ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕКСОЙ ЗОНЫ РОССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕКСОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Адилова А.Э. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с изменениями, которые происходя в обществе, особенно актуальной становится проблема профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. В начале взрослой жизни каждый человек встаёт перед выбором профессионального самоопределения, это является важным аспектом социализации каждого индивида. При выборе жизненного пути на подростка оказывают влияние семейное окружение, государственная политика, интересы, возможности и способности самого человека, советы друзей, а также – проводимые в школе профориентационные мероприятия, целью которых является сохранить трудовые ресурсы в своем регионе, исходя из его потребностей. В широком понимании профессиональная ориентация представляет собой работу по обеспечению индивида информацией о профессиональных сферах и услугах в жизни общества, о правильном выборе будущей профессии с учётом психофизических качеств человека [2].

В психологии термин «профессиональная ориентация», трактуется как система мер, ориентированная на предоставление помощи молодёжи в выборе будущей профессии. По свой сути является системой мероприятий, которая формирует у учеников взгляд на профессиональное самоопределение. Также готовит к осмысленному и обоснованному выбору профессии в соответствии с интересами, потребностями, возможностями и желаниями, исходя из общественных потребностей специалистов различного профиля [3].

Основной группой населения, которая находится в поиске своего профессионального самоопределения, является молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет. Именно на эту возрастную группу рассчитаны мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию.

Грамотно выстроенная и качественно реализованная система профессиональной ориентации даст возможность повысить знания у старшеклассников об имеющихся профессиях, возможностях их получения и реализации себя в них.

Вопросы профориентационной работы, а также профессионального самоопределения рассматривались как зарубежными, так и отечественными учеными, такими как Н.С. Крупская, А.С. Макаренко К.М.Гуревич, Е.А. Климов, А.К. Марков, Н.С. Пряжников, А.Е. Голомшток, А.Н. Волковский, А.Д, Сазонов. В.Ф. Сахаров, А.П. Болтунов, Л.А. Йоваш, В.Л. Оссовский, Э.Ф. Зеер, Е.М. Борисова, М.Н. Руткевич, А.З. Гильманов.

Особенно остро проблема кадрового обеспечения стоит перед регионами Арктической зоны России. В связи с этим актуальной научной задачей является исследование согласованности подготовки кадров системой профессионального образования и кадровых потребностей ведущих работодателей регионов Арктической зоны России.

Для определения востребованных профессий на рынке труда регионов Арктической зоны России были проанализированы ключевые источники информации о профессиях, на которые отмечается высокий спрос в этом регионе. Полученные данные можно представить в виде таблицы «Профессии, востребованные на рынке труда регионов Арктической зоны РФ или вообще для арктических стран» (таблица 1).

Таблица 1

Профессии, востребованные на рынке труда регионов Арктической зоны РФ

Отрасль экономики

Примеры наиболее востребованных профессий

Промышленное производство

Инженер-конструктор, оператор станков с программным

управлением, токарь, лаборант химического анализа (33 профессии)

Строительство

Арматурщик, бетонщик, изолировщик, инженер-сметчик,

инженер-проектировщик, каменщик (30 профессии)

Транспортнологистический комплекс

Водитель автомобиля, водитель вездехода, инженер по транспорту, диспетчер, капитан, матрос (29 профессий)

Горнодобывающий и нефтегазодобывающий комплекс

Бурильщик, взрывник, геолог, геофизик, инженер по освоению месторождений нефти и газа, инженер по горным работам (25 профессий)

Социальная сфера (образование, здравоохранение, ЖКХ и др.)

Врач, учитель (различные специализации), фармацевт, фельдшер, эколог, электрик и др. (24 профессии)

Сфера услуг, торговля

Менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, парикмахер, повар, кондитер, продавец-кассир, товаровед, швея (17 профессий)

Рыбохозяйственный комплекс и сельское хозяйство

Ветеринарный врач, гидробиолог, животновод, зоотехник, тракторист (12 профессий)

Энергетическая инфраструктура

Инженер-энергетик, электромонтажник по силовым

сетям и электрооборудованию, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей (11 профессий)

Информационные технологии, телекоммуникации

Инженер-программист, инженер-электроник, сетевой и системный администратор (10 профессий)

Межотраслевые профессии

Менеджер, делопроизводитель, бухгалтер, экономист, юрист, специалист по кадрам, переводчик (9 профессий)

Анализ научной и методической литературы, статистических и исследовательских данных позволяет выделить следующие ключевые проблемы профориентационной работы:

- отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха;

- неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане;

- практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой;

- недостаточное количество отводимого времени в школах на знакомство учеников с миром профессий, рынком труда, приучения к труду;

- недостаточность должного внимания от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам;

- разработка и функционирование единой, комплексной системы профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения;

- непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной.

