общ. ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. – М.: Просвещение, 1972. – 117 с.

9 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2 т. Т. 1 / В.В. Давыдов [и др.]. – М.: Педагогика, 1983. – Разд. 2. – С. 142-279.

10 Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] : учебное пособие / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.

11 Люблинская, А.А. Проблема мотивации деятельности в детской психологии [Текст] : сборник / А.А. Люблинская, Л.: Изд-во ЛГУ, 1949 – С. 18-32.

12 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

13 Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников [Текст] : учебное пособие / М.В. Матюхина. – Волгоград: ВГПИ, 1986. – 72 с.

14 Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Текст] : монография / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 266 с.

15 Никитина, Е.А. Самореализация школьника в учении [Текст] : автореферат диссертации // Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышеского. – Саратов, 2002. – 22 с.

16 Реан, А.А. Психология личности [Текст] : учебное пособие / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.

17 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2002. – Разд. 4. – С. 482-597.

18 ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Федеральный государственный стандарт начального общего образования, [2015]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://sch10.rybadm.ru/1/docum/fgos_noo_2015.pdf, свободный (дата обращения: 24.06.2020). –Загл. с экрана.

19 Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] : Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 157 с.

20 Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / В.А. Якунин, 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 348 с.

Просмотров работы: 31