Проблемы экологической безопасности жилых районов, примыкающих к автомагистралям, в московской области - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы экологической безопасности жилых районов, примыкающих к автомагистралям, в московской области

Запорожец А. Д. 1, Элькин Ю. И. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время во всех развитых странах мира произошел резкий рост количества автомобильного транспорта, в результате чего значительно повысились нагрузки как на окружающую среду, в том числе на жилые районы, так и на действующую дорожную сеть. При этом, транспортные сооружения могут улучшить условия жизни людей, эстетику ландшафта, становясь необходимым его элементом и в то же время должно противостоять разрушительным воздействиям природной среды в течение заданного периода времени, сохраняя надежность и технико-эксплуатационные свойства.

В системе транспортно-дорожного комплекса широко признается, что одним из основных минусов автотранспорта в городской среде является шум, загрязнение придорожной территории отработавшими газами, пылевидными частицами, аэрозолями, содержащими различные токсичные вещества. Поэтому в составе общей проблемы экологической безопасности дорожно-транспортного комплекса сокращение транспортного загрязнения среды обитания человека обоснованно занимает первое место [1].

Основной целью работы является исследование прилегающей к автомагистралям жилой застройки и выявление текущих экологических проблем с последующей разработкой путей решения по снижению воздействия на последнюю.

Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

найти способы улучшения экологической ситуации за счет снижения уровня шума от транспортных средств;

рассмотреть совокупности организационно – правовых, экономических, социальных, экологических аспектов при решении проблемы снижения шума от магистралей;

найти способы снижения уровня шума от автомобилей на дорогах общего пользования за счет инженерных изменений в планировочных решениях;

рассмотреть и найти способы решения проблемы с загрязнением атмосферного воздуха от автотранспорта.

Эффективным путем решения проблемы транспортного шума является снижение его уровня в самом источнике образования за счет изменения конструкции машин (например, применение менее шумных двигателей, увеличение звукоизоляции капота и звукопоглощения в подкапотном пространстве, использование малошумных протекторов шин и уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления автомобиля и т.д.). Если же рассматривать не отдельный автомобиль, а транспортный поток в целом, то можно рассмотреть следующие пути снижения шума в источнике: применение дорожной одежды с повышенным коэффициентом звукопоглощения, снижение скорости движения автомобилей, уменьшение величины продольного уклона автодорог и т.д.

Хороший эффект снижения шума по пути его распространения может быть достигнут за счет следующих способов [2]:

установка шумозащитных экранов;

сооружение шумозащитных валов;

посадка деревьев и кустарников между автодорогой и жилой застройкой, при этом многорядовая посадка деревьев с разрывами интенсивнее поглощает и рассеивает звуковую энергию, чем плотная полоса без разрывов.

Если же использование всех вышеперечисленных мер оказалось недостаточным для обеспечения санитарных норм по шуму для жилой застройки, то возможно применение способов защиты от шума непосредственно самого объекта (например, установка шумозащитных окон в жилых помещениях).

Многочисленные измерения уровней шума на территориях, примыкающих к автомагистралям, в Московской области (М3 «Украина», М4 «Дон», М9 «Балтия» и т.п.) показали влияние автодороги как источника доминирующего акустического воздействия как в условиях жилой застройки, так и в лесных массивах, и на безлесных участках.

Так же установлено, что граница зоны воздействия автомагистрали наиболее выражена на расстояниях до 150 метров от последней в зависимости от многочисленных внешних условий и особенностей рельефа местности. Превышения уровней шума в этой зоне над допустимыми значениями достигают 20 дБА, при этом на величину уровней шума влияет не только интенсивность и скорость транспортного потока, но и его состав, то есть доля грузового транспорта от общего количества автомобилей.

Список литературы

Трофименко Ю.В. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда: Учеб. пособие для студентов вузов по направлениям подготовки «Трансп. машины и трансп.-технол. комплексы», "Эксплуатация наземного трансп. и трансп. оборудования" и др. М.: Академия, 2006. 392 с.

Осипов Г.Л. Проектирование защиты от транспортного шума и вибраций жилых и общественных зданий: учеб. пособие. М.: Логос, 1999. 41 с.

Просмотров работы: 11