На сегодняшний день в ключевом регионе Арктической зоны России – Архангельской области, профориентационная работа осуществляется агентством по труду и занятости Архангельской области. Специалисты отдела профориентации, профобучения и профконсультанты центров занятости Архангельской области участвуют в реализации «Программы содействия занятости населения Архангельской области», «Основных направлений программы содействия занятости молодежи Архангельской области», областной социально-экономической целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», в рамках которых проводятся различные профориентационные мероприятия для молодежи и выпускников школ. Ключевые подходы, механизмы, цели и задачи профориентационной работы в Архангельской области отражены в законе Архангельской области от 21.11.2011 № 387-26-ОЗ«О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи в Архангельской области».

На официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Архангельск» размещены интернет-ресурсы, направленные на решение задач по профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи [4].

В целом можно отметить, что г.Архангельске и Архангельской области предпринимаются попытки по созданию профориентационной деятельности через:

- проведение профориентационных уроков в школах, а также приглашения специалистов из колледжей, ВУЗов, техникумов и потенциальных работодателей;

- взаимодействие центра занятости и школ, через специалистов отдела профессиональной ориентации;

- сайт администрации Архангельской области, предоставляет свои услуги в виде: профориентационной индивидуальной консультация и трудоустройству молодёжи, тестирований, справочника профессией;

- информирование об Арктических профессиях в основном проходит лишь на уровне профориентационных уроков [1].

Таким образом, в Архангельской области ведётся профориентационная политика, но она является недостаточно эффективной, т.к. продолжает наблюдаться отток молодого населения из области и всего региона Арктической зоны РФ.

Для оценки эффективности проводимых профориентационных мероприятий на самоопределение старшеклассников, а также выяснение осведомленности школьников о востребованных в Архангельской области профессиях была разработана анкета. Она состоит из 3 блоков, включающих 22 закрытых вопросов и трёх открытых, направленных на выявление представлений школьников при выборе ими трудового пути, их мотивации при выборе профессий, оценки влияния школьных профориентационных мероприятий на этот выбор (таблица 2).

Таблица 2

Вопросы анкеты

I блок

1.1 Чем Вы собираетесь заниматься после окончания школы?

1.2 Если Вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

1.3 Как Вы считаете, чем следует руководствоваться при выборе профессии?

II блок

2.1 Выбрали ли Вы будущую профессию?

2.2 Какие факторы следует учитывать при выборе будущей профессии?

2.3 С какими трудностями Вы столкнулись при выборе профессии?

2.4 Откуда Вы получаете информацию о тех профессиях, которые есть в г. Архангельске и Архангельской области?

2.5 Что повлияло на выбор будущей профессии?

2.6 Проводят ли у Вас в школах профориентационные уроки?

2.7 В какой форме они проходят?

2.8 Что вам больше всего запомнилось на данных профориентационных мероприятиях

2.9 Профессии, которые Вам особенно запомнились?

2.10 Повлияли ли профориентационные мероприятия, на выбор будущей профессии, на место учебы?

2.11 Нужна ли Вам помощь специалиста по вопросу выбора профессии?

2.12 Знакома ли Вам такая профессия как «организация работы с молодёжью?»

III блок

3.1 Какое образование Вы хотели бы получить?

3.2 Планируете ли Вы уехать учиться или работать в другой регион или страну?

3.3 Если да, то почему:

3.4 Если нет, то почему:

3.5 Знаете ли, о перспективах экономического и социального развития Арктической зоны РФ?

3.6 Знаете ли Вы, какие профессии востребованы в нашем регионе?

3.7 Рассказывали ли Вам в школе о востребованных профессиях?

3.8 Какую бы Вы хотели выбрать, если бы имели такую возможность?

3.9 Как Вы считаете, какие профессиональные сферы окажутся наиболее востребованными в нашем регионе?

3.10 Какую информацию дополнительно вы хотели бы получить при выборе профессии?

В исследовании приняло участие 120 учащихся из разных школ города Архангельска и Архангельской области, из них ученики 9 класса – 24%, 10 класса – 18% и 11 класса – 58%. По половому составу – 60% девушки и 40% юноши.

