ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Бушманова Е.А. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь представляет собой одну из самых сложных высших психических функций. Именно речевая способность человека обеспечивает связь личности с социумом, позволяет выстраивать коммуникацию, передавать и воспринимать информацию, получать необходимые ресурсы. В настоящее время все чаще встречаются дети, имеющие различные речевые нарушения, приводящие ко вторичным задержкам в психическом развитии, вызывающие трудности при подготовке к школьному обучению, а в последствии и в овладении образовательной программой. Среди них, по мнению Р.Е. Левиной, значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), одной из наименее изученной проблем которых являются трудности в овладении словоизменением глаголов.

Для того, чтобы выстраивать свою речь грамотно и быть понятыми людьми, существует понятие о грамматическом строе языка. Данный компонент речи отражает логику построения языка и, по словам К.Д. Ушинского, «делает речь из мысли словом». Грамматический строй речи включает в себя всю систему единиц и правил функционирования речевой способности с опорой на морфологию, словообразование и синтаксис. Морфология включает себя такое понятие, как словоизменение, на чем остановимся более подробно.

Словоизменение отдельных частей речи, а именно глаголов – это образование различных форм глаголов с сохранением их лексического значения. Для изменения форм глаголов используются различные типы их преобразования: по временам, по лицам и по видам. Каждый тип формоизменения отдельного глагола включает определенную особенность. Так при модификации глагола по временам учитывается значение времени действия к моменту речи о нем, а также окончание основы слова на гласную или согласную.

Лицо глагола представляет собой образование формы глагола, которая имеет грамматическое значение субъекта или объекта, совершающего определенное действие. Видовое изменение глаголов – это умение образовывать такую форму глагола, которая показывает совершение, протекание действия во времени.

Все вышеперечисленные словоизменительные признаки объединяются в ключевое понятие – спряжение глаголов. К.Д. Ушинский подмечал, что «спрягать глагол значит – изменять окончания глагола и личные местоимения, при нём стоящие, для выражения времени, действия, числа, и рода действующих предметов».

Спряжения принято разделять на первое и второе в зависимости от модальности окончания слова. Первое спряжение имеет следующие окончания у глаголов единственного числа: для первого лица -у(-ю), для второго – ешь, для третьего – ет. Во множественном числе у первого лица – ем, у второго – ете, у третьего –ут (-ют). Для второго спряжения единственного числа характерны окончания: для первого лица – у (-ю), для второго – ишь, для третьего –ит. Во множественном лице окончания у глаголов первого лица –им, у второго – ите, у третьего – ат (-ят) [3].

Овладение спряжениями глаголов, то есть его словоизменением, происходит постепенно в дошкольном возрасте и имеет определенную последовательность и структуру усложнения. Так отечественный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев выделяет первый этап от 1 г. 8 мес. — до 1 г. 10 мес., который характеризует зарождение фразы у ребенка, однако при этом используется только общий смысл, который ребенок хочет передать. Глаголы употребляются в форме второго лица единственного числа (повелительное наклонение – дай, пать) или в неопределенной форме, грамматическая связь между словами еще не сформирована. Чуть позже с 1 г. 10 мес. — до 2 г. 1 мес. – у ребенка появляются первые формы слова, благодаря тому, что дети начинают замечать связь между словом и предложением. Чаще встречается повелительное наклонение второго лица единственного числа (иди, дай), формы глаголов третьего лица единственного числа настоящего времени (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы. К возрасту 5 лет дети с нормальным речевым развитием уже овладевают навыком самостоятельно образовывать глаголы, но у них могут встречаться единичные случаи ошибок в чередовании фонем в основах глагола, образуя новые словоформы. Помимо этого, затруднено образование грамматической правильной формы глаголов повелительного наклонения (вытри, положи) [2].

У дошкольников с ОНР формирование умения изменять формы глаголов происходит в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием. Однако темп овладения значительно снижен, что обусловлено трудностью в определении детьми с ОНР морфемы и сопоставлении ее со звуковым образом. Это возникает в том случае, когда у детей не сформировались языковые операции, а также морфологические и синтаксические обобщения, позволяющие выстраивать грамматически верную конструкцию. К наиболее заметным ошибкам в словоизменении глаголов можно отнести трудности в преобразовании глаголов второго и третьего лица, форм прошедшего и будущего времени, а также в образовании несо­вершенного и совершенного вида глаголов. Кроме этого, дети затрудняются согласовывать глагол с существительным как в настоящем времени (мальчики играет), так и в прошедшем (мальчики играл), глагол и местоимение (они ушел), используют некорректные родовые и числовые окончания глаголов в прошедшем времени (солнце ушел).

Отсюда следует, что ключевое внимание при формировании умения изменять формы глаголов следует отнести смысловому значению глагола, а также последовательности и постепенности появлению форм глаголов в онтогенезе. Необходимо упражнять в сочетании глаголов с существительными, так как в дальнейшем глагол будет выполнять важную функцию сказуемого в предложении.

Существует несколько методических подходов, направленных на формирование словоизменения глаголов. Так Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. в своем пособии «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)» выделяют следующую последовательность работы:

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе.

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее в связной речи. На каждый этап работы предлагается примерный речевой материал [4].

В труде Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» даются рекомендации по проведению занятий и комплексы упражнений на каждый возраст для формирования словоизменения глаголов, нежели последовательность формирования данного навыка. Авторы делают акцент на переход от использования игрушек к включению в занятия наглядного материала и словесных приемов при выполнении заданий. Особенно актуальным считается использование специальных словесных грамматических упражнений. Детям предлагается образец грамматической формы ответа, которым может быть как речь педагога, так и других детей [1].

Л.В. Лопатина («Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами») предлагает включать в коррекционное обучение работу над словом, словосочетанием и предложением, так как эти направления тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Она отмечает важность, в первую очередь, обогащения словаря детей, уточнения значения слов, а лишь затем усвоения морфологических средств языка. Для достижения поставленных результатов автор использует картотеку упражнений [5].

Таким образом, умение изменять форму глаголов является одной из важнейших задач по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР и значимым элементом подготовки к школьному обучению. Решить которую возможно, используя технологии и методики, предложенные Алексеевой М.М., Лалаевой Р.И., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. и Яшиной В.И., построенные на понимании смысла конкретного глагола, применении дидактических заданий с опорой на наглядный материал и словесные упражнения, использовании грамматически правильного образца речи и учета онтогенеза речевой деятельности.

Список литературы:

1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред., пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2 Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

3 Кузнецов С.А. Глагольное словоизменение и формообразование в современном русском языке. Автореф. дис. докт. филол. наук. С-Пб., 2000. 42 с.

4 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5 Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - Спб.:  Издательство «Союз», 2005. - 192 с.

Просмотров работы: 71