Представим наиболее значимые результаты, полученные в ходе исследования.

Так на вопрос «Чем Вы собираетесь заниматься после окончания школы», большая часть респондентов (46%) ответили, что планируют получать дальнейшее образование в вузах. Продолжить образование в средних профессиональных учебных заведениях собираются 35% опрошенных. Одинаковое соотношение показали ответы на вопрос «Работать после окончания школы» и «Служить в армии» по 8% респондентов и 3% заявили об отсутствии конкретных планов и даже о нежелании работать или учиться после школы.

На вопрос «Если Вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?» предполагал несколько вариантов ответов, самыми популярными ответами были: психолог, так ответили 25%, журналист (20%), предприниматель (20%), юрист (17%), госслужащий (19%), руководитель/менеджер (18%), военнослужащий (16%), программист (15%), экономист, финансист, бухгалтер (15%), педагог (13%), архитектор (14%), переводчик (11%) и др.

Вопрос «Как Вы считаете, чем следует руководствоваться при выборе профессии?» так же предполагал несколько вариантов ответов. При выборе будущей на первое место школьники ставят свои собственные интересы и склонности (63%), приоритетом для выбора профессии также является заработная плата (58%), далее идут комфортные условия труда (48%), желание реализовать себя (35%), общественная значимость (29%) и престижность профессии (26%). Менее всего старшеклассники руководствуются при выборе профессии семейными традициями (11%) и такими мотивами, как «за компанию» с друзьями (3%). Таким образом, старшеклассники предпочитают выбирать профессию, руководствуясь собственными интересами, комфортными условиями труда и высоким заработком.

Выяснение тех трудностей, с которыми школьники встречаются при выборе будущей профессии, осуществилось путем анализа большого количества таких ответов, как: «не определилась с выбором будущей профессии», «не выбрали подходящую профессию» или «сомневаются в правильном выборе». Большое количество таких ответов у старшеклассников подтверждает вывод о необходимости помощи в профориентации. Так 51% опрошенных сомневаются в правильном выборе профессии; 36% указывают на недостаточную информированность о профессиях; незнание собственных склонностей и способностей отмечают 32% опрошенных школьников; не знают, как правильно выбрать профессию 18%, а 7% даже не задумывались пока о выборе профессии.

Таким образом, можно отметить, что значительная часть выпускников ещё не определись в выборе профессии. Самым популярным был выбран ответ о незнании собственных интересов и склонностей; это означает, что ученикам нужна помощь специалистов, которые могли бы определить к какой сфере больше всего склонен человек. Плохая информированность об имеющихся профессиях так же мешает ученикам сделать правильный выбор; следовательно, нужно проводить больше работы по популяризации различных профессиональных сфер деятельности. Многие ученики старших классов даже не знают, как им выбрать профессию; таким образом, необходимо создавать соответствующие обучающие программы.

Из ответов на вопрос «Откуда Вы получаете информацию о тех профессиях, которые есть в г. Архангельске и Архангельской области?» стало понятно, что старшеклассники в большинстве случаев (77%) получают информацию о профессиях в основном из Интернета, во время посещения «дней открытых дверей», проводимых профессиональными учебными заведениями (38%), информирование учителями (34%), «ярмарки профессией» (27%), узнают от друзей 21%; в результате посещения с экскурсиями предприятий 17%. Стоит отметить, что на школьных профориентационных занятиях всего 17%.

Немаловажным фактором является выявление того, что повлияло на выбор будущей профессии. Исходя из результатов опроса, видно, что в основном это собственные интересы (так ответили 54%), далее идёт мнение родственников/родителей (28%), советы знакомых и друзей (13%), информация, полученная из СМИ (12%). Важным является то, что меньше всего влияния на выбор будущей профессии оказывают мнение учителей 6% и школьные профориентационные занятия (4%). При этом 71% опрошенных отметили, что в их школе проводятся профориентационные мероприятия. На вопрос «Повлияли ли профориентационные мероприятия, на выбор будущей профессии, на место учебы?» 60% опрошенных ответили отрицательно, 20% – утвердительно и 20% затруднились с ответом. Как видно из приведенных выше данных реализуемые профориентационные мероприятия значимо не влияют на выбор будущей профессии. Подростки самостоятельно пытаются найти себе профессию, нередко не зная об имеющихся перспективных профессиях в своём регионе.

При этом стоит обратить внимание, что на вопрос «Нужна ли Вам помощь специалиста по вопросу выбора профессии?» больше половины опрошенных считают, что она им требуется. Это указывает, на то, что потребность в профориентационной работе у подростков присутствует, но предлагаемые формы работы малоэффективны и требуют пересмотра.

Достаточно важными являются результаты опроса, позволяющие отметить отношение подростков к собственной профессиональной реализации в Архангельской области: 63% опрошенных считают, что в других регионах больше перспектив при трудоустройстве; по мнению 20%, в других городах, прежде всего в столичных, лучше и качественнее образование; 17% респондентов хотели бы уехать из родных мест, чтобы попробовать самостоятельную жизнь и только треть опрошенных (31%) твердо хотят остаться у себя на родине.

Обращает на себя внимание, желание подростков переехать в другие регионы, при этом не зная ничего о перспективах экономического и социального развития в арктической зоне РФ, о востребованных профессиях на территории их проживания. Например, на вопрос «Знаете ли, о перспективах экономического и социального развития Арктической зоны РФ?» большинство опрошенных ответило отрицательно (59%), лишь 28% выпускников указали, что владеют необходимой информацией; почти 80% подростков не знают о востребованных профессиях своего региона. Эти данные подтверждают предположение о слабой информированности старшеклассников в вопросах профессиональной ориентации и потребностей рынка труда своего региона.

Интересным представляется видение подростков о востребованных профессиональных сферах в г.Архангельске и Архангельской области. По мнению старшеклассников наиболее востребованными являются: сфера промышленности и строительства (52%), транспортная сфера (49%), здравоохранение (48%), образование, наука, культура (35%), государственное и муниципальное управления (32%), финансово-кредитная сфера и предпринимательство (24%), сфера безопасности (30%). Менее востребованными по мнение респондентов оказались профессии в сельском хозяйстве 20%, а также, как ни странно, в сфере оказания услуг населению (19%).

Значимыми для построения профориентационной работы является ответы подростков на открытый вопрос «Какую, информацию дополнительно вы хотели бы получить при выборе профессии?», которые позволяют понять, в чем нуждаются старшеклассники при проведении профориентационных мероприятий («Чтобы больше информировали, куда можно поступить после 9 класса», «В какой университет лучше поступить», «Востребованность профессии через 5,10,15 лет», «Возможность карьерного роста», «Актуальность арктических профессий», «Хотелось бы знать, как проходит сам процесс работы от людей, которые уже работают на данной профессии, какие есть трудности и какие есть возможности. Что им нравится в профессии и что вызывает сложности», «Востребованность на рынке труда», «Возможность выезжать на предприятия», «Какие-либо особенности, как проходит день сотрудника», «Иметь возможность задать прямые вопросы специалисту в этой сфере»).

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

старшеклассники не в полной мере осознают и не понимают своих склонностей и интересов, не знают, как исходя из этого правильно выбрать свою будущую профессию, поэтому часто совершают ошибки при выборе своего трудового пути;

выпускники недостаточно знают о перспективных направлениях, которые есть в регионе проживания, что приводит к оттоку молодого поколения из региона на этапе получения профессии и дальнейшего трудоустройства;

в рамках школьной профессиональной ориентации в достаточном объеме не предоставляется информация о возможностях овладения профессией, карьерном росте и потребности рынка труда в арктическом регионе РФ;

во многих школах проводят профориентационные мероприятия, но они являются недостаточно неэффективными.

Полученные исследовательские данные, позволяют говорить о необходимости разработки актуальных, востребованных для подростков профориентационных программа, направленных на раскрытие профессионального и трудового потенциала Архангельской области и всего арктического региона России.

Список литературы:

Большаковой, О. В. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учеб. программа. / О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.

Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 301 с.

Лукин, Ю. Ф. Арктическая энциклопедия: население арктики [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Лукин // Северный (Арктический) федеральный университет. – 2014. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://narfu.ru/university/library/books/1400.pdf, свободный (дата обращения 13.04.2020). – Загл. с экрана.

Степусь, И. С. Миграционные потоки выпускников вузов для работы в Арктической зоне России: количественный и качественные аспекты / И. С. Степусь, А. В. Симакова // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. –№ 10. – С. 1872–1887.

Российская Федерация (2013 – 2018; В. В. Путин). Президент. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2013 г., № 232 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (дата обращения: 25.04.2020).

Просмотров работы: 19